Промежуточные результаты реализации междисциплинарного (психо-лого-медико-педагогического) подхода в ходе консультативного приёма педиатра

  • Печать

Автор(ы):

Галина Александровна Мишина, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0002-8406-2246, Институт коррекционной педагогики

Россия, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, тел.: +7 (499) 2450452, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юлия Дмитриевна Черничкина, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи, https://orcid.org/0009-0007-1135-8576, Институт коррекционной педагогики

Россия, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, тел.: +7 (499) 2450452, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Анна Владимировна Дегтярева, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом педиатрии, https://orcid.org/0000-0003-0822-751X, Институт неонатологии и педиатрии, Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Россия, 117997, г. Москва, ул. Академика Опарина, 4, тел.: +7 (495) 5314444, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Евгения Михайловна Карачунская, кандидат медицинских наук, https://orcid.org/0009-0000-4767-8407, Институт неонатологии и педиатрии, Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Россия, 117997, г. Москва, ул. Академика Опарина, 4, тел.: +7 (495) 5314444, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наталья Александровна Приходько, кандидат медицинских наук, https://orcid.org/0000-0003-3768-6897, Институт неонатологии и педиатрии, Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Россия, 117997, г. Москва, ул. Академика Опарина, 4, тел.: +7 (495) 5314444, n_prikhodko @oparina4.ru

Дмитрий Николаевич Дегтярев, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе, https://orcid.org/0000-0001-8975-2425, Институт неонатологии и педиатрии, Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Академика В. И. Кулакова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Россия, 117997, г. Москва, ул. Академика Опарина, 4, тел.: +7 (495) 5314444, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Введение. Одной из основополагающих задач по разработке правовых и методических основ развития ранней помощи детям и их семьям является «…обеспечение межведомственного информационного взаимодействия…», «…развитие структурных подразделений ранней помощи…» (В. В. Лорер. Ранняя помощь детям и их семьям. Состояние и перспективы развития, 24.04.2024, доклад). В связи с этим обсуждается вопрос о необходимости междисциплинарного (психолого-медико-педагогического) подхода как основы эффективности решения указанной выше задачи. Внимание авторов статьи (среди которых педиатры, специальный, клинический психолог, логопед) было направлено на поиск возможных путей решения указанной проблемы, что явилось целью пилотного этапа проекта. Материалы статьи знакомят читателя с предварительными результатами этого этапа реализации совместного проекта.

Материалы и методы. Научно-исследовательский проект осуществлялся на базе Отдела педиатрии Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова Министерства здравоохранения Российской Федерации (директор Центра – академик РАН Г. Т. Сухих) совместно со специалистами Института коррекционной педагогики. С декабря 2023 года по настоящее время участниками исследования стали дети первого и второго года жизни и их родители. Было проведено 318 обследований. Участниками данного проекта также стали педиатры, специальный психолог, клинический психолог и медицинский логопед. Для достижения цели исследования были выбраны такие методы, как наблюдение, беседа, анализ медицинских данных, авторская методика, созданная на основе культурно-исторического подхода.

Результаты исследования. Пилотный этап проведённого исследования позволил определить организационные условия реализации междисциплинарного подхода к выявлению детей группы риска возникновения отклонений в психическом развитии в условиях педиатрического приёма. Были выявлены дополнительные запросы: увеличение числа участников программы вспомогательных репродуктивных технологий среди родителей; увеличение количества семей, воспитывающих близнецов; увеличение количества детей, воспитывающихся в условиях билингвизма; проблема верификации получаемых отечественными специалистами данных оценки психического развития младенцев и детей первого и второго года жизни.

Обсуждение и заключение. В настоящее время научно-исследовательский проект продолжается. Выявленные дополнительные запросы определили задачи следующего этапа реализации данного научно-исследовательского проекта – поиск показателей развития, рассматриваемых в качестве прогностического показателя «нормотипичности» дальнейшего психического развития ребёнка; разработки диагностического инструментария, позволяющего сопоставлять данные оценки развития детей младенческого и раннего возраста, получаемые отечественными специалистами, с данными оценки их зарубежных коллег.

Ключевые слова: младенческий возраст, ранний возраст, ранняя помощь, междисциплинарный психолого-медико-педагогический подход, вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ)

Для цитирования: Мишина Г. А., Черничкина Ю. Д., Дегтярева А. В., Карачунская Е. М., Приходько Н. А., Дегтярев Д. Н. Промежуточные результаты реализации междисциплинарного (психолого-медико-педагогического) подхода в ходе консультативного приёма педиатра // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 462–474. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-462-474

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-462-474

УДК: 376.1

Статья поступила в редакцию 16.06.2025, одобрена после рецензирования 25.08.2025, принята к публикации 30.08.2025.

Список литературы:

1. Козловская Г. В., Баженова О. В. Микропсихиатрия и возможности коррекции психических расстройств в младенчестве // Журнал неврологии и психиатрии. 1995. Т. 95. № 5. С. 48–51. EDN: PSUXAX

2. Павлова Н. Н. Выявление особенностей психического развития у детей первого полугодия жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС // Дефектология. 2019. № 1. С. 3–13.

3. Разенкова Ю. А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 2. С. 35–44.

4. Старобина Е. М., Лорер В. В., Владимирова О. В. Формирование системы ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики : мат-лы круглого стола «Современные достижения наук в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» 2020. № 40. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no40/book-app/the-formation-of-the-system-of-early-help-to-children-and-their-families-intherussian-federation (дата обращения: 22.06.2025).

5. Стребелева Е. А., Закрепина А. В., Кинаш Е. А. Педагогические условия коррекционной помощи детям-дошкольникам с выраженными интеллектуальными нарушениями // Актуальные вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями : сб. статей. М. : Институт коррекционной педагогики РАО, 2021. С. 111–115.

6. Черничкина Ю. Д. Психолого-педагогические условия развития речи детей младенческого возраста : на материале младенцев с перинатальной патологией центральной нервной системы: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 2014. 26 с.

7. Frogner L., Hellfeldt K., Ångström A.-K., Andershed A.-K., Källström Å., Fanti K. A., Andershed H. Stability and Change in Early Social Skills Development in Relation to Early School Performance: A Longitudinal Study of A Swedish Cohort. Early Education and Development. 2021. Vol. 33, no. 1. Рp. 17–37. DOI:10.1080/10409289.2020.1857989

8. Izett E., Rooney R., Prescott S.L., De Palma M., McDevitt M. Prevention of Mental Health Diffi culties for Children Aged 0-3 Years: A Review. Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 11. 24 p. DOI:10.3389/fpsyg.2020.500361

9. Judge S.L. (1998). Parental Coping Strategies and Strengths in Families of Young Children with Disabilities. Family Relations. Vol. 47, № 3. Pр. 263–268. doi: 10.2307/584976

10. Лорер В. В., Сологубова Е. С., Петрова А. С., Малькова С. В. Ранняя помощь детям и их семьям : учебно-методическое пособие ; изд. 3-е перераб. и доп. СПб. : Айсинг, 2025. 110 с.

11. Закрепина А. В. Коррекционное обучение детей с тяжелой черепно-мозговой травмой : в условиях стационарной реабилитации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03. М., 2014. 51 с.

12. Валиуллина С. А., Сиднева Ю. Г., Закрепина А. В. [и др.] Система ранней комплексной психиатрической, психолого-педагогической реабилитаци детей с тяжелой черепно-мозговой травмой : метод. рекоменд. для врачей и спец. междисциплин. команд ; под ред. д-ра. мед. наук, проф. Валиуллиной С. А.; М. : Парадигма, 2018. 21 с.

13. Лазуренко С. Б., Апросимова С. И., Свиридова Т. В., Конова С. Р., Герасимова А. М. Состояние психолого-педагогической помощи детям в учреждениях здравоохранения // Российский педиатрический журнал. 2024. Т 27, № 4. С. 269–276. DOI: 10.46563/1560-9561-2024-27-4-269-276

14. О внесении изменений в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних [Электронный ресурс] : Приказ М-ва здравоохран. РФ от 13.06.2019 № 396н. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201910040014?ysclid=mfqliew3ga981632725 (дата обращения: 22.06.2025).

15. Мишина Г. А., Черничкина Ю. Д. БД «Культурно-исторический подход к диагностике раннего речевого развития» База данных (РИД) № 2025622149 (2025)

16. Кукушкин Д. В., Нечаева Т. М., Кузнецова Т. А., Тагирова Р. Х. Комплексная оценка нервно-психического развития детей раннего возраста - позиция родителей, педиатра, исследователя // сб. 22 мат-лов междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2007. С. 106–107.

17. Кукушкин Д. В., Кузнецова Т. А., Нечаева Т. М. Факторы риска и структура задержек нервно-психического развития детей раннего возраста: возможности и перспектива диагностики на педиатрическом участке // Педиатрическая фармакология. 2008. Т. 5, № 6. С. 26–29.

18. Pearson Education. (2019). Bayley-III vs. Bayley-4: What’s changed? Pearson [Electronic resource]. URL: https://www.pearsonassessments.com/content/dam/school/global/clinical/us/assets/bayley-4/bayley-3-to-4-comparison.pdf (accessed: 25.06.2025).

 

Скачать статью в формате PDF


Просмотров: 0 | Скачиваний: 1