Статьи выпуска № 3, год 2023

Изучение взаимосвязи личностно-эмоциональных детерминант и профессионального выгорания у адвокатов

Автор(ы):

Бабкин Даниил Валерьевич, аспирант, https://orcid.org/0009-0008-1431-2415, Кубанский государственный университет

350058, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7 (861) 2199502, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ирина Сергеевна Бубнова, кандидат психологических наук, доцент, кафедры социальной психологии и социологии управления, https://orcid.org/0000-0001-9549-7248, Кубанский государственный университет

350058, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7 (861) 2199502, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Эффективность профессиональной карьеры адвокатов детерминирована их эмоционально-личностными характеристиками. Негативные эффекты профессионального выгорания адвокатов препятствуют квалифицированному и продуктивному выполнению ими профессиональной деятельности, что проявляется в снижении качества защит доверителей. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния эмоциональных и личностных детерминант на формирование синдрома профессионального выгорания у адвокатов. Целью статьи явилось изучение взаимосвязи между возрастом, полом, стажем профессиональной деятельности защитников, их эмоционально-личностными детерминантами и компонентами выгорания.

Материалы и методы: методика диагностики эмоционального выгорания К. Маслач, С. Джексона (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), многофакторный личностный опросник 16PF Р. Кеттелла.

Результаты исследования. Исследование показало, что выгоранию защитников способствуют их эмоционально-личностные характеристики. Так, защитники обладают сниженным уровнем общего оптимизма, низким уровнем профессиональной и личной самооценки, не верят в свои силы, недооценивают профессиональные достижения.

Заключение. Эмпирическое исследование показало, что женщины в адвокатуре, а также специалисты среднего возраста подвержены повышенному риску выгорания, поскольку для них характерна высокая эмоциональная чувствительность и тревожность. Также было выявлено, что защитникам свойственны проницательность, эрудиция, сосредоточенность, развитое абстрактное мышление и высокая языковая культура. Анализ результатов исследования убедительно свидетельствует об актуальности проблемы.

Ключевые слова: выгорание, профессиональное выгорание, детерминация, профессиональная деятельность, личностные детерминанты, эмоциональные детерминанты

Для цитирования: Бабкин Д. В., Бубнова И. С. Изучение взаимосвязи личностно-эмоциональных детерминант и профессионального выгорания у адвокатов // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 3. C. 399–409. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-399-409

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-399-409

УДК: 159.907

Статья поступила в редакцию 27.08.2023, одобрена после рецензирования 05.09.2023, принята к публикации 10.09.2023.

Список источников:

1. Светова Л. Н. Психологические особенности профессионального выгорания адвокатов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25. № 4 (83). С. 376-382. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14002

2. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии. СПб. : Питер, 2011. 528 с.

3. Бойко В. В. Синдром «Эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб. : Сударыня, 2000. 32 с.

4. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М. : Институт психологии РАН, 2015. 350 с.

5. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград : Учитель, 2017. 122 с.

6. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности : Учебное пособие. Барнаул. : Изд-во АлтГУ, 2005. 132 с.

7. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2017. С. 143–156.

8. Минин Д. С. Гендерные особенности психического выгорания адвокатов: личностные предпосылки // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10-2. С. 120–123.

9. Минин Д. С. Дифференциально-психологическое исследование особенностей выгорания у адвокатов в различных видах судопроизводства: личностный аспект // Теория и практика общественного развития. 2015. № 15. С. 164–168.

10. Морозов А. В., Жданов С. П., Красавчикова Л. И., Бианкина А. О., Калиновская В. С. Психология профессиональной деятельности адвоката // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 84–94

11. Бабкин Д. В., Бубнова И. С. Изучение психического выгорания и его детерминант у адвокатов // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2 (151). С. 241–248. DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.034

12. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика ; 3-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2023. 299 с.

13. Гунзунова Б. А. Концептуальная модель системы саморегуляции эмоциональных состояний в профессиональной педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4(35). С. 150–155.

14. Пухарева Т. С., Шерстюк Т. С. Социально-психологические установки адвокатов, сменивших профессию следователя // Психология и право. 2022. Т. 12. № 1. С. 67–76. DOI:10.17759/psylaw.2022120106

15. Селиванова Е. И. Профессиональное выгорание адвокатов в различных видах судопроизводства // Материалы Научной сессии : сб. трудов конференции. В 2 т. Т. 2. (Волгоград, 19 –23 апреля, 2021 г.). Волгоград : Изд-во ВГУ. С. 259–262.

16. Бабкин Д. В., Бубнова И. С., Миронова С. Р. Стрессоустойчивость и копинг поведение выпускников вуза как фактор их трудоустройства // Казанский педагогический журнал. 2021. № 6 (149). С. 201–206.

17. Скабелина Л. А. Возможности дистанционных курсов для профессионального и личностного роста адвокатов // Становление личности в современном обществе. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (Томск, 20–22 сентября, 2018 г.). Томск : Изд-во НИИ ТПУ. С. 305–308.

Скачать статью в формате pdf.

Аксиологический вектор введения регионального компонента, или К проблеме школьной экранизации

Автор(ы):

Дмитрий Дмитриевич Жирков, старший преподаватель кафедры русской литературы XX века и теории литературы, учитель литературы, https://orcid.org/0009-0008-9940-8386, филологический факультет, Специализированный учебно-научный центр – Университетский лицей, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, 58, тел.: +7 (4112) 496853, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Во введении автор обозначает проблему организации внеклассной деятельности учащихся как технологии общения с киноискусством. Цель статьи – показать школьную экранизацию литературного произведения как одну из форм обновления материалов национально-регионального компонента федерального государственного образовательного стандарта, введение которого приобретает аксиологическую направленность.

Материалы и методы. Проведённое исследование основывается на аксиологическом подходе, создающем в границах творческого процесса необходимые условия для ценностного самоопределения личности. Кроме прочего, привлечение произведений на региональную якутскую тематику, по мнению автора статьи, призвано, с одной стороны, способствовать погружению учащихся в историю малой родины, с другой – сохранению единого культурного поля России. В качестве экранизируемых объектов в контексте феномена артизации выбраны баллада «Саатырь» А. А. Бестужева-Марлинского, рассказ «Сон Макара» В. Г. Короленко, стихотворение «Стук» И. А. Бродского, стихотворение «Алмазы и слёзы» Е. А. Евтушенко.

Обзор литературы. Автор с опорой на исследования в области методики преподавания литературы, кинопедагогики и литературоведения освещает обозначенный вопрос, уточняет актуальные тенденции организации внеклассной деятельности учащихся в аспекте феномена артизации.

Результаты. Обоснованы жанровое определение созданного видеоцикла «Русские писатели в Якутии» и причины обращения к избранному литературному материалу, в том числе в ситуации отсутствия в кинопрактике опыта его интерпретации. Представлен алгоритм работы над школьной экранизацией, где освещены отдельные, наиболее важные, этапы. Показано, что возникновение вопросов, направленных на развитие ценностно-смысловой сферы учащихся, конструирование аксиологических ситуаций и подспудный анализ текста являются важными этапами работы над созданием киноверсии литературного произведения. Кроме этого, автор останавливается на монтаже как способе развития у учащихся особого вида познавательной деятельности.

Заключение. Опыт создания видеоцикла, который был размещён на хостинге YouTube, приводит к выводу о необходимости организации текстопорождающей деятельности школьников с целью формирования их субъектной позиции, поиска и обретения ими личностных смыслов в искусстве.

Ключевые слова: аксиологический подход, ценностное самоопределение, артизация, экранизация, видеоцикл, русские писатели в Якутии, Бестужев-Марлинский, Короленко, Бродский, Евтушенко

Ключевые слова: 

Для цитирования: Жирков Д. Д. Аксиологический вектор введения регионального компонента, или К проблеме школьной экранизации // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 3. C. 388–398. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-388-398

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-388-398

УДК: 159.907

Статья поступила в редакцию 08.07.2023, одобрена после рецензирования 21.07.2023, принята к публикации 23.07.2023.

Список источников:

1. Маранцман В. Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством // Литература в школе. 1998. № 8. С. 91–98.

2. Костерина А. Б. Артизация как феномен культуры: истоки и современность // Арт-дизайн: структура, содержание и перспективы развития специализации : сб. науч. трудов. Екатеринбург : РГППУ, 2009. С. 8–12.

3. Терентьева Н. П. Воспитание в системе литературного образования: аксиологический поворот [Электронный ресурс] // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2(55). С. 142–154. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-v-sisteme-literaturnogo-obrazovaniya-

aksiologicheskiy-povorot (дата обращения: 24.05.2023). DOI: 10.32343/2409-

5052-2022-16-2- 142-154

4. Чертов В. Ф. Чтение и литературное образование в цифровую эпоху: приглашение к дискуссии и поиску // Литература в школе. 2021. № 1. С. 9–21. DOI: 10.31862/0130-3414-2021-1-9-21

5. Доманский Ю. В. Вариативность и интерпретация текста : парадигма неклассической художественности : дис. … д-ра филол. наук: 10.01.08. М., 2006. 494 с.

6. Усов Ю. Н. Экранные искусства – новый вид мышления [Электронный ресурс] // Искусство и образования. 2000. № 3. С. 48–69. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fmediaeducation.ucoz.ru%2F_ld%2F3%2F372__.-_____-.doc&wdOrigin=BROWSELINK

7. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин : Ээсти Раамат, 1973. С. 56.

8. Бахтин М. М. Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М. : Эксмо, 2015. 638 с.

9. Русские писатели в Якутии [Электронный ресурс] : видеоцикл. Взгляд в книгу : Первый литературный блог Якутии. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WtSDavwnclU (дата обращения: 06.06.2023).

10. Лихачев Д. С. Текстология: краткий очерк. М. ; Л. : Наука, 1964. 102 с.

11. Бахтин М. М. К философии поступка / Собрание сочинений в 7 т. Т. 1. М. : Русские словари, 2003. C. 7–68.

12. Сосновская И. В. Методика обучения литературе: от теории – к мастерству: лекции, задания, интернет-навигация : учебное пособие. Иркутск : Оттиск, 2021. 154 с.

13. Мишлимович М. Я. Анализ и интерпретация эпических произведений в школе: монография. Якутск : Изд-во ЯГУ, 2002. 115 с.

14. Галицких Е. О. Мастерские жизнетворчества как инновационная технология событийного образования [Электронный ресурс] // Педагогический ИМИДЖ. 2016. № 1(30). С. 49–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/masterskie-zhiznetvorchestva-

kak-innovatsionnaya-tehnologiya-sobytiynogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.05.2023).

15. Жирков Д. Д. А.П. Чехов в школе: региональный компонент (на примере Республики Саха (Якутия)) [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69(4). С. 91–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?ysclid=llxg

8fef7s108460629&id=44715840 (дата обращения: 01.05.2023).

Скачать статью в формате pdf.

Метод проектов как один из инструментов достижения образовательного результата в вузе при подготовке к практико-ориентированному экзамену

Автор(ы):

Анастасия Михайловна Пирожникова, доцент кафедры математики и информатики, https://orcid.org/0000-0002-4515-2281, Забайкальский государственный университет

672027, Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, тел.: +7 (3022) 416444,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Татьяна Сергеевна Лысикова, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, https://orcid.org/0000-0002-5849-247X, Забайкальский государственный университет

672027, Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, тел.: +7 (3022) 416444,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье анализируются различные трактовки структуры образовательного результата. С позиций деятельностного и технологического подходов описан опыт применения метода проектов в процессе организации подготовки к практико-ориентированному экзамену студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование».

Материалы и методы. В ходе исследования были реализованы следующие методы: анализ нормативной, научной, психолого-педагогической, методической литературы по вопросам реализации условий проведения практико-ориентированного экзамена; опрос участников экзамена.

Результаты исследования. На основе опыта проведения практико-ориентированного экзамена у студентов бакалавриата выпускных курсов представлен анализ использования метода проектов при подготовке студентов для получения образовательного результата, а также разработка авторского проекта.

Выводы. Авторами выявлена и обоснована необходимость использования метода проектов при подготовке студентов к практико-ориентированному экзамену по модулю, связанному с созданием видеоролика.

Ключевые слова: практико-ориентированный экзамен, метод проектов, образовательный результат

Для цитирования: Пирожникова А. М., Лысикова Т. С. Метод проектов как один из инструментов достижения образовательного результата в вузе при подготовке к практико-ориентированному экзамену // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 3. C. 360–371. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-360-371

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-360-371

УДК: 378.147

Статья поступила в редакцию 22.07.2023, одобрена после рецензирования 04.09.2023, принята к публикации 06.09.2023.

Список источников:

1. Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 5.1 (109.1). С. 18–21. URL: https://moluch.ru/ archive/109/26315/ (дата обращения: 02.02.2023).

2. Каримова А. Д. Комплексная оценка образовательных результатов студентов магистратуры : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Омск, 2013. 266 с.

3. Ковалева Т. Н. Теоретические основы становления инновационной школы : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01. М., 2000. 277 с.

4. Sofradzija H., Sehic S., Alibegovic A., Bakic S., Camo M. Education as a Process and Result // International Journal of Contemporary Education. 2021. Vol. 4, No. 1. Pp. 56–64. URL: https://www.researchgate.net/publication/350093818_Education_as_a_Process_and_Result (дата обращения: 21.03.2022). DOI: https://doi.org/10.11114/ijce.v4i1.5190

5. Перевощикова Е. Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1. DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-3

6. Юдин В. В. Образовательный результат: от компетенций до личности // Образование и наука. 2008. № 4 (52). С. 13–23.

7. Харабаджах М. Н. Технологический подход в образовании: сущность и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 279–281.

8. Романова Е. С. К проблеме дефиниции понятий «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения» в современной педагогической науке // Психология, социология и педагогика. 2016. № 5(56). 27–32 с. URL: https:// psychology.snauka.ru/2016/05/6791 (дата обращения: 12.07.2023).

9. Оганнисян Л. А., Акопян М. А. Использование метода проектов в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Таврический научный обозреватель. 2015.

№ 2–1. С. 101–104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-proektovv- obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 21.06.2023).

10. Оценочные материалы для демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия [Электронный ресурс]. URL: https://om.firpo.ru/competencies/ (дата обращения: 25.03.2023).

11. Материалы Национального Межвузовского Финала 2021 по компетенции № R19 «Преподавание в основной и средней школе» [Электронный ресурс]. URL: https:// disk.yandex.ru/d/mMShy22txwvE6A/Финал%20Национального%20Межвузовского%20

Чемпионата%202021%20(сентябрь%202022)/Преподавание%20в%20основной%20

и%20средней%20школе (worldskills.ru) (дата обращения: 28.02.2023).

12. Шихваргер Ю. Г. Метод проектов в профессиональном обучении педагогов : монография. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. 141 с.

13. Стернберг В. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX века : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Владимир, 2003. 194 с.

14. Albanese M. A., Mitchell S. Problem-based Learning: A Review of Literature on Its Outcomes and Implementation Issues // Academic Medicine. 1993. Vol. 68, No. 1 Pp. 52–81. DOI: http://dx.doi.org/10.1097/00001888-199301000-00012

15. Blumenfeld P. C., Soloway E., Marx R. W., Krajcik J. S., Guzdial M., Palincsar A. Motivating Project-Based Learning: Sustaining the Doing, Supporting the Learning // Educational Psychologist. 1991. Vol. 26, No 3/4. Pp. 369–398. DOI: 10.1080/00461520.1991.9653139

Скачать статью в формате pdf.

Библиотечный конкурс «Вдумчивый читатель»: осмысление результатов в русле методического подхода

Автор(ы):

Романичева Елена Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик, https://orcid.org/0000-0003-2649-3715,  Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет

129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, тел.: +7 (499) 1812462,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Во введении автор говорит о специфике школьного предмета «Литература», в котором, как показали дидакты, ведущими являются два компонента: научные знания и способы деятельности. К сказанному предшественниками автор добавляет: специфика предмета состоит и в том, что его результаты носят отсроченный характер. В процессе же получения литературного образования одним из индикаторов их достижения становится круг самостоятельного чтения.

Материалы и методы. Материалами для доказательства выдвинутого тезиса послужили работы финалистов конкурса «Вдумчивый читатель» (64 работы), который проводит Центральная городская детская библиотека имени А. П. Гайдара (г. Москва). По условиям проходившего в два этапа конкурса отзыв или рецензия на текст (выбор жанра оставался за читателями) должны быть написаны на произведение, выбранное экспертами для каталога «100 лучших книг для детей и подростков» (выпуск 2022 или 2023 г.). Цель выпускаемого каталога – сориентировать читателя в современных детских и подростковых книгах. На решение этой задачи направлен первый тур конкурса.

В этой части статьи также представлены количественные результаты выбора читателей, распределённые по четырём номинациям. На основе количественных данных автор статьи фиксирует негативную тенденцию: читающие подростки, ученики основной школы, перестают ходить в библиотеку. И выдвигает предположение: это происходит либо потому, что они в массе своей переходят на электронное чтение и, как следствие, ищут другие ресурсы, либо потому, что на самостоятельное чтение из-за перегрузки учебными занятиями у них не остаётся времени.

Обзор литературы. Прежде чем познакомить читателя с качественными результатами анализа конкурсных работ, автор с опорой на новейшие современные исследования, одно из которых освещает историю вопроса, уточняет содержательное наполнение термина «самостоятельное чтение».

Результаты исследования представлены по номинациям. При этом тексты участников рассматриваются, как в своё время и предлагала М. А. Рыбникова, как важный материал для педагога и анализируются в рамках методического подхода. Участники младшей номинации работают с текстом как читатели – наивные реалисты: они дают прежде всего эмоциональный отклик на книгу, однако многие стремятся не только пересказать содержание, но и сказать что-то о художественных достоинствах книги, обратиться не только к словесному, но и визуальному ряду. К сожалению, в работах просматривается влияние «взрослых»: юные читатели начинают говорить, что «эта книга учит», и сбиваются на канцелярит. Участники старшей номинации в разговоре о книге идут не от её автора, а от себя как читателя: они рассказывают о процессе чтения, о своём понимании/непонимании героев, событий и автора. Большая часть из них преодолела наивный реализм, но в книгах они ищут сначала близкое себе, им в первую очередь интересно читать и говорить о себе самих. В круг чтения читателей этого возраста входит в том числе и графический нарратив, они обращают внимание и на визуальный ряд, который зачастую становится для них точкой входа в книгу; они также реагируют на художественные достоинства произведения, стремятся вписать книгу в ряд произведений того же жанра. Участники взрослой номинации основное своё внимание обращают на «воспитательный потенциал» книги, её ресурсность (помощь в трудной жизненной ситуации), они пишут в основном отзывы, зачастую оценивают книгу по принципу того, чего «в ней не хватает». Среди отзывов взрослых участников есть очень интересные работы. Это в первую очередь тексты, «подвигающие» школьников на чтение современного произведения, рассказывающие о том, как можно читать «молчаливую книгу». Участники семейной номинации (она самая немногочисленная) в первую очередь рассматривают книгу как ресурс для совместного общения читателей разных поколений.

В заключение на основе проведённого контент-анализа сделан ряд выводов. Первый состоит в том, что о сформированности читательской компетенции свидетельствуют выбор книги для самостоятельного чтения, способность и готовность говорить о ней в рамках развёрнутого высказывания. Анализ работ выявил и болевые точки: никто из «вдумчивых читателей» не пишет о чтении как удовольствии. По мнению автора статьи, это одно из следствий изучения литературы в школе, где акцент ставится на «воспитательной роли» книги, а не на том, что художественное произведение – это, прежде всего, произведение искусства. Автор также утверждает, что в круг чтения школьников вошла визуальная литература, практики работы с которой нуждаются в осмыслении и описании.

Ключевые слова:  конкурс «Вдумчивый читатель», самостоятельное чтение, методический подход к анализу работ, контент-анализ читательских номинаций, расширение круга чтения школьников

Для цитирования: Романичева Е. С. Библиотечный конкурс «Вдумчивый читатель»: осмысление результатов в русле методического подхода // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 3. C. 372–387. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-372-387

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-372-387

УДК: 37.035.461+372.882

Статья поступила в редакцию 28.06.2023, одобрена после рецензирования 23.07.2023, принята к публикации 24.07.2023.

Список источников:

1. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2007. 352 с.

2. Душечкин Я. И. Чтение в соотношении с психическим развитием учащихся. Тезисы // Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1909 г. (1–5 июня) : Отчет, составленный секретарем Съезда М. И. Коноровым, при содействии секретарей Съезда А. И. Неклюдовой и Н. Е. Румянцева. СПб., 1910. С. 334–335.

3. Рудишина Т. В. Каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков» 15 выпусков. 2007–2021 год. Субъективные заметки и объективные числа // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2021. № 12. С. 4–20.

4. Библиотечная энциклопедия / гл. ред. Ю. А. Гриханов. М. : Пашков дом, 2007. 1299 с.

5. Дейнеко И. В. Ежегодный иллюстрированный каталог «100 новых книг для детей и подростков», как он работает в библиотеке // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2020. № 5. С. 54‒61.

6. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / сост. В. П. Чудинова. М. : МЦБС, 2012. 144 с.

7. Калинина Э. С. «Свободное чтение»: содержание понятия и его толкование в научной литературе // Наука и Школа. 2020. № 4. С. 109–116. DOI: 10.31862/1819-463X-2020-4-109-116

8. Антипова А. М., Калинина Э. С. Свободное чтение школьника как социопедагогический феномен // Литература в школе. 2021. № 2. С. 66–77. DOI 10.31862/0130-3414-2021-2-66-77

9. Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. Ю. П. Мелентьевой. М. : Наука, 2021. 438 с.

10. Владиславлев И. В. Что читать? : указатель систематическаго домашняго чтения для учащихся. Вып. 1. Изд. 3-е, доп. М. : Наука, 1917. 167 с.

11. Рыбникова М. А. От маленького писателя – к большому читателю // Русский язык в советской школе. 1929. № 2. С. 81–89.

12. Соколов Н. М. Изучение литературных произведений в школе. М.‒Л. : Гос. изд-во, 1928. 16 с.

13. Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря : учебное пособие для школьных библиотекарей как педагогов. М. : РШБА, 2015. 463 с.

14. Григонис М. В. Отзыв на книгу Гуоджин «Гроза: История собаки, которая нашла дом» // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2023. № 3. С. 53–56.

15. Квашнина Е. С. Краткий курс о детской книге, или Зачем нам книга с дыркой. М. : Библиомир, 2022. 208 с.

Скачать статью в формате pdf.

 

Педагогико-риторический идеал как предмет изучения на занятиях по риторике с будущими бакалаврами филологии

Автор(ы):

Ольга Викторовна Филиппова, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного, https://orcid.org/0000-0002-9829-4451, Author ID 46943952, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68/1, тел.: +7 (8342) 243732, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Актуальность рассмотрения понятия педагогико-риторического идеала в методическом аспекте обусловлена нарастающей потребностью в качественной риторической подготовке будущих педагогов в процессе обучения в вузе, поиском оптимальных подходов к использованию данного понятия в процессе риторического образования, так как речевое мастерство педагога как предмет изучения в курсе риторики не может быть оторвано от нравственно-личностного начала профессиональной речевой деятельности.

Цель исследования: изучение содержания понятия «педагогико-риторический идеал», определение его места и роли в содержании и структуре профессиональной риторической подготовки студентов-филологов, будущих педагогов.

Методы исследования. В ходе исследования использовались метод теоретического анализа источников, опытно-экспериментальные методы (беседа, риторический анализ) с целью формирования компетенций в вопросах педагогико-риторического идеала на занятиях по риторике со студентами-филологами, а также социолого-педагогические методы (письменный опрос, наблюдение) с целью оценки степени сформированности компетенций.

Результаты исследования: автором проанализированы подходы к описанию педагогико-риторического идеала, сформулировано рабочее определение данного понятия, определено его место в структуре программы курса «Риторика» для студентов-филологов, отобраны методы его изучения, обработаны результаты письменного опроса студентов по итогам изучения понятия «педагогико-риторический идеал» в курсе риторики.

Заключение. Внедрение понятия педагогико-риторического идеала в программу курса риторики для студентов бакалавриата 45.03.01 Филология способствует профессионализации риторической подготовки студентов, воспитанию коммуникативной личности будущего педагога, созданию основы для совершенствования профессиональной риторической культуры, реализации междисциплинарного подхода в подготовке бакалавра филологии.

Ключевые слова: риторика, педагогическая риторика, педагогико-риторический идеал, риторическая подготовка, педагогический дискурс, коммуникативная личность педагога, письменный опрос

Для цитирования: Филиппова О. В. Педагогико-риторический идеал как предмет изучения на занятиях по риторике с будущими бакалаврами филологии // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 3. C. 348–359. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-348-359

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-348-359

УДК: 378.1:808.5

Статья поступила в редакцию 19.05.2023, одобрена после рецензирования 15.09.2023, принята к публикации 15.09.2023.

Список источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // сайт : Портал ФГОС ВО. URL https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/95 (дата обращения: 14.02.2023)

2. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория. М. : Академия, 1998. 432 с.

3. Львов М. Р. Риторика. Культура речи ; 2-е изд., испр. М. : Академия, 2004. 272 с.

4. Михальская А. К. Русский Сократ : Лекции по сравнительно-исторической риторике : учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов. М. : Академия, 1996. 190 с.

5. Курцева З. И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе риторического образования : монография. М. : МИОО, 2007. 128 с.

6. Тимонина И. В. К вопросу о корреляции понятий «педагогический идеал» и «риторический идеал»: историко-педагогический аспект // Образование и наука. 2010. № 11 (79). С. 88–97.

7. Васюкова П. А., Диденко В. М. Зарождение и развитие педагогико-риторического идеала // Учитель и время. 2019. № 14. С. 36–43.

8. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. М. : Флинта, Наука, 1998. 310 с.

9. Суховей Е. А. Ценности русского риторического идеала как основа формирования коммуникативных компетенций учителя // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 180–188.

10. Колесникова Л. Н. Риторический идеал современного педагога: лингвокультурологический и аксиологический аспекты // Коммуникативные процессы в современном образовании: прошлое, настоящее и будущее риторики и речеведения : материалы науч.-практ. конф. (Москва, 24–25 ноября 2022 г.). М. : Языки Народов Мира, 2022. С. 156–162.

11. Педагогическая риторика / под ред. Н. А. Ипполитовой. М. : МПГУ, 2001. 388 с.

12. Чепуренко А. А., Юздова Л. П. Формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов в процессе изучения курса педагогической риторики // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 8. С. 143–155.

13. Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». М. : Просвещение, 1986. 127 с.

14. Хлебникова М. С. Риторический идеал как предмет изучения и средство совершенствования общей коммуникативной культуры студентов-филологов в процессе анализа современного драматургического дискурса : дис. … канд пед. наук : 13.00.02. Новокузнецк, 2009. 227 с.

15 Карасик В. И. Характеристика педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики : cб. науч. тр. Волгоград : Перемена, 1999. С. 3–18.

Скачать статью в формате pdf.