Ценностные ориентации студенческой молодёжи как фактор психологической безопасности в условиях информационной среды
Автор(ы):
Александр Юрьевич Воронин, ассистент кафедры возрастной и педагогической психологии, https://orcid.org/0000-0003-1918-1449, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: +7 (924) 3530428, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема влияния современных средств массовой коммуникации на молодёжную аудиторию, анализируются основные негативные последствия такого влияния. Цель данного исследования: изучение ценностных ориентаций студенческой молодёжи как фактора психологической безопасности в условиях информационной среды.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось с помощью количе- ственных и качественных методик. В исследовании использовались следующие методики: анкетный опрос, методика Ш. Шварца, метод неоконченных предложений. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью метода Углового преобразования Фишера – критерий φ*.
Результаты исследования. В ходе исследования были выявлены два основных типа мотивации обращения представителей студенческой молодёжи к средствам массовой информации. Участники исследования была разделены на две группы, исходя из преобладания того или иного типа мотивации. Изучены ценностные ориентации представителей двух групп. Выявлена определённая разница в стратегиях преодоления психологического дискомфорта у участников исследования с различной мотивацией обращения к средствам массовой информации и различными ценностными ориентациями.
Заключение. Полученные в настоящем исследовании данные позволяют по-новому подойти к проблеме изучения ценностных ориентаций как фактора информационно-психологической безопасности личности.
Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, ценностные ориентации личности, студенческая молодёжь, средства массовой информации, информационное общество, Интернет, телевидение, радио
Для цитирования: Воронин А. Ю. Ценностные ориентации студенческой молодёжи как фактор психологической безопасности в условиях информационной среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 522–535. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-522-535
https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-522-535
УДК: 377+351.74:94(571.53)
Дата поступления в редакцию: 20.10.2021
Список литературы:
1. Аносов В. Д., Лепский В. Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности / Проблемы информационно-психологической безопасности / под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. М. : Ин-т психологии РАН, 1996. С. 7–11.
2. Грачёв Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М. : Изд-во РАГС, 1998. 125 с.
3. Грачёв Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью. Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 2002. 288 с.
4. Информационно-психологическая и когнитивная безопасность : коллективная монография / под ред. И. Ф. Кефели, Р. М. Юсупова. Санкт-Петербург : Петрополис, 2017. 298 с.
5. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и метод. руков. / В. Н. Карандашев. СПб. : Речь , 2004. 70 с.
6. Карицкий И. Н. Эпоха тотального господства СМИ: воспитание и саморазвитие – манипуляция и потребление? // Человек как субъект и объект медиапсихологии. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова / Ин-т человека; изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 595–610.
7. Костюк А. В., Примакин А. И. Информационно-психологическая безопасность личности: проблемы и подходы // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 227–230.
8. Крайнюков С. В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 23–41. doi:10.17759/sps.2019100403
9. Лепский В. Е. Информационно-психологическая безопасность субъекта в изменяющемся обществе // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся общества : сб. тезисов конференции. М. : Ин-т психологии РАН, 1999. С. 98–99.
10. Матвеева Л. В. Актуальные проблемы медиапсихологии // Человек как субъект и объект медиапсихологии. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова / Ин-т человека; изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 151–169.
11. Миронов В. В. Поп-культура как продукт глобального информационного пространства // Человек как субъект и объект медиапсихологии. М. : МГУ имени М. В. Ломоносова / Ин-т человека; изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 216–230.
12. Пронина Е. Е. Категории медиапсихологии // Проблемы медиапсихологии. М. : РИП-Холдинг, 2002. 160 с.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2010. 713 с.
14. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2004. 350 с.
15. Титов К. В. Вопросы информационно-психологической безопасности личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.psycademy.ru/pages/379 (дата обращения: 05.07.2021).
16. Фёдорова О. Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе // Вестник Дальневосточного государственного технического университета. 2011. № 2 (7). С. 21–34 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka. ru/article/n/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-v-informatsionnom- obschestve-1 (дата обращения: 04.07.2021).
17. Giles D. Media psychology. London : L.E.A. Publishers, 2003. 337 p.
18. Giles, D.C., Maltby, J. The role of media figures in adolescent development: Relations between autonomy, attachment, and interest in celebrities // Personality and Individual Differences. 2004 Vol. 36 (4). Pp. 813–822.