год 2016, № 4

 

С.

ОТ РЕДАКЦИИ

5

РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Фомицкая Г. Н.

Реализация внешних оценочных процедур качества образовательной деятельности учреждений образования Республики Бурятия

6

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с развитием региональной системы внешней оценки качества образования. На основе анализа научных подходов и государственных законодательных актов проводится обоснование оценочных процедур качества образовательной деятельности учреждений образования республики.

Ключевые слова: качество образования, образовательная политика, региональная система образования, государственное общественное управление качеством образования.

Копанева О. В.

Проблемы сопровождения одарённой личности в системе дополнительного образования детей

14

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению одарённости, одарённого ребёнка, возможная система работы педагога с одарёнными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей, проблемы сопровождения одарённой личности в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: одарённые дети, дополнительное образование, работа педагога с одарёнными детьми.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Кузнецова М. В.

Развитие домашнего образования в Иркутске в первой половине XIX века

21

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления и развития частного обучения в первой половине XIX века в Иркутске – крупном губернском городе на востоке России. Представлены сведения по малоизученной, в силу недостаточной репрезентативности материалов, теме домашнего образования в Сибири.

Ключевые слова: домашнее образование, частное обучение, Иркутск, первая половина XIX века.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Галицких Е. О.

Технология изучения методической литературы студентами университета: чтение с увлечением

26

 

 

Аннотация. Статья раскрывает этапы изучения методической литературы нового века, список избранных пособий и монографий, оригинальный алгоритм работы с текстом и методичку подготовки учебной презентации. Результатом является формирование методического кругозора и профессиональной компетентности будущих педагогов-словесников.

Ключевые слова: актуальные проблемы преподавания литературы, методическая литература, технология изучения.

Башелханов А. Ю.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании. Взгляд из Иркутской области

33

 

 

Аннотация. Статья посвящена Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая историко-культурный стандарт, в соответствии с которой произошли изменения в школьном историческом образовании. Раскрываются структура и положения Концепции. Рассматриваются изменения в преподавании школьного предмета «История России». Автор статьи знакомит читателей с издательствами, реализующими новые учебно-методические комплексы, останавливается на особенностях новых учебников, представляет различные мнения учителей.

Ключевые слова: Концепция, Историко-культурный стандарт, история, учитель, издательство, учебно-методический комплекс (УМК).

Хламов Е. В.

Логические уравнения с множествами

41

 

 

Аннотация. В статье рассматривается один из подходов к решению логических уравнений над предикатами с помощью сведения к импликативным формам и последующей теоретико-множественной интерпретации логических объектов. Приводится описание методов решения логических уравнений для множеств, порождаемых отношением делимости на натуральное число и отношением поразрядной конъюнкции.

Ключевые слова: теория множеств, логические уравнения, исчисление предикатов, логические операции, импликативные формы, множества делимости, множества поразрядной конъюнкции.

Павлютенко К. И.

Обучение высшей математике в технических учебных заведениях с использованием цикла Колба

64

 

 

Аннотация. В статье рассматривается построение модели занятия по высшей математике на примере преподавания темы «Системы линейных алгебраических уравнений», в рамках которой используется модель Колба – теория поэтапного формирования умственных действий.

Ключевые слова: математика, цикл Колба, обучение высшей математике, решение систем линейных алгебраических уравнений, пример учебного занятия.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Квасова А. Ю.

К вопросу разработки адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

70

 

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме разработки адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. Описана процедура разработки адаптированной основной образовательной программы в дошкольной образовательной организации. Раскрыто содержание разделов адаптированной основной образовательной программы.

Ключевые слова: дошкольное образование, адаптированная основная образовательная программа, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ким М. Ц.

Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов СПО по специальности «Туризм» на занятиях по иностранному языку

76

 

 

Аннотация. В статье актуализируется проблема оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов, обучающихся по специальности «Туризм», в рамках дисциплины «Иностранный язык». Предлагается описание некоторых профессиональных компетенций, формируемых при обучении иностранному языку, в дескрипторах: «Знать», «Уметь», «Владеть». Рассматривается метод взвешенных оценок степени сформированности профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Иностранный язык».

Ключевые слова: мастер производственного обучения, коммуникативная компетентность, когнитивно-эмоциональный компонент коммуникативной компетентности, контекстный компонент коммуникативной компетентности, социальный интеллект.

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вайгль А.

Роль психологии в овладении учебным материалом (на примере преподавания иностранных языков)

83

 

 

Аннотация. Мотивация играет центральную роль в обучении. Существует множество типов мотиваций, один из них – любопытство. Оно является самым сильным мотиватором, так как лежит в основе человеческой сущности. Психоневрологические исследования указывают на непосредственную связь эмоций и памяти. Стимуляция любопытства способствует более эффективному усвоению учебного материала. В статье освещается один из методов обучения иностранному языку в условиях внеязыковой среды, нацеленный на активизацию психоневрологических процессов, необходимых для успешного освоения учебного материала.

Ключевые слова: методика преподавания иностранных языков, психоневрология, эмоции, мотивация, любопытство, лимбическая система, эффективные технологии в обучении, память, учебные тексты, когнитивная психология.

Глазков А. В.

Взаимосвязь организационной лояльности и результативности деятельности педагогических работников общеобразовательных организаций

91

 

 

Аннотация. В статье обосновывается актуальность изучения взаимосвязи организационной лояльности педагога и результативность его профессиональной деятельности; даётся краткое описание этапов и методов эмпирического исследования данной взаимосвязи; конкретизируется связь различных аспектов организационной лояльности педагога и основных типов результатов образования – предметных, метапредметных и личностных.

Ключевые слова: организационная лояльность, результативность образования, предметный, метапредметный, личностный результаты образования.

Бабинцева Л. Н.

Значение индивидуального стиля саморегуляции в учебной деятельности

99

Аннотация. В статье даётся определение понятия «индивидуальный стиль саморегуляции». Раскрывается влияние индивидуального стиля саморегуляции на учебную деятельность. Описывается связь индивидуального стиля саморегуляции с такими личностными свойствами обучающегося, как ответственность, уверенность, тревожность, осмысленность и др., а также с мотивацией, влиянием на выбор будущей профессии и на совместную деятельность школьников.

Ключевые слова: индивидуальный стиль саморегуляции, тревожность, уверенность, мотивация достижения успеха и избегания неудачи, самосознание, выбор профессии, ориентация на будущее, совместная деятельность школьников.

Воронцова О. Г.

Исследование некоторых видов одарённости у обучающихся Иркутской области, имеющих высокие академические успехи

106

Аннотация. В статье выявляются проблемы обучения одарённых детей в условиях меняющегося мира. Проводится анализ результатов эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей проявления одарённости у подростков – победителей и призёров интеллектуальных конкурсов и олимпиад Иркутской области, в рамках «Летней школы – 2016».

Ключевые слова: одарённые дети, выявление одарённости, победители и призёры интеллектуальных конкурсов и олимпиад, обучение одарённых детей.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Клюева Н. В., Армашова А. Б.

Основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России

115

Аннотация. В статье анализируются основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России. Рассматриваются наиболее острые противоречия этических систем, влияющих на процесс психологического консультирования. Ставится проблема исследования детерминант восприятия этических дилемм консультантом и принятия решения в подобных ситуациях.

Ключевые слова: психолог-консультант, этический кодекс, профессиональное сообщество, этическая дилемма.

Полнотекстовая версия журнала