Изоляция как литературный и жизненный опыт читателя: методический аспект

Автор(ы):

Ирина Витальевна Сосновская, доктор педагогических наук, профессор кафедры филологии и методики, https://orcid.org/0000-0003-0237-0729, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9, тел.: +7 (3952) 240700, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Нина Павловна Терентьева, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе, https://orcid.org/0000-0002-1386-6116, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 69, тел.: +7 (351) 2165601, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена актуальной проблематике сегодняшнего дня – методическому осмыслению опыта переживания ситуации изоляции в разных её формах в литературе. Авторы статьи обращаются к понятию «изоляция» в междисциплинарном контексте: философском, социальном, психологическом, культурологическом, литературоведческом. Основополагающим является методический аспект: разрабатывается инструментарий анализа и интерпретации художественных текстов, связанных с феноменом изоляции. Цель статьи – выявление актуальных методических подходов к анализу и интерпретации произведений XX–XXI вв. с проблематикой изоляции.

Материалы и методы. Научным посылом к написанию данной статьи послужили Международные Лейдермановские чтения в Екатеринбурге, темой которых была «Изоляция как литературная ситуация». Методическим посылом и способом диагностики восприятия темы послужило выполнение студентами-филологами Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета и Педагогического института Иркутского государственного университета философского эссе в период самоизоляции 2020 и 2022 годов. Многовекторность понятия и проблемы изоляции, а также разные смысловые грани переживания изоляции в эссе студентов диктуют определённый выбор художественных текстов для анализа и интерпретации их на уроках литературы: насильственная изоляция человека как форма эксперимента над ним; вынужденная социальная изоляция, вызванная войной; изоляция людей вследствие эпидемии, наконец, психологическая изоляция современного подростка, порождённая цифровой средой. Актуальная проблематика реализуется через обращение педагога к диалоговым, рефлексивным технологиям.

Результаты. Осуществлён анализ культурологических, социологических источников по проблеме изоляции, обозначены её виды. Выявлена реакция на неё современной молодёжи, будущих педагогов-словесников, актуальные аспекты её интерпретации читателями. Осуществлён отбор текстов и методических технологий для работы с проблематикой изоляции на уроках внеклассного чтения.

Заключение. Авторы делают вывод о необходимости ознакомления юных читателей с феноменом изоляции как в художественном, так и в жизненном и социальном аспектах. Погружение школьника-читателя в литературный опыт проживания изоляции героями книг посредством применения рефлексивных и герменевтических приёмов и техник анализа и интерпретации текстов актуализирует личностный опыт, переживания подростков, расширяя тем самым их ценностный мир и опыт социализации.

Ключевые слова: изоляция, самоизоляция, анализ, интерпретация, рефлексия, бинарные оппозиции, медиа, эссе, опыт переживания, коммуникация, ценностное самоопределение

Для цитирования: Сосновская И. В., Терентьева Н. П. Изоляция как литературный и жизненный опыт читателя: методический аспект // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 278–293. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-278-293

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-278-293

УДК: 82.0

Статья поступила в редакцию 19.07.2022, одобрена после рецензирования 12.09.2022, принята к публикации 15.09.2022.

Список источников:

1. Сосновская И. В. Открытие смысла художественного произведения через систему бинарных оппозиций (по повести А. Платонова «Сокровенный человек») // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Улан-Удэ : Бурят. гос. ун-т., 2017. Вып. 1 (3): Филология. С. 47–56.

2. Газарян А. Культура изоляции или изоляция культуры [Электронный ресурс]. URL: https://alexey-gazaryan.livejournal.com/6488.html (дата обращения 26.05.2022).

3. Бодрийяр Жан. Город и ненависть [Электронный ресурс]. URL: https://ruthenia.ru/ logos/number/1997_09/06.htm (дата обращения: 06.06.2022).

4. Музашвили Д. З. Проблема одиночества в социальной философии // Философия и общество. 2010. № 3 (59). С. 101–109.

5. Юдич Е. А. Проблема одиночества в контексте философии // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 318. № 6. С. 97–102.

6. Горбунов А. «Чуткий повествователь». О творчестве Ольги Токарчук [Электронный ресурс]. URL: https://pechorin.net/articles/view/chutkii-poviestvovatiel-o-tvorchiestvie-ol-ghi-tokarchuk (дата обращения 8.06.2022).

7. Токарчук О. Окно [Электронный ресурс]. URL: https://culture.pl/ru/article/olgatokarchuk-okno (дата обращения: 27.04.2022).

8. Как переживали изоляцию писатели и их герои. [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/materials/255668/kak-perezhivali-izolyaciyu-russkie-pisateli-i-ikhgeroi

(дата обращения :26.05.2022).

9. Терентьева Н. П. Концепция аксиологизации литературного образования: монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 351 с.

10. Грин А. Пропавшее солнце / Собр соч. в 6 томах. Т. IV. М. : Правда, 1980. C. 153–157.

11. Петрушевская Л. С. Гигиена [Электронный ресурс]. URL: www.rulit.me (дата обращения: 26.05.2022).

12. Рубина Д. Медная шкатулка: рассказы. М. : Э, 2015. 416 с.

13. Жвалевский А., Пастернак Е. Пока я на краю: повесть. М. : Время, 2021. 256 с.

14. Друкер М. М. Медиапотребление современных подростков в условиях цифровой среды (на материале опроса старших школьников Калининградской области) [Электронный ресурс]. // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 15–24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediapotreblenie-sovremennyh-podrostkov-v-usloviyah-tsifrovoy-sredy-na-materiale-oprosa-starshih-shkolnikov-kaliningradskoy-oblasti (дата обращения: 10.12. 2021).

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 39 | Скачиваний: 20