Бережливое образование: стратегии экономического поведения в условиях санкций

Автор(ы):

Сергей Юрьевич Трапицын, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием и кадрового менеджмента, https://orcid.org/0000-0003-3752-8848, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (812) 3124492

Ирина Владимировна Мамлеева, магистрант кафедры управления образованием и кадрового менеджмента, https://orcid.org/0000-0002-6135-8001, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (812) 3124492

Аннотация. Введение. В статье представлены результаты исследования актуальных проблем, с которыми столкнулись образовательные организации в связи с введением западных санкций, а также способы их продуктивного разрешения на основе реализации концепции бережливого образования. Описаны новые вызовы образовательным организациям в контексте сложившейся социально-экономической ситуации, предложены возможные пути модернизации российской системы образования, включающие возможный выход из проблемной ситуации. Затронуты вопросы формирования у педагогов и обучающихся бережливой культуры и бережливого мышления.

Материалы и методы. Методологической базой исследования выступает концепция бережливого производства. Авторы обосновывают необходимость и возможность её реализации в образовательной сфере, а также потенциал использования Lean-технологий для повышения эффективности и качества образовательной деятельности. Сделана попытка поставить актуальные исследовательские вопросы реализации принципов бережливого производства в сфере образования, которые недостаточно представлены в научной литературе.

Результаты исследования. Анализируя начальный опыт рационального экономического поведения образовательных организаций в условиях санкций, авторы представляют примеры, способы и перспективы развития концепции бережливого образования. Затрагиваются различные аспекты функционирования образовательных организаций в условиях санкций, которые вынуждают искать и находить эффективные средства решения актуальных и потенциальных проблем. Показано, что в современных условиях образовательные организации должны уделять большее внимание вопросам экономии, рационального использования ресурсов, импортозамещения, одновременно способствуя формированию бережливого типа личности как стратегического направления обеспечения экономической независимости, суверенитета и конкурентоспособности России и её системы образования.

Выводы. Подчёркивается, что релевантным ответом на западные санкции могут и должны стать концептуализация модели бережливого образования и её практическая реализация в отечественном образовании. Утверждается целесообразность формирования бережливой культуры и бережливого мышления как одного из ключевых факторов устойчивого социально-экономического развития страны.

Ключевые слова: санкции, ограниченность ресурсов, экономическое поведение, бережливое образование, бережливое мышление, бережливый тип личности

Для цитирования: Трапицын С. Ю., Мамлеева И. В. Бережливое образование: стратегии экономического поведения в условиях санкций // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 351–364. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-351-364

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-351-364

УДК: 371.1.07

Статья поступила в редакцию 31.07.2022, одобрена после рецензирования 01.11.2022, принята к публикации 03.11.2022.

Список источников:

1. Вумек Д. П., Джонс Д. Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М. : Альпина Паблишер, 2011. 472 с.

2. Синго С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства. М. : ИКСИ, 2014. 280 с.

3. Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. М. : ИКСИ, 2012. 19 с.

4. Ротер М., Шук Д. Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности ; 2-е изд. М. : Альпина Паблишер, 2015. 170 с.

5. Голоктеев К., Матвеев И. Управление производством: инструменты, которые работают. СПб. : Питер, 2008. 251 с.

6. Джордж Л. Майкл. Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг ; пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. 402 с.

7. Медоуз Д. Х. Пределы роста: 30 лет спустя [Электронный ресурс] ; пер. с англ. Е. С. Оганесян / под ред. Н. П. Тарасовой. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 361 с. URL: https://batrachos.com/sites/default/files/pictures/Books/meadows_dr_2014_predely_rosta_30_let_spustya.pdf (дата обращения: 25.09.2021).

8. Мосеева, Г. В., Мосеева Н. М. Ограниченность природных ресурсов и проблема экономического роста [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2009. № 3 (19). С. 2–7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13058162&ysclid=lb1sfndlaz254527600 (дата обращения: 17.02.2022).

9. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений / пер. с англ. К. Мартынова, Н. Эдельмана. М. : Изд. дом гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 256 с.

10. Погребняк С. И. Бережливое производство. Формула эффективности. М. : Триумф, 2013. 307 с.

11. Саймон Дж. Неисчерпаемый ресурс. Челябинск : Социум, 2005. 796 с.

12. Axt R. G. The Federal Government and Financing Higher Education [for the Commission on Financing Higher Education]. New York : Columbia University Press, 1952. XVI. 295 p.

13. Шлычков В. В. Мировая депрессия 2020 г. как источник угроз и новых вызовов для российской экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 1. С. 41–44.

14. Бережливый менеджмент в образовании: первые итоги и перспективы [Электронный ресурс] : сборник научных статей по материалам круглого стола ; г. Белгород, 25 ноября 2020 г. Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. 102 с. URL: assets/ resourcefile/2820/sbornik-berezhltvyij-menedzhment.pdf. (дата обращения: 21.05.2022).

15. Владыка М. В., Горбунова Е. И., Полевой И. Н. Применение инструментов бережливого производства в системе высшего образования // Научный результат. Экономические исследования. 2019. Т. 5. № 1. С. 11–19. DOI: 10.18413/2409-1634-2019-5-1-0-2

16. Система образования и технологии бережливого производства: материалы очно-заочной Региональной научно-практической конференции ; Нижневартовск, 31 марта 2017 г. / отв. ред. А. В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. 86 с.

17. Волкова И. А. Отраслевые особенности внедрения системы бережливости // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3(36). С. 21–25.

18. Козырев О. Ю., Рубаник Ю. Т., Михальченко В. В. Исследование показателей операционной эффективности бизнес-системы девелопмента и обоснование перспективных направлений ее инновационного развития // Вестник КемГУ. 2013. № 3-1 (55). С. 245–250.

19. Павлова, И. В. «Фабрика процессов» как эффективный инструмент обучения персонала принципам бережливого производства / И. В. Павлова, А. А. Потапов // Инновации в образовании. 2021. № 5. С. 81–90.

20. Царенко А. С. «Бережливое государство»: перспективы применения бережливых технологий в государственном управлении в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 45. С. 74–109. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2014/vipusk__45._avgust_2014_g./problemi_upravlenija_teorija_i_praktika/tsarenko.pdf (дата обращения: 25.09.2022).

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 42 | Скачиваний: 14