Ценностно-мотивационные компоненты в структуре профессиональной направленности будущих психологов

Автор(ы):

Ирина Сергеевна Бубнова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления, https://orcid.org/0000-0001-9549-7248, Кубанский государственный университет

350058, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7 (861) 2199502, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Рерке Виктория Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, https://orcid.org/0000-0002-7722-8287, Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, тел.: +7 (3952) 200739, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация.

Введение. Проблема исследования заключается в выявлении и описании структуры профессиональной направленности будущих психологов, обучающихся на заочном и очном отделениях по программам бакалавриата и магистратуры, а также определении в ней ценностно-мотивационных компонент. Цель данного исследования: изучение ценностных и мотивационных компонент в структуре профессиональной направленности будущих психологов, обучающихся на разных курсах и уровнях профессионального образования, а также при реализации различных форм обучения.

Материалы и методы. Методы исследования: методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильина, «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир), методика диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца, методика «Якоря карьеры» Шейна; методы математико- статистической обработки и интерпретации данных.

Результаты исследования. Эмпирическое исследование профессиональной направленности будущих психологов, обучающихся на разных курсах и при реализации различных форм обучения, показало наличие специфики ценностно-мотивационных компонент в её структуре, а выявленная иерархия мотивов является содержательной характеристикой личности студента, обучающегося по направлению «Психология».

Заключение. Проведённое эмпирическое исследование позволило сформулировать вывод о значимости ценностно-мотивационных компонент в структуре профессиональной направленности личности будущих психологов, а также такой организации учебного процесса, при которой в мотивационной структуре студента доминировали профессиональные мотивы. Выявление взаимосвязи ценностно-мотивационных компонент профессиональной направленности будущих психологов с их трудоустройством является перспективным направлением наших дальнейших исследований.

Ключевые слова: ценности, мотивы, ценностно-мотивационные компоненты, направленность, профессиональная направленность, структура профессиональной направленности, бакалавры, магистры психологии

Для цитирования: Бубнова И. С., Рерке В. И. Ценностно-мотивационные компоненты в структуре профессиональной направленности будущих психологов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 87101. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-87-101

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-87-101

УДК: 159.9+378

Статья поступила в редакцию 08.01.2022, одобрена после рецензирования 20.02.2022, принята к публикации 10.03.2022.

Список источников:

1. Волкова О. А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников // Молодой ученый. 2020. № 3 (293). С. 407–408.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды ; 3-е изд. М. : Изд-во МПСИ, 2001. 352 с.

3. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М. : Наука, 1986. 255 с.

4. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА Пресс, 2004. 407 с.

5. Масалимова А. Р., Терещенко А. Г., Бубнова И. С. Гуманистическая стратегия процесса современного обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5(136). С. 52–56.

6. Швецова В. А. Особенности профессионального самосознания современных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6. С. 194–199.

7. Neverkovich S. D., Bubnova I. S., Kosarenko N. N., Sakhieva R. G., Sizova Z. M., Zakharova V. L., Sergeeva M. G. Students’ internet addiction: study and prevention // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018 Vol. 14 № 4. Pp. 1483–1495. DOI: 10.29333/ejmste/83723

8. Ященко Е. Ф., Ященко Э. В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем самоактуализации на завершающем этапе обучения в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2012. № 31 (289). С. 25–34.

9. Меламед Д. А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. Т. 3. № 2. С 1–16. URL: http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2011/n2/41673.shtml (дата обращения: 12.10.2021).

10. Пухарева Т. С. К вопросу о ценностях как нормативных идеалах студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений, 2015. Т. 6. № 4. С. 274–277 с.

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 56 | Скачиваний: 37