Сопровождение самообразования в дистанционной программе профессиональной переподготовки тьюторов

  • Печать

Автор(ы):

Татьяна Александровна Климова, младший научный сотрудник Научно-образовательного центра, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4146-7155, Институт инноваций в образовании, Томский государственный университет

634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34 а, тел.: +7 (3822) 529852, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема сопровождения слушателей программы переподготовки, полностью реализующейся в дистанционном формате, который предъявляет особые требования к развитию способности к самообразованию. Целью исследования является установление условий организации сопровождения самообразования в цифровой образовательной среде.

Материалы и методы. На основе предлагаемой Г. Н. Прозументовой методики реконструкции инновационного опыта были проанализированы рефлексивные текстовые материалы «Бортового журнала» слушателей программы переподготовки, выделены точки напряжения, непонимания, разрывов, переходов в ходе обучения и сделано аналитическое обобщение.

Результаты исследования. Выявлены категории сложностей в самообразовательной деятельности, с которыми столкнулись слушатели программы, а также установлены условия, необходимые для сопровождения самообразования: «точки самоопределения», «профессиональные пробы», «точки рефлексии» и «индивидуальный образовательный маршрут».

Заключение. В условиях ограничительных мер во время пандемии и перехода образовательного процесса в дистанционный режим особенно важными становятся self skills, связанные с самообразованием: самоорганизация, самостоятельность, самоопределение. Эти навыки являются предметом работы особой педагогической позиции – тьютора. Однако, прежде чем тьютор станет способен сопровождать другого, ему необходимо сформировать self skills у себя. В программах дополнительного профессионального образования этому будут способствовать установленные условия. При этом требуются дополнительные исследования, более подробно раскрывающие индивидуальное движение человека в данных условиях для построения модели сопровождения развития способности к самообразованию, а также устанавливающие способы осредствления тьюторов для обеспечения сопровождения этого движения.

Ключевые слова: самообразование, самоопределение, индивидуальный образовательный маршрут, профессиональная переподготовка, тьютор, цифровая среда, self skills.

Для цитирования: Климова Т. А. Сопровождение самообразования в дистанционной программе профессиональной переподготовки тьюторов // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 4 (49). С. 719–728. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-719-728

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-719-728

УДК: 378.046.4 +37.041

Дата поступления в редакцию: 28.07.2020

Список литературы:

1. Карастелев В. Е. В чем состоит современная культура вопрошания? Как научить ставить собственные вопросы, а не заимствовать чужие? [Электронный ресурс] // Современное образование. М. : 2018. № 4. С. 104–118. URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=28457 (дата обращения: 23.04.2019). DOI: 10.25136/2409- 8736.2018.4.28457.

2. Ковалева Т. М. Индивидуализация как принцип непрерывности образования // Работа с будущим в контексте непрерывного образования. Сб. науч. статей по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 18–19 апреля 2019 года). М. : МГПУ, 2019. С. 31–36.

3. Ковалева Т. М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование self skills // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: Материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. (XXIV Всерос. науч.-практ. конф.). М., 2019. С. 11–16.

4. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек.RU: Гуманитарный альманах. Новосибирск НГУЭУ, 2017. № 12. С. 85–94.

5. Минякова И. В. Становление и развитие категории самообразования в зарубежной

и отечественной философии [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. Электрон. науч. журнал. 2018. № 7 (49). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-kategorii-samoobrazovaniya-v-zarubezhnoy-i- otechestvennoy-filosofii (дата обращения: 5.05.2020).

6. Переход к Открытому образовательному пространству. В 2 ч. Ч. 2. Типологизация образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск : ТГУ, 2009. 448 с.

7. Шуклина Е. А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 215 с.

8. Щедровицкий П. Г. Педагогика в поисках человека: Введение в философию самоопределения // Введение в философскую и педагогическую антропологию. Работы 1981–1996 гг. М. : Политическая энциклопедия, 2018. 359 с.

9. Blaschke L. M. Heutagogy and Lifelong Learning: A Review of Heutagogical Practice and Self-Determined Learning [Electronic resource] // The International Review of Research in Open and Distance Learning, 2012. Vol. 13. N 1. Pp. 56–71. URL: https://files.eric.ed.gov/ fulltext/EJ979639.pdf (mode of access: 21.04.2020).

10. Rothstein D., Santana L. Make Just One Change: Teach Students To Ask Their Own Questions. Harvard Education Press, 2011. 176 p.

 

Скачать статью в формате PDF