Методы преподавания английского и русского языков в колледжах и университетах Китая

Автор(ы):

Сай На, кандидат филологических наук, https://orcid.org/0000-0003-4732-8428, Цзянсуский университет науки и технологий

212100, Китайская Народная Республика, Провинция Цзянсу, г. Чжэньцзян, ул. Чанхуй, 666,

тел. : (+86) 19133848263, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мэн Линди, магистрант факультета русского языка, https://orcid.org/0009-0007-6590-0658, Цзянсуский университет науки и технологий

212100, Китайская Народная Республика, Провинция Цзянсу, г. Чжэньцзян, ул. Чанхуй, 666,

тел.: (+86) 19133848263, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Во введении указывается, что в условиях глобализации продвижение и популяризация английского и русского языков наблюдаются во многих странах мира, в том числе и в Китае. Однако в практике преподавания этих языков китайской аудитории существуют определённые различия, в частности в методах преподавания. Цель исследования охарактеризовать методы преподавания английского и русского языков в китайских колледжах и университетах, выявить проблемы и перспективы развития преподавания этих языков в Китае.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили публикации российских и китайских авторов. Впервые российскому читателю представляются статьи китайских учёных и практиков, написанные в течение последних двадцати лет, когда изучению иностранных языков стало отводиться особое место в образовательном процессе. Для освещения работ используется описательный метод. Комментарии авторов данной статьи основываются на методе включённого наблюдения, поскольку сами авторы являются преподавателями и имеют возможность анализировать процесс.

Ключевые слова: китайские колледжи и вузы, методы преподавания, английский язык, русский язык

Для цитирования: Сай На, Мэн Линди. Особенности методики преподавания английского и русского языков в китайских вузах // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18. № 1. C. 47–63. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-47-63

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-47-63

УДК: 372.881

Статья поступила в редакцию 09.01.2024, одобрена после рецензирования, 28.02.2024, принята к публикации 05.03.2024.

Список источников:

1. Приорова И. В., Гершанова А. Ф. Языковое образование в современном Китае : престижность или выравнивание возможностей // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2021. Вып. 2. С. 10–18. DOI: 10.25586/ RNU.V925X.21.02.P.009

2. Ли Вэньгэ, Ван Люно. Преподавание русского языка в Китае: история и проблемы // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2023. Т. 15, № 3. С. 84–94. DOI: 10.14529/ped230307

3. Бархударова Е. Л., Гудков Д. Б., Клобукова Л. П., Красильникова Л. В., Одинцова И. В., Панков Ф. И. Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме : коллективная монография. М. : МАКС Пресс, 2018. 168 с.

4. Балыхина Т. М., Чжао Юйцзян. Какие они китайцы? Этнометодические аспекты обучения китайцев английскому языку // Высшее образование сегодня. 2017. № 5. С. 16.

5. Кан Инань. Методика обучения русской предметной и бытовой культурно-специфической лексике в китайской аудитории : уровень В1-С1 : автореф. … канд. пед. наук : 2.8.5. М., 2022. 23 с.

6. Кашина Н. И., Тагильцева Н. Г., Добровольская Л. В., Овсянникова О. А. Освоение китайскими студентами русского языка в процессе вокального ансамблевого исполнительства // Язык и культура. 2019. № 45. С. 220–234.

7. Buryak N. Yu. The use of modern educational technology in English language teaching // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. № 3-1(66). Pp. 18–21. DOI 10.24412/2500-1000-2022-3-1-18-21

8. Chubarova Yu. E., Shikina T. S., Rezepova N. V., Balykhina T. M. Culture-oriented method of teaching Russian to adult Chinese learners // EDULEARN18 : Conference proceedings (2–4 июля 2018 года, Palma, Spain). Palma, Spain : IATED Academy, 2018. Pp. 9096–9103. DOI 10.21125/edulearn.2018.2126

9. Clarke P., Keing C., Lam P. & McNaught C. Using SMSs to Engage Students in Language Learning // Luca J. & Weippl E. (Eds.). Proceedings of ED-MEDIA 2008 World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia & Telecommunications. Vienna, Austria : Association for the Advancement of Computing in Education. 2008. Pp. 6132–6141.

10. Антонова А. Б. Современные тенденции в обучении китайских школьников и студентов английскому языку как иностранному в образовательных учреждениях России и Китая // Российско-китайские исследования. 2017. Т. 1, № 1. Pp. 72–79.

11. Хао Лили. Ситуативный метод обучения и его применение в преподавании английского языка в вузе [Электронный ресурс] // Вестник института образования Лулян. 2016. № 33 (04). С. 66–67. URL: http://fi nd.nlc.cn/search/showDocDetails?docId=- 5345636573311789165&dataSource=sky,wpqk&query=%E6%83%85%E6%99%AF%E6%95%99%E5%AD%A6%E6%B3%95%E5%8F%8A%E5%85%B6 (дата обращения: 22.06.2023)

12. Li Jing. Teaching reform of listening and speaking of college English class in China // Colloquium-Journal. 2020. № 34–3(86). Pp 28–42. DOI 10.24412/2520-2480-2020-3486-28-42

13. Алешина А. Б. Креативные технологии в обучении говорению на русском языке как иностранном (начальный этап) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 5.8.2. М., 2023. 32 с.

14. Болотова Ю. В. Методика использования песен в преподавании русского языка как

иностранного : уровни A2-B1 : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. М., 2017. 237 с.

15. Чэнь Няньцзу. Лингвокреативный потенциал языковой игры в обучении русскому языку как иностранному : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. Казань, 2022. 24 с.

16. Цзэн Юй. Проблемы преподавания русского языка в колледжах и университетах в контексте «Пояса и пути» и исследования на пути реформ [Электронный ресурс] // Журнал

Синьцзянской полицейской академии. 2023. Т. 43, № 1. С. 76–80. URL: https:// xueshu.baidu.com/usercenter/paper/show?paperid=120t0m009d0y02r0ad2w0r60cx548988&site=xueshu_se (дата обращения: 24.12.2023).

17. Лю Наймэй, Чжан Шеру. Новая интерпретация коммуникативного метода обучения [Электронный ресурс] // Теория и практика образования. 2003. № 24. С. 32–33. URL: http://fi nd.nlc.cn/search/showDocDetails?docId=1186053878093780701&dataSource=cjfd&query=%E5%AF%B9%E4%BA%A4%E9%99%85%E6%95%99%E5%AD%A6%E6%B3%95%E7%9A%84%E9%87%8D%E6%96%B0%E8%A7%A3%E8%AF%BB (дата обращения: 14.10.2023).

18. Джун Минь. Краткое обсуждение коммуникативного метода обучения и его применения в преподавании английского языка в средней школе в нашей стране [Электронный ресурс] // Вестник изучения Ланьчжоу. 2008. № 11. С. 227–228. URL: http:// fi nd.nlc.cn/search/showDocDetails?docId=1708054134060881044&dataSource=wpqk,cjfd&query=%E7%95%A5%E8%AE%BA%E4%BA%A4%E9%99%85%E6%95%99%E5%AD%A6%E6%B3%95%E5%8F%8A%E5%85%B6%E5%9C%A8%E6%88%91%E5%9B%BD%E4%B8%AD%E5%AD%A6%E8%8B%B1%E8%AF%AD%E6%95%99%E5%AD%A6%E4%B8%AD%E7%9A%84%E5%BA%94%E7%94%A8 (дата обращения: 11.09.2023)

19. Сунь Цуйлань, Пан Ин. Использование коммуникативного метода обучения для развития коммуникативных способностей учащихся на английском языке [Электронный ресурс] // Современная образовательная наука. 2010. № 21. С. 65. URL: http://fi nd.nlc. cn/search/showDocDetails?docId=4532638281982951916&dataSource=cjfd,wpqk,sky&query=%E8%BF%90%E7%94%A8%E4%BA%A4%E9%99%85%E6%95%99%E5%AD%A6%E6%B3%95%E5%9F%B9%E5%85%BB%E5%AD%A6%E7%94%9F%E7%9A%84%E8%8B%B1%E8%AF%AD%E4%BA%A4%E9%99%85%E8%83%BD%E5%8A%9B (дата обращения: 22.10.2023).

20. Сунь Мин. Переосмысление некоторых проблем преподавания английского коммуникативного метода в Китае [Электронный ресурс] // Иностранные языки и преподавание иностранных языков. 2007. № 7. С. 26–28. URL: http://fi nd.nlc.cn/search/showDocDetails?docId=-1755069472912887790&dataSource=sky&query=% E6%88%91%E5%9B%BD%E8%8B%B1%E8%AF%AD%E6%95%99%E5%A%A6%E6%B3%95%E4%B9%8B (дата обращения: 14.07.2023).

21. Ян Вэньчэнь. Роль коммуникативной педагогики в преподавании английского языка в университетах [Электронный ресурс] // Chinese Academic Journal Electronic Publications House. 2023. № 1. С. 73–76. URL: https://xueshu.baidu.com/usercenter/paper/show?paperid=182w0tg03r530aw0vb0k0my0rm329588&site=xueshu_se&hitarticle=1 (дата обращения: 22.11.2023).

22. Хорнби А. С. Языковой ситуативный метод преподавания: искусство учителей английского языка [Электронный ресурс] // Пекин : Изд-во Пекин. пед. ун-та, 1981. 349 с. URL: http://fi nd.nlc.cn/search/showDocDetails?docId=3553545497120995102&dataSourc e=ucs01&query=%E5%8C%97%E4%BA%AC%E5%B8%88%E8%8C%83%E5%A4%A7%E5%AD%A6%E5%87%BA%E7%89%88%E7%A4%BE%E8%8B%B1%E8%AF%AD (дата обращения: 26.09.2023).

23. Чжун Синьюэ. Исследования и практика ситуативного преподавания английского языка в средней школе [Электронный ресурс] // Обучение и управление. 2005. № 24. С. 82–84. URL: http://fi nd.nlc.cn/search/showDocDetails?docId=-6309881467291150094&dataS ource=cjfd&query=%E9%AB%98%E4%B8%AD%E8%8B%B1%E8%AF%AD%E6%83%85%E6%99%AF%E6%95%99%E5%AD%A6 (дата обращения: 24.08.2023).

24. Сунь Бин. Педагогика, основанная на задачах, в университетском чтении по английскому языку [Электронный ресурс] // Chinese Academic Journal Electronic Publications House. 2022. № 19. С. 97–101. URL: https://xueshu.baidu.com/usercenter/ paper/show?paperid=1t610800nr1x0jx06u510xh003462248&site=xueshu_se (дата обращения: 22.07.2023).

25. Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка как иностранного : (Метод. основы). М. : Рус. яз., 1984. 144 с.

26. Фан Лиджа. Оценка и эмпирический анализ эффекта перевернутого преподавания базового русского языка в классе [Электронный ресурс] // Наука Хэйлунцзяна. 2023. Т. 14. № 7. С. 93–95. URL: https://d.wanfangdata.com.cn/periodical/hljkx202313025 (дата обращения: 22.12.2023).

27. Ян Айхуа. Исследование дизайна смешанной модели преподавания английского языка как основного и русского как второго иностранного [Электронный ресурс] // Образовательный и преподавательский форум. 2023. № 31. С. 89–92. URL: https://xueshu.baidu.com/usercenter/paper/show?paperid=1b3w0x80k14y0af0fm530020ht172263&site=xueshu_se (дата обращения: 14.12.2023).

28. Луань Вэй. Дискуссия о применении гибридной модели обучения на курсах делового перевода на русский язык [Электронный ресурс] // Журнал профессионально-технического колледжа электроэнергетики Цзянси. 2021. Т. 34, № 12. С. 29–31. URL: https://xueshu.baidu.com/usercenter/paper/show?paperid=1d5w0ca02a2e0te07n5r- 0ta03f242168&site=xueshu_se (дата обращения: 22.09.2023).

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 6