Методический инструментарий развития личностной читательской рефлексии в процессе анализа и интерпретации литературного произведения (5–6-е классы)

Автор(ы):

Ирина Витальевна Сосновская, доктор педагогических наук, профессор кафедры филологии и методики, https://orcid.org/0000-0003-0237-0729, Педагогический институт,

Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9,  тел.: +7 (3952) 240700, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Нина Павловна Терентьева, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе, https://orcid.org/0000-0002-1386-6116,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 69, тел.: +7 (351) 2165601, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Статья посвящена проблеме развития личностной рефлексии читателя-школьника. Основополагающим является методический аспект: представлен инструментарий для анализа и интерпретации литературных произведений, применение которого предполагает обращение к внутренней смысловой сфере читателя, включение его в рефлексивную деятельность, активный диалог с автором произведения, его героями, когда обнаруживаются жизненные, психологические связи читателя и художественной реальности. Цель статьи – обосновать целесообразность внедрения в практику обучения литературе методического инструментария, позволяющего активизировать развитие личностной читательской рефлексии младших подростков в процессе анализа и интерпретации ими литературного произведения начиная с 5–6-х классов.

Материалы и методы. Федеральный государственный образовательный стандарт, Федеральная рабочая программа по литературе ориентируют учителя на необходимость формирования личностных результатов обучения, придают воспитательную направленность литературному образованию. Определяют психологические механизмы личностной рефлексии в связи с возрастными особенностями младших подростков; методические условия, а также существующие в методике подходы, используемые в целях активизации личностной рефлексии. Проведённое анкетирование показало, что личностная рефлексия крайне недостаточно проявляется в читательской деятельности подростков, необходим методический инструментарий, способствующий формированию навыка личностной читательской рефлексии.

Результаты. Показаны возможности внедрения разнообразных методических приёмов, герменевтических по своей природе, в практику школьного анализа эпических и лирических произведений («актуализация эмоционального и жизненного опыта», «идентификация», «припоминание», «достраивание», «дописывание», «вживание в представления», «рефлексивный мостик», «наращивание смысла», «ответь за героя», «ответь за автора», «жизненная правда», «вопрос к себе», «выход на оценку», «выход на решение» и др.).

Заключение. Авторы делают вывод о природосообразности процесса развития рефлексивного сознания и рефлексивных умений школьников на материале чтения художественных произведений и возможности преодоления культурного разрыва между классическим произведением и современным читателем-подростком при условии системного включения развивающего личностную рефлексию методического инструментария. Это реальный способ обретения личностных результатов при освоении литературы в школе.

Ключевые слова: литературное образование, диалог, личностная рефлексия, личностный смысл, герменевтика, чтение, методический инструментарий, школьный анализ и интерпретация, литература

Для цитирования: Сосновская И. В., Терентьева Н. П. Методический инструментарий развития личностной читательской рефлексии в процессе анализа и интерпретации литературного произведения (5–6-е классы) // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 3. C. 330–347. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-330-347

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-330-347

УДК: 372.882

Статья поступила в редакцию 14.07.2023, одобрена после рецензирования 08.08.2023, принята к публикации 10.08.2023.

Список источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/ (дата обращения: 08.06.2023).

2. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Литература (для 5–9 классов образовательных организаций). М. : Ин-т стратегии развития образования, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/02 (дата обращения: 08.06.2023).

3. Терентьева Н. П. Литературное образование как способ ценностного самоопределения учащихся : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02. Т. 1. РГПУ им. А. И. Герцена, СПб., 2014. 490 с.

4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов. М. : ПСТГУ. 2014. 400 с.

5. Сосновская И. В. Читательская рефлексия как условие понимания ценностных смыслов в художественном произведении // Литература в школе. 2011. № 5. С. 33–35.

6. Маранцман В. Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу : кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. М. : Просвещение, 1986. 124 с.

7. Иншакова О. А. Эмпатический диалог как прием личностной актуализации познавательной самостоятельности учащихся на занятиях по литературе в 5–9 классах // Поэтика художественного текста на уроках литературы : сб. ст. / отв. ред. О. Ю. Богданова. М. : МГПУ, 1997. С. 164–171.

8. Ядровская Е. Р. Творческие работы учащихся 5–7 классов по литературе как диалог с искусством и собственной личностью : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. СПб., 2000. 24 с.

9. Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М. : Библиомир, 2016. 271 с.

10. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1979. 424 с.

11. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2017. 159 с.

12. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М. : Интерпракс, 1995. 288 с.

13. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / под. ред. Д. Б. Эльконина / гл. ред. А. В. Запорожец. М. : Педагогика, 1984. 433 с.

14. Богин Г. Обретение способности понимать. Введение в филологическую герменевтику [Электронный ресурс] // URL: https://klex.ru/2s6 (дата обращения: 10.05.2023).

15. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М. : Баласс. 2013.126 с.

16. Астафьев В. П. Васюткино озеро [Электронный ресурс]. URL: https://skazki.rustih. ru/viktor-astafev-vasyutkino-ozero (дата обращения: 12.04.2023).

17. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. М. : ЭКСМО, 2023. 112 с.

18. Лиханов А. Последние холода. М. : Детство. Отрочество. Юность, 2015. С. 19–20.

19. Бунин И. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. М. : Художественная литература, 1987. С. 52.

Скачать статью в формате pdf.

 


Просмотров: 0 | Скачиваний: 30