Аксиологический статус современной методики обучения литературе

  • Печать

Автор(ы):

Терентьева Нина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе, https://orcid.org/0000-0002-1386-6116, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69, тел.: +7 (351) 2165601, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Введение. В статье с позиций аксиологического подхода представлен анализ состояния и ведущих тенденций развития методики обучения литературе как науки и практики литературного образования в переходный период рубежа ХХ и ХХI столетий, в период глобальных социокультурных перемен, ситуации кризиса.

Материалы и методы. Методологической основой исследования являются идеи фи­лософии (постнеклассическое понимание мира и человека в мире, характеризующееся ростом рефлексии в отношении ценностных контекстов; выявление статуса ценностей, иерархии ценностного отношения), философии образования (определение стратегически значимых векторов социокультурной модернизации образования), классической методики литературы (взаимосвязь социально-политических перемен и методики, традиций и инноваций в ней), современных исследований аксиологического статуса литературного и лингвистического образования. Дан многоаспектный анализ направленности и динамики научных исследований по методике обучения литературе, образовательных программ по литературе, дискуссий по проблемам литературного образования, социокультурных образовательных инициатив, научных прогностических источников, современного состояния литературного образования.

Результаты исследования. Автор определяет вызовы времени, которые обусловили статус современной методики обучения литературе: актуализация смысловых, ценностных контекстов жизни общества в целом и отдельного человека; цифровая коммуникация, цифровая образовательная среда; медиатизация культуры и образования; изменение видов книжности и форм, способов читательской коммуникации, вза­имодействия читателя с текстом. Дано обобщение актуальных трендов в методике: смысловое чтение и понимание художественного текста, освоение текстов новой природы, визуальные практики в литературном образовании, цифровые и информа­ционные ресурсы литературного образования, дистанционное обучение литературе, трансмедийные технологии в литературном образовании, развитие эмоционального интеллекта школьника-читателя, воспитание школьника-читателя, литературное образование в поликультурной среде, актуальность «сетевой» методики, «новой» методики. Выявлен профессиональный запрос на вариативность методики, методической коммуникации. Обозначены кризисные проявления: ослабление позиций методической науки (степень интенсивности и направленность исследований), характер Федеральной рабочей программы основного общего образования, состояние обучения методике в педагогических вузах. Акцентировано внимание на ослаблении горизонтальных связей институций, направляющих литературное образование.

Обсуждение и заключение. Выявление «проблемных зон» методики, их профессиональная оценка – условие преодоления кризисных проявлений, развития системы отечественного литературного образования. Автор приглашает к профессиональной дискуссии по обозначенным проблемам.

Ключевые слова: аксиология, ценность, методика обучения литературе, традиция, инновация, синергетическая самоорганизация, «сетевая» методика, методический тренд, стандарт, вариативность, вызовы времени, «новая» методика, кризис, Федеральная рабочая программа основного общего образования, дискуссия

Для цитирования: Терентьева Н. П. Аксиологический статус современной методики обучения литературе // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 2. С. 162–176. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-162-176

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2025-19-2-162-176

УДК: 372.882

Статья поступила в редакцию 28.02.2025, одобрена после рецензирования 15.04.2025, принята к публикации 20.04.2025.

Список литературы:

1. Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы [Электронный ресурс]. М : Гардарики, 2006. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/5321 (дата обращения 10.02.2025).

2. Баева Л. В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории : монография. Астрахань : изд-во Астрахан. гос. ун-та, 2004. 279 с.

3. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии.1996. № 4. С. 15–26.

4. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. С. 198.

5. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-i-metodologiya-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniya/viewer (дата обращения 10.02.2025).

6. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию : учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. 192 с.

7. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М. : Юрайт, 2025. 297 с.

8. Дейкина А. Д., Кулаева Г. М., Левушкина О. Н. Янченко В. Д., Острикова Т. А.,

Скрябина О. А., Романова Н. Н., Рябухина Е. А., Дроздова О. Е., Соколова Г. Е. Аксио­логические приоритеты в современной лингвометодике [Электронный ресурс] : моно­графия / науч. ред.: А. Д. Дейкина; ред. и сост.: О. Н. Левушкина, В. Д. Янченко. М. : МПГУ, 2025. 214 с. URL: https://drive.google.com/file/d/1ihrD9kCfo6a2z4j2KQYiUpJzdk RMFrtq/view (дата обращения: 22.01.2025).

9. Терентьева Н. П. Концепция аксиологизации литературного образования: монография. Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2013. 351 с.

10. Терентьева Н. П., Воюшина М. П., Галицких Е. О., Целикова Е. И., Ядровская Е. Р. Открытая методика В. Г. Маранцмана: монография / под науч. ред. Н. П. Терентьевой. М. : Проспект, 2024. 288 с.

11. Зинин С. А. Самоопределение в пространстве современности. О судьбах литературного образования // Литература в школе. 2020. № 1. С. 121–128.

12. Чертов В. Ф., Антипова А. М. Литературное образование и методика обучения литературе в XXI веке: классика и современность // Литература в школе. 2022. № 5. С. 101–112.

13. Дыдров А. А. Постнеклассическая наука в свете адаптации человека к будущему // Философия и культура. 2016. № 4 (100). С. 497–505.

14. Легойда В. Р. Защита от умного [Электронный ресурс] : сайт. Московский патриархат. 1 сентября 2024 г. URL: https://sinfo-mp.ru/v-r-legojda-zashhita-ot-umnogo.html (дата обращения: 10.02.2025).

15. Романичева Е. С. На подступах к «новой» методике обучения литературе: предпосылки, условия, поиски возможных теоретических оснований // Литература в школе. 2021. № 1. С. 80–93.

16. Зайченко М. А., Латыпова Г. М. К проблеме присутствия рекурсивного принципа в гуманитарных науках // Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 27–30.

17. Федеральная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] : сайт Министерства просвещения РФ. URL: https://static.edsoo.ru/ projects/fop/index.html#/sections/2 (дата обращения: 05.02.2025).

18. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. М. : Юрайт, 2025. 406 с.

19. Колесникова И. А., Груздева Н. В., Дербилова Л. В. Блокадная педагогика: монография / под науч. ред. И. А. Колесниковой ; 2-е изд. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена 2024. 555 с.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 11 | Скачиваний: 7