Наумова
Ольга Сергеевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики
Забайкальский государственный университет
672039, г. Чита, ул. Александро-
Заводская, 30
tel.: 8(3022)352839
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Клименко
Татьяна Николаевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры европейских языков и лингводидактики
Забайкальский государственный университет
672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30
тел.: 8(3022)352839
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Аннотация. Статья посвящена проблеме оценивания образовательных достижений выпускников вуза – бакалавров педагогического образования профиля «Образование в области иностранного языка» на итоговом государственном экзамене. Оценивание образовательных достижений выпускников вуза – сложный, многоэтапный процесс, направленный на выявление уровня профессиональной подготовки выпускников и повышение качества образовательного процесса в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования, а также работодателей, спецификой региона; предопределяющий создание инновационной технологии оценивания. Недостаточно разработанные критерии, слабая нормативная, методологическая и методическая база проведения интегрированных экзаменов с применением компетентностного подхода не позволяют качественно решить проблему оценивания образовательных достижений студентов, определения их соответствия образовательным запросам работодателей. В данной статье предлагается комплексная технология оценки, отражённая в интегрированной междисциплинарной модели итогового государственного экзамена, разработанная на основе компетентностного и интегративного подходов.
В современном профессиональном образовании компетентностный подход занимает ведущее место в оценивании образовательных достижений студентов, а также интегративный подход к профессионально-личностному становлению будущего педагога. Предлагаемая модель итогового государственного экзамена (ИГЭ) разработана на основе компетентностного и интегративного подходов, носит междисциплинарный и интегрированный характер и направлена на выявление уровня профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности, сформированности профессиональных компетенций у выпускников – бакалавров педагогического образования в области иностранного языка, связанных с проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельностью будущих учителей. В предлагаемой модели авторы с позиций системно-деятельностного подхода раскрывают её целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты. Даётся подробная характеристика особенностей организации и проведения итогового государственного экзамена.
Педагогическая деятельность будущих учителей иностранного языка является ведущей и предполагает прочные знания не только иностранного языка, но и психолого-педагогических основ обучения и воспитания. Педагог должен уметь использовать современные технологии преподавания иностранного языка с учётом возрастных особенностей школьников, прогнозировать возможности, потребности и достижения учеников, осуществлять взаимодействие с образовательными организациями и родителями, решать другие профессиональные задачи. Авторы надеются, что разработанные различные виды заданий и критерии их оценивания позволят объективно решить проблему оценивания образовательных достижений выпускников, выявить уровень сформированности профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка, позволят проверить возможности будущих учителей иностранного языка в области педагогической, проектной и научно-исследовательской деятельности, проверить валидность практико-ориентированного подхода современной системы образования на данной ступени обучения. В помощь выпускникам – будущим учителям иностранного языка коллектив авторов Забайкальского государственного университета разработал учебное пособие «Итоговый государственный экзамен бакалавра педагогического образования», анализ которого подробно представлен в настоящей статье.
- Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, итоговый государственный экзамен (ИГЭ), компетентностная оценка бакалавров, педагогическая деятельность, уровень профессионально-личностной готовности, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, инновационная технология оценки, интегрированная междисциплинарная модель, компетентностный подход, интегративный подход, учитель иностранного языка.
Для цитирования: Наумова О. С., Клименко Т. Н. Интегрированная модель итогового государственного экзамена бакалавра педагогического образования в области иностранного языка // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 1 (38). С. 104–124.
УДК: 378.146.9
DOI:
Список литературы:
1. Безукладников, К. Э. Целостность лингвометодической подготовки учителя на основе диалогического подхода / К. Э. Безукладников, М. А. Мосина // Международный журнал экспериментального образования, Пенза : Академия Естествознания. – 2016. – № 1. – С. 145–149.
2. Варламова, Е. Ю. Этнокультурный компонент содержания профессиональной компетентности бакалавров иноязычного педагогического образования [Электронный ресурс] // ciberleninka.ru : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-podgotovki-bakalavrov-inoyazychnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.01.2018).
3. Галицких, Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Е. О. Галицких. – СПб., 2002. – 387 с.
4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 14 с. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
5. Добрынина, О. Л. Компетентностный подход в образовании: за и против / О. Л. Добрынина // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. – Пет розаводск : Изд-во ПГУ. – 2009. – № 8 (102). – С. 39–43.
6. Загвязинский, В. И. О системном подходе к реформированию отечественного образования / В. И. Загвязинский // Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 12–18.
7. Звонников, В. И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) : учеб. пособие ; 2-е изд., перераб. и доп. / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М. : Логос, 2012. – 280 с.
8. Итоговый государственный экзамен бакалавра педагогического образования : учеб. пособие / сост. Т. Н. Клименко, И. Н. Костина, С. Н. Михалёва [и др.]. – Чита : ЗабГУ, 2017. – 236 c.
9. Лазоренко И. Р. Интегративный подход к проектированию и реализации программ внешнего образования в педагогическом вузе: потребность, опыт, перспективы / И. Р. Лазоренко, С. П. Волохов // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 3 (29). – С. 35–41.
10. Макеева, С. Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка / С. Н. Макеева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 15. – С. 201–205.
11. Осипов, В. В. Интегративный подход в формировании компетенций в образовательном процессе / В. В. Осипов, Т. П. Бугаева // Современные наукоёмкие технологии – 2017. – № 1. – С. 140–144.
12. Профессиональный стандарт учителя иностранного языка [Электронный ресурс] // Инфоурок : сайт. – URL: https://infourok.ru/noviy-professionalniy-standart-dlya-uchiteley-inostrannogo-yazika-2050678.html (дата обращения: 26.12.2017).
13. Rose, Chris. Rock’n’rollgrandadsby [Электронный ресурс] / Chris Rose // сайт Британского Совета. – URL: http://learnenglish.britishcouncil.org/magazine-articles/rock-and-roll-grandads (дата обращения: 26.12.2017).
|