|
С.
|
РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
|
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
|
Гаращенко Л. В.
А. Э. Третьякова и её «Семейная школа» в Иркутске
|
5
|
Аннотация. В статье на основе анализа вновь выявленных архивных материалов и публикаций в дореволюционной периодической печати рассматриваются организационно-педагогические аспекты деятельности частного учебного заведения под названием «Семейная школа», существовавшего в Иркутске в начале XX века.
|
Ключевые слова: история образования, частное образование, частная школа, А. Э. Третьякова, Иркутск.
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
|
Петриева Л. И.
Изучение пьесы М. Горького «На дне» в аспекте нового федерального государственного образовательного стандарта
|
14
|
Аннотация. В данной статье предлагаются пути достижения метапредметных результатов при обращении к эссе И. Анненского «Драма на дне» в процессе изучения пьесы М. Горького «На дне».
|
Ключевые слова: литературное образование, понимание проблемы, анализ источников информации.
|
Сосновская И. В.
Концепт как универсальный инструмент школьного анализа и интерпретации художественного текста
|
20
|
Аннотация. В статье обосновывается актуальность работы с художественным концептом в процессе анализа и интерпретации текста. Автор указывает на важность категории концепта как «архиватора смыслов», интегрированного механизма анализа и интерпретации текстов. Благодаря диалогической интегрированной природе концепта становится возможным эффективно осваивать большой объём литературных знаний в процессе анализа и интерпретации литературных произведений. Предпринимается попытка выстроить систему изучения художественных текстов в средних классах через сквозной концепт «сердца» в произведениях К. Паустовского, Д. Кедрина, А. Платонова, А. Горького, М. Булгакова. Постижение разных смысловых граней концепта «сердца» позволяет ввести школьников в пространство диалога художественных и ценностных смыслов, углубляя тем самым понимание художественного мира того или иного автора.
|
Ключевые слова: концепт, концептосфера, диалог, сознание, анализ, интерпретация, архиватор смыслов, сквозной образ, ценности.
|
Романичева Е. С., Сененко О. В., Метелкина Ю. С., Маймистова Д. С.
От чтения «обязательного» к чтению «свободному»: что и как читают и обсуждают читатели-подростки (по материалам опроса)
|
28
|
Аннотация. В статье на основе анкетного опроса исследуется круг чтения современных школьников, фиксируются их потребности в обсуждении прочитанного, а также определяются возможные форматы этого обсуждения и других возможных работ «вокруг» текста.
|
Ключевые слова: анкетный опрос, «свободное» чтение, круг текстов, формат обсуждения прочитанного.
|
Дармаева А. Д.
Актуальные проблемы преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях Иркутской области
|
39
|
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы изучения бурятского языка в современной школе, т. е. использование в образовательном процессе школы воспитательного потенциала этнической культуры, эффективность решения задач поликультурного образования, формирование национального самосознания, проблемы, возникающие в процессе преподавания родного языка. Обозначена специфика функционирования бурятского языка в Иркутской области. Проанализированы некоторые аспекты региональной языковой политики. Предложены пути решения проблем преподавания бурятского языка в образовательных учреждениях Иркутской области.
|
Ключевые слова: поликультурное образование, национально-региональный компонент, национальная школа, единое этнокультурное образовательное пространство.
|
Бадуева Г. Ц.
История России в прозе К. Балкова
|
47
|
Аннотация. В прозе русскоязычного писателя Бурятии К. Балкова российская история показана глазами обычного человека, её участника и свидетеля исторической жизни страны, тесно переплетающейся с частной жизнью. Начало кризиса современного мира, связанного с развитием и, более того, с наступлением цивилизации на мир природы и вековой уклад жизни жителей Прибайкалья, предстаёт уже в сюжетах ранних произведений писателя. В зрелом творчестве взгляд художника обращается к переломным моментам истории России: от более близких по времени событий начала XX в. – строительства Кругобайкальской железной дороги, русско-японской и гражданской войн – к далёкому времени крещения Руси и др. К. Балков охватывает пространства, миры и времена, через прошлое, формируя отношение к настоящему и предугадывая будущее, влияя на формирование национальной идентичности. Без знания истории страны и её национальной специфики, без учёта региональных особенностей невозможно формирование и воспитание детей и молодёжи. Творчество К. Балкова, включённое в школьный и вузовский курс литературного краеведения, помогает выполнить данную задачу.
|
Ключевые слова: история, исторический процесс, пограничная ситуация, выбор, цивилизация, Сибирь, природа, литературное краеведение.
|
Самсонова Н. В.
Интертекстуальный подход к анализу прозаического текста в старших классах на примере рассказа Л. Е. Улицкой «Большая дама с маленькой собачкой»
|
55
|
Аннотация. В статье рассматривается интертекстуальный подход к анализу художественного произведения в старших классах, целесообразность которого объясняется особенностями текстового пространства XX–XXI вв., характеризующегося как интертекст. Интертекстуальность преломляет в себе, как в нравственно-эстетической призме, и мастерство писателя в создании произведения, и мастерство читателя, его интеллектуальное усилие по восстановлению смысловых связей, «уплотнённых» введением интертекстуальных элементов в целостное художественное единство. Современная картина русского постмодернизма в литературе представлена особым отношением писателей к классике. Литературно-художественные аллюзии в рассказе Л. Улицкой «Большая дама с маленькой собачкой» включают учащихся старших классов в интертекстуальную игру, благодаря которой у них формируется эстетический вкус, основы читательской культуры. Интертекстуальный подход к анализу художественного произведения – это способ понимания, позволяющий ёмко и энергично выявить множество смысловых оттенков в их художественном единстве.
|
Ключевые слова: интертекст, интертекстуальность, интертекстуальная игра, литературно-художественные аллюзии.
|
Руденко Г. В.
О проекте Концепции развития географического образования в Российской Федерации
|
63
|
Аннотация. Проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации содержит важные положения, которые непредвзято оценивают современное состояние географической культуры и географического образования в России, в нём отмечается и низкий престиж географии в школе и обществе в настоящее время, и состояние деградации системы географического образования и просвещения. Обозначенные проблемы особенно ощутимы на региональном уровне.
|
Ключевые слова: Концепция, результаты Государственной Итоговой Аттестации в Иркутской области, «География России», «География Иркутской области».
|
Плотников К. Ю.
Место е-музыки в музыкально-оздоровительной среде детского оздоровительного лагеря
|
70
|
Аннотация. Создание музыкально-оздоровительной среды рассматривается в статье в контексте образовательного пространства детского оздоровительного лагеря. Специфика образовательного процесса в этих условиях связана с появлением феноменов «Музыкально-компьютерные технологии» и «е-музыка» (под последней понимается электронная форма собственно музыки, способной быть транслятором культуры, творческим материалом, языком коммуникации). Постановка задач, стоящих в этом смысле перед взрослыми, организующими досуг отдыхающих в детском оздоровительном лагере детей и подростков, основывается на анализе противоречий между перспективами и рисками использования е-музыки в образовательных целях (включая оздоровление школьников) не только в период летних каникул, но и в остальное время.
|
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, образование как совокупность воспитания и обучения, оздоровление, музыкально-оздоровительная образовательная среда, е-музыка, музыкально-компьютерные технологии.
|
Нефедьева М. А.
Решение логических задач как способ развития креативного мышления
|
78
|
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития креативного мышления через решение логических задач. Предполагается, что процесс должен быть системным – от простых задач к сложным. Умение мыслить последовательно, рассуждать доказательно, опровергать неправильные выводы не приходит само по себе, это умение развивает наука логика, в частности – решение логических задач. Даётся условная классификация задач, обсуждаются трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при их решении, и методы преодоления этих проблем.
|
Ключевые слова: алгебра логики, логическая задача, анализ и синтез, креативное мышление.
|
Демидова М. В.
Моделирование универсальных учебных действий в целевом компоненте обучения математике
|
83
|
Аннотация. Статья посвящена решению проблемы постановки целей математической подготовки обучающихся в аспекте требований ФГОС к формированию универсальных учебных действий. Проведён анализ известных подходов к структурированию и описанию универсальных учебных действий как ожидаемому результату обучения математике. Обоснован и представлен состав познавательных универсальных учебных действий (сравнение, синтез).
|
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, система ключевых универсальных учебных действий, целевой вектор образования, основы воспитательного и образовательного процесса, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, динамическая структурно-содержательная модель, пооперационный состав действия, компоненты действия, мотивационный компонент, ориентировочный компонент, структурные элементы действия, когнитивный компонент, праксиологический компонент, характеристика действия, сравнение, синтез.
|
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
Кучергина О. В.
Об оценке качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
|
89
|
Аннотация. В статье представлены основные критерии оценки качества образования в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
|
Ключевые слова: качество образования, адаптированная основная общеобразовательная программа, обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральный государственный образовательный стандарт, оценка качества образования, критерии ка-чественного образования.
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Тихонова Т. Н.
Приобщение к специальности
|
110
|
Аннотация. В статье рассматривается проблема сопровождения процесса профессионального становления специалиста, определяется актуальность организации эффективного диалога с работодателем. Проблемы поиска концептуальных позиций и связанных с ними инструментария и методик целенаправленного поиска форм взаимодействия образовательной организации с работодателями приобретают особую актуальность в условиях модернизации образования, когда внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения меняет требования к образовательным результатам в меняющемся социуме.
|
Ключевые слова: профессиональные компетенции, работодатель, рынок труда, конкурентоспособность специалиста.
|
РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
Подлиняев О. Л., Канина Е. Н.
Профессиональная компетентность педагога: этапы становления
|
116
|
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с кризисом профессиональной компетентности педагога с точки зрения теории гуманитарных систем. Анализируются способы выхода педагога из профессионального кризиса с помощью методов экзистенциально-гуманистической психологии.
|
|
Ключевые слова: теория гуманитарных систем, кризис профессиональной компетентности педагога, экзистенциально-гуманистическая психология.
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
Макарова И. Н.
Жизненная стратегия безработных
|
132
|
Аннотация. В статье рассматривается проблема жизненной стратегии и смысложизненные ориентации лиц, являющихся безработными; анализируются результаты стандартизированных методов исследования личности на примере безработной молодёжи. А также ценность результатов данных исследований, которая заключается в оказании своевременной психологической помощи безработным, необходимой им.
|
|
Ключевые слова: стратегия жизни, жизненная стратегия, безработная молодёжь, срок безработицы.
|
|