Олимпиадные задания по русскому языку на материале литературных текстов в начальной школе как средство формирования учебных умений учащихся

  • Печать

Автор(ы):

Ирина Алексеевна Подругина, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания литературы, https://orcid.org/0009-0006-1851-6322, Московский педагогический государственный университет

Россия, 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, тел. +7 (499) 2450310, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ольга Николаевна Левушкина, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания русского языка, https://orcid.org/0000-0002-8830-0969, Московский педагогический государственный университет

Россия, 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, тел.: +7 (499) 2450310, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Марина Викторовна Каравашкина, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой начального филологического образования им. М. Р. Львова, https://orcid.org/0009-0005-6358-970X, Московский педагогический государственный университет

Россия, 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, тел.: +7 (499) 2450310, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юлия Игоревна Соловьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального филологического образования им. М. Р. Львова, https://orcid.org/0009-0005-1602-3519, Московский педагогический государственный университет

Россия, 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, тел.: +7 (499) 2450310, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Введение. Исследуется актуальная проблема, связанная с участием школьников младших классов в олимпиадах по учебным предметам. В статье названы и сопоставлены современные подходы к составлению олимпиадных заданий для младших школьников, рассматриваются различные типы заданий по русскому языку, принципы их составления и возможности использования на уроках и во внеурочной деятельности. Цель исследования – выявить принципы создания олимпиадных заданий для младших школьников и способы использования заданий повышенной сложности в учебном процессе.

Материалы и методы. Научным посылом к написанию данной статьи послужила подготовленная авторами публикация сборников «Русский язык. Олимпиадные задания» для 1–2-х, 3-х и 4-х классов (издательство «Просвещение»). Методическим посылом стало мнение авторов о том, какими должны быть задания повышенной трудности для учеников начальной школы. Авторы убеждены в том, что задания такого типа служат не только и не столько для дифференциации учеников по уровню знания, сколько для формирования в начальной школе различных умений, которые понадобятся как при решении данной лингвистической задачи, так и при выполнении заданий других типов. В статье проанализирован ряд заданий, представленных в изданных сборниках, и показано, как может быть организована работа с лингвистическим материалом. В качестве материалов для заданий для 1–2-х классов использовались художественные тексты, составляющие круг детского чтения. Задания для 3-х и 4-х классов опираются на литературные произведения, вошедшие в школьную программу УМК «Школа России».

Результаты. В статье проанализированы различные типы олимпиадных заданий для учеников начальной школы. Авторы показывают, какое основание для последующего дальнейшего успешного обучения может быть сформировано при выполнении этих заданий.

Заключение. Авторы делают вывод о необходимости включения заданий повышенной трудности в систему урочной и внеурочной деятельности учеников начальной школы. Основная цель такой работы состоит в том, чтобы дать возможность ученику овладеть инструментом для решения нестандартных заданий.

Ключевые слова: олимпиадные задания, начальная школа, лингвистический материал, литературные произведения, задания повышенной сложности, учебные умения школьников, алгоритм выполнения заданий, принципы составления учебного задания

Для цитирования: Подругина И. А., Левушкина О. Н., Каравашкина М. В., Соловьева Ю. И. Олимпиадные задания по русскому языку на материале литературных текстов в начальной школе как средство формирования учебных умений учащихся // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 384–394. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-384-394

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-384-394

УДК: 372.46

Статья поступила в редакцию 21.07.2025, одобрена после рецензирования 19.08.2025, принята к публикации 10.09.2025.

Список литературы:

1. Новиков А. К. Олимпиады школьников – путь к поступлению без ЕГЭ (БВИ) и 100 баллам ЕГЭ автоматом [Электронный ресурс] : Академия Гранит. 2 января 2025 г. URL: https://dzen.ru/a/Z3ZrA2HePBLeiPBZ (дата обращения: 20.07.2025).

2. Кутняк С. В. Роль предметных олимпиад в повышении качества образования в школах с низкими результатами обучения [Электронный ресурс] // Наука и инновации – современные концепции: сб. науч. ст. по итогам работы Междунар. науч. форума / отв. ред. Д. Р. Хисматуллин. (г. Москва, 15 ноября 2019 г.). Уфа : Инфинити, 2019. Т. 3. С. 47–55. URL: https://drive.google.com/fi le/d/1r1KgfpzATXWMTW8s-5cY0zXvdCnqqKTug/view (дата обращения: 20.07.2025)

3. Архив заданий, решений и видеоразборов этапов ВсОШ по русскому языку [Электронный ресурс] : сайт. URL: https://vos.olimpiada.ru/archive/table/tasks/years/2022_2023/ (дата обращения: 20.07.2025)

4. Русский медвежонок. Языкознание для всех [Электронный ресурс] : сайт. Ракурс. URL: https://xn--230-5cd4c8aciq.xn--p1ai/russian_bear/ (дата обращения: 20.07.2025).

5. Орг А. О., Белицкая Н. Г. Олимпиады по русскому языку. 2 класс. М. : Экзамен, 2024. 96 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 URL:https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=mfp32vl76s357281974 (дата обращения: 20.07.2025)

7. Волкова Н. Г. Грушевый душ // Познакомьтесь с кабачком! М. : Пешком в историю, 2018. 40 с.

8. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М. : Просвещение, 1986. 160 с.

9. Саломатина Л. С. О роли словарей русского языка в языковом образовании и речевом развитии младших школьников // Школа будущего. 2017. № 1. С. 163–172.

10. Подругина И. А., Левушкина О. Н., Каравашкина М. В., Соловьева Ю. И. Олимпиадные задания по русскому языку на основе литературного текста: социокультурный аспект // Педагогика и психология образования. 2024. № 4. С. 26–41.

11. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. М. : Дрофа, 2010. 524 с.

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 0 | Скачиваний: 2