Диагностика отношения первоклассников к традиционным российским ценностям
Автор(ы):
Мария Павловна Воюшина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребёнка, https://orcid.org/ 0000-0002-9160-9086, AuthorID: 291849, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, тел.: +7 (812) 252731, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Светлана Антоновна Белоруссова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры языкового и литературного образования ребёнка, https://orcid.org/0000-0002-6405-5102, SPIN-kode: 2246–8761, AuthorID: 343060
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, тел.: +7 (812) 2527314, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
Введение. Актуальность исследования обусловливается потребностью методической науки и школьной практики в определении путей преодоления противоречия между необходимостью формирования традиционных российских ценностей у младших школьников и объективной трудностью диагностики хода и результативности данного процесса.
Материалы и методы исследования: описание комплексной диагностической методики, выявляющей отношение первоклассников к традиционным ценностям, и результатов констатирующего эксперимента, проведённого в первых классах шести петербургских школ.
Результаты исследования. Проанализированы творческие работы 297 школьников. Образные представления первоклассников и логические характеристики «хорошей» и «плохой» жизни, данные детьми, соотнесены с традиционными ценностями; установлен приоритет ценностей в восприятии первоклассников, описаны основные тенденции в понимании ими «хорошего» и «плохого».
Обсуждение и заключение. Представленная стартовая диагностика используется в работе Федеральной инновационной площадки по проблеме диалогового подхода к формированию традиционных российских ценностей у младших школьников, может быть полезна при планировании воспитательной работы с первоклассниками. В перспективе исследования будут охарактеризованы индивидуальные работы первоклассников, описаны ход и результаты инновационной деятельности в 1–4-х классах.
Ключевые слова: традиционные российские ценности, диагностическая методика, младший школьник, первоклассник, диалог
Для цитирования: Воюшина М. П., Белоруссова С. А. Диагностика отношения первоклассников к традиционным российским ценностям // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 366–383. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-366-383
DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-366-383
УДК: 372.4
Статья поступила в редакцию 12.08.2024, одобрена после рецензирования 29.08.2025, принята к публикации 30.08.2025.
Список литературы:
1. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 05.08.2025).
2. Афанасьева А. Б. Формирование гражданской идентичности младших школьников во взаимодействии урочной и внеурочной деятельности // Сборник лучших практик воспитания гражданина России в начальной школе : сб. статей. СПб. : Изд-во ВВМ, 2023. С. 26–43.
3. Невзорова А. В. Патриотическое воспитание младших школьников во взаимодействии школы и общественного движения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76–1. С. 233–236. EDN: GSRUFI
4. Полежаев Д. В., Казачкова С. П. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников средствами исторического краеведения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8 (74), № 2. С. 108–124. EDN: BXOPLT
5. Артюхова И. С. Формирование у младших школьников представлений о семейных ценностях на уроках окружающего мира // Начальное образование. 2024. Т. 12, № 6. С. 18–21. DOI 10.12737/1998-0728-2024-12-6-18-21. EDN: DWCHFV. DOI: https://doi.org/10.12737/1998-0728-2024-12-6-18-21
6. Гуляева А. Ю., Волкова Н. А. Формирование базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира // Мир, открытый детству : мат-лы V Межрегион. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 9 сентября 2024 года). Екатеринбург : УрГПУ, 2024. С. 11–14. EDN: EJNKTJ
7. Вохтомина Е. Е., Макарова О. В. Художественное слово как основа конструирования образа Родины младшими школьниками // Герценовские чтения. Начальное образование. 2025. Т. 16, № 1. С. 88–98. EDN: OJFIVU
8. Султанахмедова К. А., Омариева П. Р., Магомедова З. З. Формирование у младших школьников системы ценностей на уроках литературного чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-4. С. 249–252. EDN: VUOWLZ
9. Русакова А. Л. Как рождается любовь к чтению. Из опыта работы. // Образовательные технологии. 2025. № 21. С. 74–77.
10. Крюков П. С. К вопросу о формировании духовно-нравственных ценностей у младших школьников в учреждениях дополнительного образования // Педагогический научный журнал. 2023. Т. 6, № 1. С. 110–117. EDN: HVJNIS
11. Соловьева Т. В., Новожилова Н. С. Процесс воспитания ценностного отношения к Родине у младших школьников во внеурочной деятельности // Герценовские чтения. Начальное образование. 2025. Т. 16, № 1. С. 41–48. EDN: RKPZDQ
12. Савинова Л. Ю., Лукашенко Д. В. Особенности проявления ценностного отношения к Родине у первоклассников // Герценовские чтения. Начальное образование. 2024. Т. 15, № 1. С. 34–41. EDN: SYGHOH
13. Воюшина М. П., Петрова А. Ю. Сформированность образа малой родины у современных младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. 2025. Т. 16, № 1. С. 59–68. EDN MJXAUZ
14. Савинова Л. Ю., Заломаева Н. А. Диагностика ценностного отношения к познанию у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. 2022. Т. 13, № 2. С. 14–18. EDN: JMFGNY
15. Серикова Л. А., Неясова И. А., Горшенина С. Н., Карандасов В. Н. Диагностика уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников // Глобальный научный потенциал. 2022. № 6 (135). С. 26–28. EDN: RFELBJ
16. Гребенникова О. М. Организация деятельности федеральной инновационной площадки по направлению «Диалоговый подход к формированию традиционных российских ценностей на начальном этапе образования // Воспитательная работа в школе. 2025. № 2. С. 47–58. EDN: LSDMVM
17. Щуркова Н. Е. Иллюзия воспитания и иллюзорность воспитанности // Народное образование. 2014. № 4 (1437). С. 189–200. EDN: SBIFCF
18. Соловьева Т. А. Диагностический инструментарий оценивания эмоционального отношения младших школьников к экологической обстановке // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества : мат-лы IX междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 7–8 ноября 2019 года). Отв. ред. М. И. Морозова. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. С. 98–103. EDN: KLUQYP
19. Сорокоумова Е. А., Фадеев Д. С. Изучение ценностных ориентаций посредством метафоры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 17, № 1. 2015. С.106–109. EDN: TORBWB
20. Щуркова Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 4. С. 139–147. EDN JVTNZR