Влияние академической мобильности на формирование глобальной компетентности современных обучающихся
Автор(ы):
Ольга Георгиевна Масленникова, кандидат педагогических наук, директор Центра совместных образовательных программ, Национальный исследовательский Томский государственный университет, https://orcid.org/0000-0001-8697-863X
634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36, тел.: +7 (3822) 526359, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Татьяна Анатольевна Костюкова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и педагогической психологии, https://orcid.org/0000-0001-5999-0246, Национальный исследовательский Томский государственный университет
634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36, тел.: +7 (3822) 529720, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация.
Введение. В работе рассмотрена проблема формирования глобальной компетентности современных обучающихся посредством их участия в программах академической мобильности.
Методы и материалы. Представлены результаты исследования, проведённого на базе Национального исследовательского Томского государственного университета, целью которого являлось выявление особенностей участия обучающихся в программах академической мобильности, обеспечивающих формирование глобальной компетентности.
Обзор литературы был направлен на рассмотрение проблемы межкультурного взаимодействия в ходе профессиональной и личной деятельности обучающихся, на уточнение основных понятий и установление понятийного аппарата исследования.
Результаты исследования. Были актуализированы особенности формирования глобальной компетентности обучающихся современных университетов. На основе чего были обоснованы возможности академической мобильности для формирования глобальной компетентности в современных образовательных практиках.
Заключение. Рассмотрены и проанализированы взгляды российских и зарубежных учёных на проблему формирования глобальной компетентности, способствующей организации продуктивной межкультурной совместной деятельности. В статье также представлены результаты эмпирического исследования.
Ключевые слова: глобальная компетентность, академическая мобильность, межкультурная образовательная среда
Для цитирования: Масленникова О. Г., Костюкова Т. А. Влияние академической мобильности на формирование глобальной компетентности современных обучающихся //
Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 119–129. DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-119-129
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-119-129
УДК: 378.4
Статья поступила в редакцию 04.04.2022, одобрена после рецензирования
11.05.2022, принята к публикации 15.05.2022.
Список источников:
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования ; пер. с англ. / под ред. В. Л. Иноземцева. М. : Academia, 2004. 786 с.
2. Масленникова О. Г. Педагогические условия интернационализации образовательных программ как меры по повышению эффективности педагогической деятельности в исследовательском университете // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 473. С. 177–183. DOI: 10.17223/15617793/473/22
3. Nam K. A., Fry G. The development of global literacy and intercultural competence
as a response to the complex challenges of the 21st Century: A meta-synthesis // The Asian
Journal of Educational Research and Synergy. 2010. Vol. 2. № 2. P. 9–32.
4. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальная компетентность школьников и универсальные учебные умения (по результатам мониторинга функциональной грамотности) // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика : Сборник научных статей VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. К 25-летию Московского городского педагогического университета, Москва, 25 марта 2020 года. М., 2020. С. 454–458.
5. Панкаж В. «Компетентность» и «глобальная компетентность» в инженерно-техническом образовании: зарубежные исследования // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2019. № 3(15). С. 17–23.
6. Brustein W. I. Paths to Global Competence: Preparing American College Students to Meet the World. IIE Networker, Spring, 2006. Pp. 23–25.
7. Шабанов О. А. Метакомпетенция и метакомпетентность в рамках компетентностного подхода в образовании // Человек и образование. 2015. № 3(44). С. 53–56.
8. Dede C. Comparing frameworks for 21st century skills / In J. Bellanca & R. Brandt (Eds.) // 21st century skills: Rethinking how students learn. Bloomington, IN: Solution Tree Press, 2010. P. 51–76.
9. Leask B. Campus diversity, student participation and internationalization: a case study from Australia / In Teekens H. (ed) // Internationalization at home: a global perspective. The Hague : Nuffi c. 2006. Pp. 119–130.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : сайт. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/? (дата обращения: 17.12.2021).
11. Boix Mansilla V., Jackson A. Educating for global competence: Preparing our youth to engage the world. New York: Asia Society, 2011. 122 p.
12. Hunter W., White G., Godbey G. What does it mean to be globally competent? // Journal of Studies in Educational Education. 2006. Vol. 10. № 3. P. 267–285. DOI: 10.1177/1028315306286930
13. Van Roekel D. Global Competence is a 21st Century Imperative // NEA Education Policy
and Practice Development. 2010. Pp. 1–4.
14. Лукьянчикова М. С. О месте когнитивного компонента в структуре межкультурной компетенции // Россия и запад: диалог культур. М., 2000. Вып. 8, т. 1. С. 288–295.
15. Bennett M. J. Becoming interculturally competent / In J.S. Wurzel (Ed.) // Toward multiculturalism: A reader in multicultural education. Newton, MA : Intercultural Resource Corporation, 2004. Pp. 62–77.
16. Бабич А. В., Н. А. Шевелева, И. А. Васильев Академическая мобильность обучающихся: действующее правовое регулирование и практика его применения // Закон. 2016. № 11. С. 50–58.
17. Малкова И. Ю., Масленникова О. Г. Интернационализация образовательных программ как ресурс формирования глобальной компетентности выпускников магистратуры // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 444. С. 169–177. DOI 10.17223/15617793/444/22
18. Morey A. I. Changing higher education curricula for a global and multicultural world // Higher Education in Europe. 2000. Vol. 25, Issue 1. P. 25–39. DOI:10.1080/03797720050002170
19. Бабич А. В., Васильев И. А., Дивеева Н. И., Шевелева Н. А. Сетевая форма обучения – современный способ обеспечения академической мобильности студентов // Петербургский юрист. 2016. № 4. С. 186–195.