Приобщение школьников к профессиональной культуре медиков в классах естественно-научного профиля

  • Печать

Автор(ы):

Надежда Сергеевна Егорова, руководитель проектов отдела НИОКР департамента маркетинга, Издательство “Просвещение”, https://orcid.org/0009-0003-3027-0503, AuthorID: 1302589

Россия, 127473, г. Москва, ул. Краснопролетарская, 16, стр. 3, тел.: +7 (495) 7893040,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Введение. Привлечение одарённой и мотивированной молодёжи в медицину и обеспечение развития кадрового потенциала здравоохранения России требуют целенаправленного формирования у старшеклассников ценностного отношения к профессиональной культуре на этапе выбора медицинской профессии, а также в период профильного обучения. Актуальность задачи обусловлена противоречием между объективной потребностью в осознанном выборе медицинской профессии и отсутствием эффективных целостных педагогических моделей приобщения старшеклассников к профессиональной культуре.

Цель исследования – изучение путей приобщения школьников, обучающихся в естественно-научных профильных классах и группах медицинской направленности, к профессиональной культуре медиков. Научная новизна заключается в эмпирическом выявлении специфических дефицитов этического сознания у школьников, в обосновании необходимости поиска новых форм и обновления содержания образования в профильных классах.

Материалы и методы. Исследование базируется на анализе научной литературы, педагогической документации и эмпирических данных. Основной метод – анкетирование 158 учеников 10–11-х классов медицинской направленности из 7 школ 3 субъектов Российской Федерации. Использовалась авторская анкета (12 блоков), сочетающая в себе закрытые и открытые вопросы для оценки профессиональной ориентации, ценностно-этических установок и др. Данные обрабатывались методами статистического анализа и качественного контент-анализа открытых ответов.

Результаты исследования. Эмпирически подтверждена эффективность практико-ориентированных форматов: проектно-исследовательской деятельности, ситуационных задач и клинических разборов, профессиональных проб и стажировок в учреждениях здравоохранения. При этом качественный анализ понимания клятвы Гиппократа выявил доминирование у старшеклассников патерналистской модели, фрагментарное понимание принципа «не навреди» и принципа конфиденциальности.

Обсуждение и заключение. Результаты демонстрируют, что существующие подходы к формированию программ внеурочной деятельности в профильных классах эффективны для формирования практических навыков и социальной мотивации, но недостаточны для развития глубокого, критически осмысленного, ценностного отношения к профессиональной культуре, особенно в её этическом измерении. Для преодоления выявленных дефицитов необходимо смещение акцента с узкопрофессиональных навыков на осознанное принятие ценностей профессии. Перспектива исследования – разработка целостной модели содержания внеурочной деятельности в профильных классах.

Ключевые слова: профессиональная культура, профильное обучение, содержание образования, профориентация, профессиональное самоопределение, классы естественно-научного профиля, будущие медики

Для цитирования: Егорова Н. С. Приобщение школьников к профессиональной культуре медиков в классах естественно-научного профиля // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 352–365. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-352-365

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-352-365

УДК: 371.214

Статья поступила в редакцию 16.07.2025, одобрена после рецензирования 31.08.2025, принята к публикации 01.09.2025.

Список литературы:

1. Ясько Б. А. Псих ология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации: автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.03. Краснодар, 2004. 42 с.

2. Johansson N. A., Nоhr S. B., Stentoft D. Scoping Review of the Relation Between Problem-based Learning and Professional Identity Development in Medical Education // Journal of Problem Based Learning in Higher Education. 2020. Vol. 8, No 2. Pp. 25–41. https://doi.org/10.5278/ojs.jpblhe.v8i2.3554

3. Пацеева А. Г. Особенности институционального уровня профессиональной культуры врача, формирующиеся под воздействием факторов внешней среды // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 490–498. EDN: TQAFOZ

4. Береснева О. Е. Значение развития эмоционального интеллекта у студентов медицинского вуза для успешного становления личностно-профессиональных качеств будущего врача // Высшее образование сегодня. 2021. № 11–12. С. 17–22. https://doi.org/10.18137/RNU.HET.21.11-12.P.017

5. Кочергин В. Я., Пацеева А. Г. Профессиональная культура врача: внутренняя дифференциация и перспективы развития // Социологический альманах. 2017. № 8. С. 473–482. EDN: YMAFRF

6. Тюсова О. В., Шапоров А. М., Павлова О. В., Лебедева Г. Г., Исаева Е. Р. Социально-психологические особенности и профессиональная направленность студентов медицинского вуза // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. 2015. Т. 22, № 4. С. 51–54. EDN: WCPMRB

7. Алексеенко С. Н., Гайворонская Т. В., Дробот Н. Н. Профессионально-личностные характеристики студентов выпускного курса медицинского вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8-3(110). С. 16–21. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.110.8.07

8. Рябова Т. В., Данькова И. С. Формирование психологической готовности к профессиональным действиям в нестандартных ситуациях у будущих медиков // Казанский педагогический журнал. 2022. № 1(150). С. 176–183. https://doi.org/10.51379/kpj.2022.151.1.022

9. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования. М.: МПГУ, 2017. 267 с.

10. Рыбакина Н. А. Компетентностно-контекстная концепция и модель обучения и воспитания в общеобразовательной школе : дис. … д-ра пед. наук : 5.8.1. Самара, 2024. 403 с.

11. García R. S. A Service-learning Program Assessment: Strengths, Weaknesses and Impacts

on Students // Intangible Capital. 2023. Vol. 19, No 1. Pp. 4–24. https://doi.org/10.3926/ic.2093

12. Ambu-Saidi B., Fung C. Yu., Turner K., Lim A. S. S. A Critical Review on Training Evaluation Models: A Search for Future Agenda // Journal of Cognitive Sciences and Human Development. 2024. Vol. 10(1). Pp. 142–170. https://doi.org/10.33736/jcshd.6336.2024

13. Fantinelli S., Cortini M., Di Fiore T., Iervese S., Galanti T. Bridging the Gap between Theoretical Learning and Practical Application: A Qualitative Study in the Italian Educational Context // Education Sciences. 2024. Vol. 14, No 2. Pp. 198. https://doi.org/10.3390/educsci14020198

14. Костикова Л. П., Сиваков М. А., Илюшина А. В. Формирование профессиональной идентичности: предпочтения и оценки студентов медицинского вуза // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 85–101. https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.5

15. Шапоров А. М. Факторы устойчивости академической успешности обучающихся // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4(115). С. 25–32. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-4-115-25-32

16. Ситникова А. Д. Специфика организации и функционирования профильных медицинских классов в общеобразовательной школе // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5(96). С. 226–228. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-596-226-228

17. Юшков А. Н., Петроченко С. Б., Елесин Д. В. Предпрофессиональные пробы учащихся как механизм профессионального самоопределения // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2023. № 2. С. 3–12. EDN: XEKDGA

18. Веселова Д. В., Игнатович С. С., Мелконян К. И. Организация проб как функция наставничества в процессе формирования профессионально важных качеств будущего врача на этапе довузовской подготовки // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5, № 2. С. 101–114. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2022-5-2-101-114

19. Cornea C. M., Dallaghan G. B., Koonce T. Assessing the Impact of Early Undergraduate Exposure to the Medical School Curriculum // Medical Science Educator. 2022. Vol. 32, is 1. Pp. 103–109. https://doi.org/10.1007/s40670-021-01449-x.

20. Fuchs T. T., Sadler P. M., Sonnert G. High School Predictors of a Career in Medicine // Journal of Career and Technical Education. 2015. Vol. 30, № 1. Pp. 9–28.

21. Muncan B., Majumder N., Tudose N. From High School to Hospital: How Early Exposure to Healthcare Aff ects Adolescent Career Ideas // International Journal of Medical Education. 2016. Vol. 7. Pp. 370–371. https://doi.org/10.5116/ijme.5801.f2cc

22. Wang D., Li Ya., Wang G. A systematic review on career interventions for high school students // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 15. Article 1461503. Pp. 1–17. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2024.1461503

23. Саенко Л. А., Химич Ж. Г., Наволокин И. И. Ценностное отношение к профессиональной деятельности как проявление патриотизма // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022. № 3(90). С. 217–221. https://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.3.29

24. Самойленко Н. В., Дьяченко Е. В. Образ пациента как составляющая образа мира студентов при обучении в медицинском вузе // Психолого10.23-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 1. С. 122–138. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120109

25. Писарева С. А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Взаимодействие педагогов основного и дополнительного образования в поддержке самоопределения подростков в проектной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2024. № 214. С. 61–72. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2024-214-61-72

26. Dunn M. C., Saks N. S. Inspiring Rural High School Students to Consider Careers in Medicine and the Health Professions // Rural Educator. 2020. Vol. 41, № 2. Pp. 64–69. https://doi.org/10.35608/ruraled.v41i2.867

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 0 | Скачиваний: 1