Статьи журналов

Роль семьи в развитии творческого мышления подростков

Автор(ы):

Татьяна Витальевна Ледовская, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3134-1436, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

150000, Россия, Ярославль, ул. Республиканская, 108/1, тел.: +7 (4852) 302842, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена определению роли семьи в развитии творческого мышления подростков.

Методы исследования. Тест креативности Э. П. Торренса, «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс. С. Кауфман; опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин.

Результаты исследования. В статье выявлены и проинтерпретированы взаимосвязи показателей родительского отношения с компонентами творческого мышления подростков. Показано, что в семьях, в которых родители интересуются делами и планами ребёнка, поощряют инициативу и самостоятельность, доверяют ему и верят в его силы, будет развиваться высокий уровень творческого мышления. Также эмпирически установлено, что высокие значения компонентов творческого мышления достигаются при отсутствии враждебности и конфликтов в семье. Вместе с тем отмечено, что в подростковом возрасте важно, чтобы родители не требовали подчинения своему авторитету, поощряли сомнения ребёнка и разрешали совершать ошибки. Доказано, что состав семьи оказывает влияние на развитие творческого

мышления подростков: в полных семьях показатели творческого мышления выше при использовании стиля родительского отношения «кооперация», а в неполных – «принятие/отвержение» и «контроль». В целом показатели «беглость», «оригинальность», «разработанность» и общий уровень творческого мышления оказываются больше развиты у подростков из полных семей.

Заключение. Полученные результаты указывают на то, что необходимо организовывать работу с родителями, направленную на просвещение в вопросах взаимодействия с подростками.

Ключевые слова: способности, творческое мышление, семья, междисциплинарность, родительское отношение, подростки

Для цитирования: Ледовская Т. В. Роль семьи в развитии творческого мышления подростков // Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 3 (52). С. 356–366. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-356-365

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-356-365

УДК: 159.928.23

Статья поступила в редакцию 31.05.2021, одобрена после рецензирования 27.08.2021, принята к публикации 30.08.2021

Список источников:

1. Кашапов М. М. Психология творческого мышления : Учебное пособие. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2017. 436 с. DOI 10.12737/22371.

2. Yildiz C., Yildiz T. G. Exploring the relationship between creative thinking and scientific process skills of preschool children [Electronic resource] // Thinking Skills and Creativity. 2021. Vol. 39 (accessed: 15.01.2021); https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100795

3. Jankowska D. M., Karwowski M. Family factors and development of creative thinking [Electronic resource] // Personality and Individual Diff erences. 2019. Vol. 142. Рр. 202–206 (accessed: 15.01.2021); https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.07.030

4. Gralewski J., Jankowska D. M. Do parenting styles matter? Perceived dimensions

of parenting styles, creative abilities and creative self-beliefs in adolescents [Electronic resource] // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 38. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1871187120301838 (accessed: 12.04.2021); https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100709

5. Bart W. M., Hokanson B., Sahin I., Abdelsamea M. A. An Investigation of the Gender Diff erences in Creative Thinking Abilities Among 8th and 11th Grade Students [Electronic resource] // Thinking Skills and Creativity. 2015. Vol. 17. Pр. 17–24. URI: http://hdl.handle.net/20.500.12416/3726 (accessed: 22.03.2021); https://doi.org/10.1016/j.tsc.2015.03.003

6. Глебова М. В. Влияние средовых факторов на развитие интеллекта и креативности // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-2. С. 220–223.

7. Зубова М. О., Суркова Е. Г. Взаимосвязь уровня креативности и особенностей оценок родительской воспитательной практики у подростков // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2014. № 11. С. 55–59.

8. Лившиц Б. Р. Развитие креативности подростка в семейной студии: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01. Воронеж, 2003. 24 с.

9. Боргоякова И. Г. Роль семьи в развитии креативности у детей // Педагогика любви : материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Х Волковские этнопедагогические чтения», Горно-Алтайск, 28–30 апреля 2016 года. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2016. 2016. С. 61–63.

10. 10. Guo J., Zhang J., Pang W. Parental warmth, rejection, and creativity: The mediating roles of openness and dark personality traits [Electronic resource] // Personality and Individual Diff erences. 2021. Vol. 168. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0191886920305602?via%3Dihub (accessed: 20.02.2021); https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110369

 

Скачать статью в формате pdf

Субъективное благополучие воспитателей в детских садах с разными типами образовательной среды

Автор(ы):

Елена Александровна Кедярова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9124-9503, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надежда Игоревна Чернецкая, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7082-5444, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 426417, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Елена Геннадьевна Щукина, старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7449-4790, Забайкальский государственный университет

672007, Россия, Чита, ул. Бабушкина, 129, тел.: +7 (924) 3779959, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Субъективное благополучие воспитателей является одним из важнейших показателей психологической безопасности образовательной среды детского сада, как и тип самой этой образовательной среды. Поэтому выявление особенностей субъективного благополучия воспитателей, работающих в разных типах образовательной среды детского сада, является актуальной задачей как в контексте проблемы психологической безопасности современного образования, так и в ракурсе непосредственного психологического сопровождения дошкольных педагогов.

Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось на базе 15 детских садов г. Читы и г. Иркутска. По результатам экспертной оценки образовательной среды 15 детских садов были разделены на 3 группы в соответствии с классификацией В. А. Ясвина и М. С. Миримановой: по 5 детских садов с пассивной, активной и нейтральной образовательной средой. Данные в отношении субъективного благополучия собраны на выборке из 52 воспитателей детских садов с помощью опросника Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой, включающего в себя 5 показателей субъективного благополучия и его обобщающий индекс.

Результаты исследования. 4 из 5 показателей субъективного благополучия существенно выше в группе воспитателей, работающих в активной образовательной среде. Общий индекс субъективного благополучия у них также выше. С этой тенденцией расходится показатель социально-нормативного благополучия, по которому более высокие баллы имеет группа воспитателей, работающих в пассивной образовательной среде.

Обсуждение результатов исследования. Показано, что субъективное благополучие воспитателей различается в разных типах образовательных сред детского сада и что оно более выражено в активной образовательной среде. Активная образовательная среда детского образовательного учреждения создаёт для дошкольных педагогов психологически более благоприятные условия с точки зрения их субъективного благополучия: именно в такой среде они в большей степени позитивны, осмысленно и плодотворно трудятся, радуются успехам в своей профессиональной деятельности. Заключение. Доказана благоприятность активной образовательной среды детского сада для обеспечения субъективного благополучия большинства дошкольных работников: именно в этом виде образовательной среды воспитатели чувствуют себя более защищённо и работают более продуктивно. Это позволяет считать активную образовательную среду одним из обобщённых условий субъективного благополучия участников образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

Ограничения и перспективы исследования. Есть основания предполагать, что детские сады с активной образовательной средой более благоприятны не только для эмоционального состояния воспитателей, но и с точки зрения их психологической безопасности в образовательной среде, где они трудятся. Включение типа образовательной среды в число параметров экспертизы психологической безопасности образовательной среды детских садов может расцениваться как один из вариантов развития данного вопроса.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, дошкольные образовательные учреждения, воспитатель детского сада, субъективное благополучие

Для цитирования: Кедярова Е. А., Чернецкая Н. И., Щукина Е. Г. Субъективное благополучие воспитателей в детских садах с разными типами образовательной среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 3 (52). С. 345–355. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-345-355

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-345-355

УДК: 159.9+37.08

Статья поступила в редакцию 28.07.2021, одобрена после рецензирования 30.08.2021, принята к публикации 03.09.2021

Список источников:

1. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие // под ред. И. А. Баевой. М. : Экон-Информ, 2009. 246 с.

2. Баишева М. И., Леонтьева А. В. Педагогическое обеспечение психологической безопасности детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 230.

3. Барышникова Е. В. Психологическая безопасность детей дошкольного возраста в образовательной среде // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 9(187). С. 442–444.

4. Вершинина Л. В. Психологические риски в образовательной среде дошкольной организации // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 93–98.

5. Подтынченко О. В. К вопросу психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2020. № 2(15). С. 45–48.

6. Ивлиева О. А. Психологическая безопасность детей в образовательной среде дошкольных организаций // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : Мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Тула, 10–11 октября 2019 года. Тула : Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2019. С. 106–110.

7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.

М. : Смысл, 2001. 365 с.

8. Скорова Л. В., Качимская А. Ю., Якушева Ю. А. Представления о психологической безопасности образовательного пространства у будущих педагогов дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. С. 74.

9. Мириманова М. С. Экспертиза образовательной среды: роль ДОУ в развитии способностей и личности ребенка // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды: Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки московского городского психолого-педагогического университета. М., 2010. Т. 10. С. 62–69.

10. Hall-Kenyon Kendra, Robert Bullough, MacKay Kathryn, Marshall Esther. Preschool Teacher Well-Being: A Review of the Literature // Early Childhood Education Journal. 2014. Vol. 42 (3). P. 153–16210. DOI: 1007/s10643-013-0595-4

11. Kwon K.-A., Horm D. M., Amirault C. Early childhood teachers’ well-being: Whatwe know and why we should care // ZERO TO THREE Journal. 2021. 41(3). Pp. 35–44.

12. Antoniou, A.-S., Ploumpi A., Ntalla M. Occupational stress and professional burnout in teachers of primary and secondary education: The role of coping strategies // Psychology. 2013. 4(3A). Pp. 349–355. DOI:10.4236/psych.2013.43A051

13. Downer, J. T., Kraft-Sayre, M. E., & Pianta, R. C. (2009). Ongoing, web-mediated professional development focused on teacher–child interactions: Early childhood educators’ usage rates and self-reported satisfaction // Early Education and Development. 20(2). 321–345. DOI:10.1080/10409280802595425

14. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.07.2021).

 

Скачать статью в формате pdf

Использование средств мозжечковой стимуляции в вестибулярной гимнастике младших школьников с задержкой психического развития

Автор(ы):

Елена Геннадьевна Хаустова, заместитель директора, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1422-6206, Лицей № 7 Дзержинского района г. Волгограда

400094, Россия, г. Волгоград, ул. 51 Гвардейской, 59, тел.: +7 (8442) 583317, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Александр Александрович Мартынов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5100-9839, Волгоградская государственная академия физической культуры

400005, Россия, г. Волгоград, проспект им. В. И. Ленина, 78, тел.: +7 (8442) 230195, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются новые подходы к эффективным средствам оказания своевременной коррекционной помощи младшим школьникам с задержкой психического развития. Одним из средств адаптивного физического воспитания для младших школьников с задержкой психического развития является вестибулярная гимнастика, которую трудно отнести только к медицинским или сугубо педагогическим методикам. На сегодняшний день нет достаточных знаний о том, как использовать вестибулярную гимнастику в адаптивном физическом воспитании младших школьников с задержкой психического развития, но доказано, что эффективная работа вестибулярной системы повышает эффективность работы мозга и снижает проблемы, связанные с поведением и процессом обучения.

Материалы и методы. Мы предлагаем в качестве одной из групп средств нашей методики – упражнения, направленные на стимуляцию работы мозжечка с применением балансировочных комплексов. Для оценки вестибулярной устойчивости, характеризующей эффективность применения методики вестибулярной гимнастики, использовался метод компьютерной стабилографии.

Результаты исследования. По окончании эксперимента средние значения показателей статокинезиограммы младших школьников с задержкой психического развития оказались приближены к нижней границе показателей для нормотипичных детей.

Заключение. Полученные результаты говорят об эффективности использования средств мозжечковой стимуляции для оптимизации физической подготовки и функционального состояния младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: младшие школьники с задержкой психического развития, вестибулярная гимнастика, средства мозжечковой стимуляции

Для цитирования: Хаустова Е. Г., Мартынов А. А. Использование средств мозжечковой стимуляции в вестибулярной гимнастике младших школьников с задержкой психического развития // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 324–334. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-324-334

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-324-334

УДК: 373.31+376.4

Статья поступила в редакцию 21.06.2021, одобрена после рецензирования 16.08.2021, принята к публикации 10.09.2021

Список источников:

1. Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б., Исмайлова А. С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-2. С. 256–262.

2. Айрес Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития ; 5-е изд. М. : Теревинф, 2018. 272 c.

3. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Зачем ребенку речь? Диалоги невролога и логопеда о развитии особых детей. СПб. : Диля, 2018. 384 с.

4. Гаже П. М., Вебер Б. Постурология. Регуляция и нарушения равновесия тела человека. СПб. : СПбМАПО, 2008. 314 c.

5. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В 2 т. Т. 1 ; пер. с англ. / ред. Н. М. Заваденко [Электронный ресурс] : Теревинф, 2012. 288 с. URL: http://sensint.ru/sites/default/files/niokiktyen_ch_detskaya_povedencheskaya_nevrologia_tom_2.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

6. Субботина Е. А. Адаптивная коррекционно-развивающая гимнастика у подростков с задержкой психического развития: автореф. дис. … д-ра пед. наук : 14.03.11. М., 2012. 24 с.

7. Cenciarini M., Peterka R. J. Stimulus-dependent changes in the vestibular contribution to human postural control // J. of Neurophysiology. 2006. Vol. 95 (5). P. 2733–2750. DOI: 10.1152/jn.00856.2004

8. Hyrabayashi S., Iwasaki Y. Developmental perspective of sensory organization on postural control. Brain Dev. 1995. № 17(2). Pp. 111–113. DOI: 10.1016/0387-7604(95)00009-z

9. Гроховский С. С., Кубряк О. В. Техническое и метрологическое сопровождение стабилометрического оборудования // Мир измерений, 2012. № 12. С. 25–27.

10. Хаустова Е. Г., Мартынов А. А. Диагностика психического состояния младших школьников с задержкой психического развития в адаптивной физической культуре // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 8 (186). С. 393–397.

 

Скачать статью в формате pdf

Формирование имиджа организации социально-культурной сферы как эффективный инструмент конкурентоспособности

Автор(ы):

Наталья Валерьевна Молчанова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1794-9621, Волгоградский государственный институт искусств и культуры

400001, Россия, г. Волгоград, ул. Циолковского, 4, тел.: +7 (8442) 974884, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В данной статье рассматриваются процессуальные основы формирования имиджа организаций социально-культурной сферы как эффективного инструмента конкурентоспособности на рынке культурных услуг.

Предмет исследования: формирование имиджа и поиск путей и средств для большей привлекательности облика культурных организаций как повышение эффективности их деятельности.

Цель: определить современные инструменты повышения престижа учреждения, такие как маркетинг, реклама и пиар в сфере культуры, которые необходимо использовать для привлечения интереса потребителей, что станет гарантией развития и расширения спектра социально-культурных услуг предприятия.

Учреждения социально-культурной сферы должны находить возможность для самостоятельного формирования и поддержания положительного облика. Все эти действия необходимы для конкурентоспособности, продуктивности, а также узнаваемости, привлекательности со стороны общественности, спонсоров и бизнес-партнёров, вследствие чего – востребованности услуг. Деловая репутация любого учреждения социально-культурной сферы, его становление и успешная деятельность сегодня во многом зависят от взаимодействия с общественным мнением.

Ключевые слова: формирование, имидж, организация, социально-культурная сфера, инструмент, конкурентоспособность, культура, услуга

Для цитирования: Молчанова Н. В. Формирование имиджа организации социально-культурной сферы как эффективный инструмент конкурентоспособности // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 335–344. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-335-344

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-335-344

УДК: 379.81

Статья поступила в редакцию 04.06.2021, одобрена после рецензирования 06.08.2021, принята к публикации 02.09.2021

Список источников:

1. Куликова Т. И. Корпоративный имидж организации: Учебное пособие. Тула : Имидж Принт, 2017. 110 с.

2. Салынина С. Ю. Системный подход к управлению имиджем организации социально-культурной сферы // Модернизация культуры: от человека традиции к креативному субъекту: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Самара, 29–30 мая 2017 г.: в 2 ч. Самара : Самар. гос. ин-т культуры, 2017. Ч. 2. С. 270 –274.

3. Азина А. Г. Формирование имиджа организации социально-культурной сферы // Экономика и общество: перспективы развития: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф.; 9 апреля 2018 г., Сызрань. Киров : Изд-во МЦИТО, 2018. С. 9–11.

4. Федосова И. В. Имидж педагогического вуза в социокультурном пространстве региона // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 128–137.

5. Доронина И. Н. Оценка качества сайта библиотеки как канала межкультурной коммуникации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 1. С. 30–37.

6. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М. : Омега-Л, 2009. 266 с.

7. Сатубалдин А. К. Прогрессивные тенденции в развитии современного музейного дела // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2. С. 42–48.

8. Симонова И. Ф. Особенности формирования имиджа учреждения культур-

но-досуговой сферы // Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 4 (5). С. 273–278.

9. Депелян Р. А. Проблемы управления: теория и практика. Факторы, влияющие на формирование внутреннего имиджа организации // Государственное управление. 2017. Вып. № 64. С. 68–81.

 

Скачать статью в формате pdf

Об оздоровительном эффекте парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой

Автор(ы):

Тамара Сергеевна Шептикина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7379-3545, Волгоградская государственная академия физической культуры

400005, г. Волгоград, проспект им. В. И. Ленина, 78, тел.: +7 (8442) 230195, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Николай Николаевич Сентябрев, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры анатомии и физиологии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5253-7078, Волгоградская государственная академия физической культуры

400005, г. Волгоград, проспект им. В. И Ленина, 78, тел.: +7 (8442) 230195, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сергей Алексеевич Шептикин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8653-7647, Волгоградская государственная академия физической культуры

400005, г. Волгоград, проспект им. В. И. Ленина, 78, тел.: +7 (8442) 230195, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматривается значимость текущего баланса активности отделов вегетативной нервной системы и группы факторов, влияющих на неё, отмечены условия, при наличии которых возникает необходимость в оперативной коррекции функционального состояния организма для снятия избыточной напряжённости в деятельности регуляторных механизмов. Отмечено, что в литературе существуют противоречивые данные о пользе дыхательных гимнастик для использования в качестве оздоровительных средств.

Материалы и методы. На основе изучения особенностей реакции вегетативной нервной системы по показателям вариабельности сердечного ритма, изменений индекса функционального состояния отмечено положительное влияние дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой на здоровье организма.

Результаты исследований. Приводятся данные об особенностях индивидуальных срочных реакций показателей деятельности вегетативной нервной системы на выполнение комплекса дыхательных упражнений А. Н. Стрельниковой. Отмечено положительное влияние дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой на деятельность регуляторных механизмов по показателям вариабельности сердечного ритма.

Заключение. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой может выступать в качестве корректора функционального состояния организма и его адаптационных возможностей, средством укрепления здоровья на основе снижения уровня напряжённости деятельности вегетативной нервной системы.

Ключевые слова: здоровье, дыхательные упражнения, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, вариабельность сердечного ритма

Для цитирования: Шептикина Т. С., Сентябрев Н. Н., Шептикин С. А. Об оздоровительном эффекте парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 3 (52). С. 314–323. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-314-323

DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-3-314-323

УДК: 615.825.1

Статья поступила в редакцию 18.02.2021, одобрена после рецензирования 14.09.2021, принята к публикации 15.09.2021

Список источников:

1. Агаджанян Н. А., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Проблемы адаптации и учение о здоровье: монография. М. : Изд-во РУДН, 2006. 288 с.

2. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М. : Медицина, 1997. 236 с.

3. Гаврилова Е. А. Спорт, стресс, вариабельность: монография. М. : Спорт, 2015. 167 с.

4. Кудря О. Н. Показатели вариабельности сердечного ритма у спортсменов c разной направленностью тренировочного процесса // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2009. № 3 (63). С. 20–25.

5. Кудря О. Н. Роль вегетативной регуляции в формировании механизмов долговременной адаптации к физическим нагрузкам // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2011. № 2 (86). С. 17–24.

6. Поскотинова Л. В., Григорьев П. Е. Зависимость типологических особенностей вегетативных реакций здоровых лиц от фоновых показателей гелиометеофакторов // Экология человека. 2008. № 5. С. 3–8.

7. Фомин В. С. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма // Теория и практика физической культуры. 1996. № 3. С. 44–45.

8. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск : Удмуртский университет, 2009. 259 с.

9. Шептикина Т. С. Перспективное планирование нагрузок на уроках физической культуры с учетом зон риска для здоровья школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Волгоград, 2018. 24 с.

10. Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Изменения функционального состояния детей 11–12 лет под влиянием информационной нагрузки // Новые исследования. 2014. № 4 (41). С. 52–58.

11. Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Савушкина Е. В. Функциональное состояние детей 12–13 лет при выполнении когнитивных заданий // Новые исследования. 2015. № 4 (45). С. 24–32.

12. Афанасьева Р. Ф., Прокопенко Л. В, Константинов Е. И. Тепловое состояние работающих в нагревающем микроклимате в теплый и холодный периоды года // Вести газовой науки. 2013. № 2 (13). С. 137–139.

13. Малахов В. А. К вопросу о целесообразности применения некоторых систем дыхательных упражнений с оздоровительной направленностью // Теория и практика физической культуры. 2011. № 8. С. 98–104.

14. Малахов В. А. О целесообразности применения упражнений с задержками дыхания в статическом режиме и других методов психосоматической регуляции на занятиях физической культурой в специальной медицинской группе // Научные Ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2011. Т. 13. № 4 (99). С. 102–111.

 

Скачать статью в формате pdf