год 2017, № 1

 

С.

РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Гаращенко Л. В.

А. Э. Третьякова и её «Семейная школа» в Иркутске

5

 

 

Аннотация. В статье на основе анализа вновь выявленных архивных материалов и публикаций в дореволюционной периодической печати рассматриваются организационно-педагогические аспекты деятельности частного учебного заведения под названием «Семейная школа», существовавшего в Иркутске в начале XX века.

Ключевые слова: история образования, частное образование, частная школа, А. Э. Третьякова, Иркутск.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Петриева Л. И.

Изучение пьесы М. Горького «На дне» в аспекте нового федерального государственного образовательного стандарта

14

 

 

Аннотация. В данной статье предлагаются пути достижения метапредметных результатов при обращении к эссе И. Анненского «Драма на дне» в процессе изучения пьесы М. Горького «На дне».

Ключевые слова: литературное образование, понимание проблемы, анализ источников информации.

Сосновская И. В.

Концепт как универсальный инструмент школьного анализа и интерпретации художественного текста

20

 

 

Аннотация. В статье обосновывается актуальность работы с художественным концептом в процессе анализа и интерпретации текста. Автор указывает на важность категории концепта как «архиватора смыслов», интегрированного механизма анализа и интерпретации текстов. Благодаря диалогической интегрированной природе концепта становится возможным эффективно осваивать большой объём литературных знаний в процессе анализа и интерпретации литературных произведений. Предпринимается попытка выстроить систему изучения художественных текстов в средних классах через сквозной концепт «сердца» в произведениях К. Паустовского, Д. Кедрина, А. Платонова, А. Горького, М. Булгакова. Постижение разных смысловых граней концепта «сердца» позволяет ввести школьников в пространство диалога художественных и ценностных смыслов, углубляя тем самым понимание художественного мира того или иного автора.

Ключевые слова: концепт, концептосфера, диалог, сознание, анализ, интерпретация, архиватор смыслов, сквозной образ, ценности.

Романичева Е. С., Сененко О. В., Метелкина Ю. С., Маймистова Д. С.

От чтения «обязательного» к чтению «свободному»: что и как читают и обсуждают читатели-подростки (по материалам опроса)

28

 

 

Аннотация. В статье на основе анкетного опроса исследуется круг чтения современных школьников, фиксируются их потребности в обсуждении прочитанного, а также определяются возможные форматы этого обсуждения и других возможных работ «вокруг» текста.

Ключевые слова: анкетный опрос, «свободное» чтение, круг текстов, формат обсуждения прочитанного.

Дармаева А. Д.

Актуальные проблемы преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях Иркутской области

39

 

 

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы изучения бурятского языка в современной школе, т. е. использование в образовательном процессе школы воспитательного потенциала этнической культуры, эффективность решения задач поликультурного образования, формирование национального самосознания, проблемы, возникающие в процессе преподавания родного языка. Обозначена специфика функционирования бурятского языка в Иркутской области. Проанализированы некоторые аспекты региональной языковой политики. Предложены пути решения проблем преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях Иркутской области.

Ключевые слова: поликультурное образование, национально-региональный компонент, национальная школа, единое этнокультурное образовательное пространство.

Бадуева Г. Ц.

История России в прозе К. Балкова

47

 

 

Аннотация. В прозе русскоязычного писателя Бурятии К. Балкова российская история показана глазами обычного человека, её участника и свидетеля исторической жизни страны, тесно переплетающейся с частной жизнью. Начало кризиса современного мира, связанного с развитием и, более того, с наступлением цивилизации на мир природы и вековой уклад жизни жителей Прибайкалья, предстаёт уже в сюжетах ранних произведений писателя. В зрелом творчестве взгляд художника обращается к переломным моментам истории России: от более близких по времени событий начала XX в. – строительства Кругобайкальской железной дороги, русско-японской и гражданской войн – к далёкому времени крещения Руси и др. К. Балков охватывает пространства, миры и времена, через прошлое, формируя отношение к настоящему и предугадывая будущее, влияя на формирование национальной идентичности. Без знания истории страны и её национальной специфики, без учёта региональных особенностей невозможно формирование и воспитание детей и молодёжи. Творчество К. Балкова, включённое в школьный и вузовский курс литературного краеведения, помогает выполнить данную задачу.

Ключевые слова: история, исторический процесс, пограничная ситуация, выбор, цивилизация, Сибирь, природа, литературное краеведение.

Самсонова Н. В.

Интертекстуальный подход к анализу прозаического текста в старших классах на примере рассказа Л. Е. Улицкой «Большая дама с маленькой собачкой»

55

 

 

Аннотация. В статье рассматривается интертекстуальный подход к анализу художественного произведения в старших классах, целесообразность которого объясняется особенностями текстового пространства XX–XXI вв., характеризующегося как интертекст. Интертекстуальность преломляет в себе, как в нравственно-эстетической призме, и мастерство писателя в создании произведения, и мастерство читателя, его интеллектуальное усилие по восстановлению смысловых связей, «уплотнённых» введением интертекстуальных элементов в целостное художественное единство. Современная картина русского постмодернизма в литературе представлена особым отношением писателей к классике. Литературно-художественные аллюзии в рассказе Л. Улицкой «Большая дама с маленькой собачкой» включают учащихся старших классов в интертекстуальную игру, благодаря которой у них формируется эстетический вкус, основы читательской культуры. Интертекстуальный подход к анализу художественного произведения – это способ понимания, позволяющий ёмко и энергично выявить множество смысловых оттенков в их художественном единстве.

Ключевые слова: интертекст, интертекстуальность, интертекстуальная игра, литературно-художественные аллюзии.

Руденко Г. В.

О проекте Концепции развития географического образования в Российской Федерации

63

 

 

Аннотация. Проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации содержит важные положения, которые непредвзято оценивают современное состояние географической культуры и географического образования в России, в нём отмечается и низкий престиж географии в школе и обществе в настоящее время, и состояние деградации системы географического образования и просвещения. Обозначенные проблемы особенно ощутимы на региональном уровне.

Ключевые слова: Концепция, результаты Государственной Итоговой Аттестации в Иркутской области, «География России», «География Иркутской области».

Плотников К. Ю.

Место е-музыки в музыкально-оздоровительной среде детского оздоровительного лагеря

70

 

 

Аннотация. Создание музыкально-оздоровительной среды рассматривается в статье в контексте образовательного пространства детского оздоровительного лагеря. Специфика образовательного процесса в этих условиях связана с появлением феноменов «Музыкально-компьютерные технологии» и «е-музыка» (под последней понимается электронная форма собственно музыки, способной быть транслятором культуры, творческим материалом, языком коммуникации). Постановка задач, стоящих в этом смысле перед взрослыми, организующими досуг отдыхающих в детском оздоровительном лагере детей и подростков, основывается на анализе противоречий между перспективами и рисками использования е-музыки в образовательных целях (включая оздоровление школьников) не только в период летних каникул, но и в остальное время.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, образование как совокупность воспитания и обучения, оздоровление, музыкально-оздоровительная образовательная среда, е-музыка, музыкально-компьютерные технологии.

Нефедьева М. А.

Решение логических задач как способ развития креативного мышления

78

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития креативного мышления через решение логических задач. Предполагается, что процесс должен быть системным – от простых задач к сложным. Умение мыслить последовательно, рассуждать доказательно, опровергать неправильные выводы не приходит само по себе, это умение развивает наука логика, в частности – решение логических задач. Даётся условная классификация задач, обсуждаются трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при их решении, и методы преодоления этих проблем.

Ключевые слова: алгебра логики, логическая задача, анализ и синтез, креативное мышление.

Демидова М. В.

Моделирование универсальных учебных действий в целевом компоненте обучения математике

83

Аннотация. Статья посвящена решению проблемы постановки целей математической подготовки обучающихся в аспекте требований ФГОС к формированию универсальных учебных действий. Проведён анализ известных подходов к структурированию и описанию универсальных учебных действий как ожидаемому результату обучения математике. Обоснован и представлен состав познавательных универсальных учебных действий (сравнение, синтез).

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, система ключевых универсальных учебных действий, целевой вектор образования, основы воспитательного и образовательного процесса, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, динамическая структурно-содержательная модель, пооперационный состав действия, компоненты действия, мотивационный компонент, ориентировочный компонент, структурные элементы действия, когнитивный компонент, праксиологический компонент, характеристика действия, сравнение, синтез. 

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Кучергина О. В.

Об оценке качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

89

Аннотация. В статье представлены основные критерии оценки качества образования в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова: качество образования, адаптированная основная общеобразовательная программа, обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральный государственный образовательный стандарт, оценка качества образования, критерии ка-чественного образования.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тихонова Т. Н.

Приобщение к специальности

110

Аннотация. В статье рассматривается проблема сопровождения процесса профессионального становления специалиста, определяется актуальность организации эффективного диалога с работодателем. Проблемы поиска концептуальных позиций и связанных с ними инструментария и методик целенаправленного поиска форм взаимодействия образовательной организации с работодателями приобретают особую актуальность в условиях модернизации образования, когда внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения меняет требования к образовательным результатам в меняющемся социуме.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, работодатель, рынок труда, конкурентоспособность специалиста.

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ    

Подлиняев О. Л., Канина Е. Н.

Профессиональная компетентность педагога: этапы становления

116

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с кризисом профессиональной компетентности педагога с точки зрения теории гуманитарных систем. Анализируются способы выхода педагога из профессионального кризиса с помощью методов экзистенциально-гуманистической психологии.

 

Ключевые слова: теория гуманитарных систем, кризис профессиональной компетентности педагога, экзистенциально-гуманистическая психология.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Макарова И. Н.

Жизненная стратегия безработных

132

Аннотация. В статье рассматривается проблема жизненной стратегии и смысложизненные ориентации лиц, являющихся безработными; анализируются результаты стандартизированных методов исследования личности на примере безработной молодёжи. А также ценность результатов данных исследований, которая заключается в оказании своевременной психологической помощи безработным, необходимой им.

 

Ключевые слова: стратегия жизни, жизненная стратегия, безработная молодёжь, срок безработицы.