• Печать
 

С.

ОТ РЕДАКЦИИ

5

РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Мизова М. Х.

Типичные затруднения и способы методической помощи в освоении руководителями образовательных организаций гуманитарной стратегии управления

6

 

Аннотация. В статье исследуется процесс освоения руководителями образовательных организаций гуманитарной стратегии управления. Описаны критерии и показатели готовности руководителя к освоению гуманитарной стратегии управления; выявлены типичные затруднения, которые испытывают руководители образовательных организаций в процессе её освоения. Выделены четыре уровня освоения гуманитарной стратегии управления образовательной организацией. Сделан вывод, что разное восприятие материала порождает различные трудности в освоении; прослеживаются определённые закономерности, показывающие, что на каждом уровне освоения требуется помощь разного характера.

Ключевые слова: гуманитарная стратегия управления, руководитель образовательной организации, типичные затруднения, закономерности.

Скавитин А. В.

Профессиональный стандарт педагога: внедрение в образовательной организации

18

 

Аннотация. В статье анализируется опыт взаимодействия автора с педагогами Иркутской области в рамках семинаров, посвящённых внедрению профессиональных стандартов. Выявлены типичные установки и настроения контактной аудитории. Описаны последовательные шаги внедрения профессиональных стандартов в практику образовательной организации.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, внедрение, педагог, школа, образовательное учреждение.

Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г.

Преемственность педагогических технологий как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования

27

 

Аннотация. В статье раскрывается сущность преемственности педагогических технологий как условия реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Рассматриваются понятия «преемственность в образовании», «педагогическая технология», а также обосновываются необходимость и особенности преемственности педагогических технологий на различных ступенях общего образования на примере технологии тьюторства. Статья является результатом изучения и анализа практики использования инновационных педагогических технологий в общеобразовательных школах различных регионов Российской Федерации в процессе введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, общеобразовательная школа, преемственность в образовании, педагогическая технология, технология тьюторства.

Быков А. С.

Педагогический потенциал социальных сетей

36

 

Аннотация. В данной статье проанализированы современные тенденции развития информационного взаимодействия субъектов образования, в том числе посредством социальных сетей. Представлен обзор статистики и востребованности использования популярных соцсетей в России по различным критериям. Аргументированно приводятся тезисы о необходимости использования соцсетей непосредственно в образовательном процессе.

Ключевые слова: информатизация образования, социальные сети, педагогика, педагогическое взаимодействие.

Пантюхина Н. Н.

Моделирование научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе процессного подхода

45

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема моделирования научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования, актуальность которого обусловлена необходимостью создания совокупности условий, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания обучающихся общеобразовательных школ. В качестве методологической основы разработки модели выбран процессный подход в образовании. Характеризуются основные компоненты процессной модели научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта: цель, субъекты, входы, выходы, ресурсы, владельцы.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, общеобразовательная школа, научно-методическое сопровождение, процессный подход, процессная модель.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

Гаращенко Л. В.

Школа Н. В. Сукачёвой в Иркутске

53

 

Аннотация.  В статье представлены сведения об истории создания и деятельности частной женской школы, которая была открыта Н. В. Сукачёвой в Иркутске и содержалась на её средства в течение 34 лет. Особое внимание уделено вопросам организации образовательного процесса. В статью включены биографические сведения отдельных педагогов. В научный оборот вводятся вновь выявленные сведения и факты, которые призваны восполнить имеющийся информационный пробел.

Ключевые слова: история образования, благотворительность, частная школа, частное образование, образовательный процесс, Н. В. Сукачёва, Иркутск.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

Беньковская Т. Е.

Тексты «новой природы» и возможность их использования в литературном образовании современных школьников

63

Аннотация. В статье проанализированы причины трудностей, связанных с освоением традиционных вербальных линейных текстов современными школьниками, представляющими поколение, родившееся в эпоху Интернета, а также особенности их мышления, направленного на восприятие визуализированной информации. Представлены понятие текстов «новой природы» и возможность их использования в качестве ресурса приобщения к чтению в литературном образовании, в том числе в учебниках, ориентированных на специфику мышления современного подростка.

Ключевые слова: центениалы, поколение Z, текст «новой природы», «новая грамотность», «клиповое» мышление, современное литературное образование.

Корбут А. Ю.

Буква, порождающая проблемы

71

Аннотация. В статье всесторонне анализируются проблемы, связанные с использованием буквы Ё русского алфавита. Представлен анализ графических, орфографических, методических и культурологических аспектов этой проблемы. Исторический анализ введения буквы Ё в русское письмо позволяет выявить причины факультативного использования этой буквы. Особое внимание уделяется влиянию буквы Ё на процесс обучения чтению и письму. Выявляется задержка понимания текста при замене буквы Ё буквой Е. Обнаружены проблемы, связанные с использованием буквы Ё в учебниках для средней общеобразовательной школы, а также в изданиях литературы для детей и подростков. В статье предлагается рациональный путь решения проблемы в педагогическом процессе.

Ключевые слова: алфавит, буква Ё, звуковой состав слова, буквенный состав слова, значение буквы, функция буквы, чтение, письмо.

Арская Ю. А., Мамедов А. А.

Анализ грамматики поэтического текста как инструмент обучения его интерпретации (на материале «маленьких» поэм С. А. Есенина)

81

Аннотация. В статье предлагается подход к обучению интерпретации поэтического текста, основанный на сопоставлении анализа лексических и грамматических средств. Изучаются обращения и императивы в «маленьких» поэмах С. А. Есенина с помощью метода статистического и семантического анализа, что приводит к выводу о преобладающем диалоге автора с поэтикой своих предыдущих текстов, нежели с революционными событиями 1917–1919 гг. 

Ключевые слова: обучение анализу художественного текста, статистический анализ, семантический анализ, авторское сознание, обращение, императив, С. А. Есенин.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Афанасьева Р. А., Шелкунова О. В.

Инклюзивная образовательная среда и семья, их возможности в повышении качества жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

88

Аннотация. В статье изложены результаты исследования проблемы возможностей образовательной среды и семьи в повышении качества жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательная среда, семья, воспитывающая ребёнка с ОВЗ, повышение качества жизни.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Петрова С. М., Петрова М. Н.

Междисциплинарные связи как основа повышения профессиональной компетентности студентов-медиков Северо-Восточного федерального университета

103

Аннотация. В статье рассматривается проблема современного состояния высшей школы: указывается на важность установления междисциплинарных связей в учебном процессе будущих врачей, даётся установка на гуманизацию естественнонаучного образования. Представлены мероприятия междисциплинарного характера, проводимые студентами-медиками Северо-Восточного федерального университета. На примере жизни и творчества писателей-врачей – А. П. Чехова и др. кратко охарактеризованы различные виды внеаудиторных занятий студентов-медиков (научные и творческие конкурсы, кружковая работа и др.). В связи со 150-летним юбилеем В. В. Вересаева, известного писателя и медика, даётся анализ его произведения «Записки врача» в аспекте духовно-нравственного воспитания современных студентов-медиков.

 

Ключевые слова: высшая школа, студенты-медики, междисциплинарные связи, литература, врачи-писатели, В. В. Вересаев

 

Димова Е. В.

Педагогическая модель контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в высшей школе

111

Аннотация. В статье представлены теоретико-методологические разработки контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в высшей школе, обозначена актуальность обучения безопасности жизнедеятельности в условиях реализации компетентностного подхода. Произведённый анализ работ в сфере контекстного обучения в высшей школе позволил сформировать и представить педагогическую модель контекстного обучения безопасности жизнедеятельности в вузе. В статье описаны основные компоненты модели: целевой, содержательный и организационный, выделены базовая и вариативная составляющие, даны основные критерии эффективной сформированности компетенций безопасности жизнедеятельности (когнитивный, деятельностный, личностный).

 

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, педагогическая модель, контекстное обучение, компетенции, высшее образование.

 

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Бабинцева Л. Н.

 Развитие социально-психологической компетентности как ресурс профилактики « эмоционального выгорания» у педагогов   

118

Аннотация. В статье рассматривается роль социально-психологической компетентности в профилактике синдрома «эмоционального выгорания», раскрываются следующие понятия: «эмоциональное выгорание», «социально-психологическая компетентность». Представлены сведения об особенностях тренингов, направленных на развитие некоторых компонентов социально-психологической компетентности.

 

Ключевые слова: «эмоциональное выгорание», профессиональное «выгорание», социально-психологическая компетентность, коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, общительность, саморегуляция эмоциональных состояний, саморегуляция своей деятельности.