|
С.
|
ОТ РЕДАКЦИИ
|
5
|
РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
|
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
|
Осипенко Л. Е., Казарина В. В.
Образование одарённых детей в формате “Science & Project”
|
6
|
Аннотация. В статье рассматриваются различные пути преодоления пессимистического сценария усиления внутренней миграции региональной научной элиты. Представлен опыт реализации концепции научно-практического обучения в работе с одарёнными детьми в экспериментальных школах (г. Москва) и в летнем лагере (г. Иркутск).
|
Ключевые слова: одарённые дети, внутренняя миграция региональной научной элиты, научно-практическое обучение, научный проект, социальный проект, социальная компетентность, летний лагерь.
|
Мизова М. Х.
Этапы освоения руководителями гуманитарной стратегии управления образовательной системой школы
|
17
|
Аннотация. В статье представлены этапы освоения руководителями образовательных организаций содержания гуманитарной стратегии управления. Выделены три этапа: рефлексивный, теоретический и проективный. Каждый этап характеризуется своей целью, содержанием и результатом взаимодействия преподавателей/тьюторов и руководителей образовательных организаций. Сделан вывод, что этапы освоения позволяют реализовать концептуальную модель подготовки руководителя школы к применению гуманитарной стратегии управления в условиях последипломного образования.
|
Ключевые слова: гуманитарная стратегия управления, руководитель образовательной организации, этапы освоения, рефлексивный, теоретический и проективный.
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
|
|
Бадуева Г. Ц.
Мотив судьбы (кармы) рода в прозе Ц. Цырендоржиева
|
30
|
Аннотация. В статье анализируется проза Цыдыпа Цырендоржиева, изучаемая в рамках литературного краеведения. В произведениях писателя выделяется сквозной мотив судьбы (кармы) рода. Судьба как отдельного человека, так и целого рода, по мнению писателя, формируется кармой как духовной энергией, ответственностью за произнесённые слова и совершённые поступки. Данная проблема тесно связана с вопросами сохранения нравственных ценностей, что особенно актуально в процессе воспитания молодого поколения, в том числе школьников и студентов, в эпоху культа материального начала в обществе массового потребления.
|
Ключевые слова: Цыдып Цырендоржиев, литературное краеведение, мотив судьбы рода, карма, нравственные проблемы современности
|
Гаврилова Е. И.
Семантический подход к изучению сказуемого в школьном курсе русского языка
|
39
|
Аннотация. Статья посвящена семантике сказуемого и приоритету семантического подхода к изучению сказуемого в школе. Особое внимание уделяется категориальному и частному (речевому) значению сказуемого, которое по-разному предстаёт в типах сказуемого: нерасчленённо – в простом глагольном, расчленённо – в составном глагольном и составном именном. Представленный анализ сказуемых демонстрирует участие компонентов сказуемого в выражении семантики сказуемого и всего предложения.
|
|
Ключевые слова: сказуемое, семантика, категориальное значение, частное (речевое) значение, предикативность, простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое
|
Пономарёва Н. В.
Когнитивные приёмы на уроках русского языка как средство развития предметных и метапредметных компетенций
|
47
|
Аннотация. Статья посвящена вопросу развития предметных и метапредметных компетенций на уроках русского языка через применение когнитивных приёмов. Рассмотрены наиболее часто встречающиеся в практике школьного образования задания на выполнение логических операций, а также структурирование и представление информации.
|
Ключевые слова: предметная компетенция, метапредметная компетенция, урок русского языка, когнитивные приёмы
|
Косогова А. С., Нахаева Т. П.
Методологические и практические аспекты духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования
|
55
|
Аннотация. В статье уточнено определение понятия «духовно-нравственное воспитание» с позиций современной социокультурной ситуации. Выделен смыслообразующий компонент духовно-нравственного воспитания. Обосновывается направленность на целостное, системное видение окружающего мира как значимый фактор духовно-нравственного воспитания. Представлены принципы духовно-нравственного воспитания. На примере Воскресной школы г. Иркутска показаны некоторые особенности реализации программы на основе этих принципов.
|
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, системное мышление, принципы духовно-нравственного воспитания, интеграция
|
Скавитин А. В.
Гражданско-патриотическое воспитание на материале Великой Отечественной войны: эвакогоспиталь № 1476
|
61
|
Аннотация. В любом образовательном учреждении России обучающиеся традиционно вовлекаются в различные формы изучения и празднования Дня Победы и памятных событий Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Многообразие форм такой работы безгранично. В статье приведён пример использования исторического материала в гражданско-патриотическом воспитании. На примере Байкальского государственного университета, в стенах которого в г. Иркутске в годы войны размещался эвакогоспиталь № 1476, показано, как можно вовлечь обучающихся в изучение исторического материала, волонтёрскую деятельность, а также создать историческую экспозицию. Рассмотрен уникальный опыт воссоздания атмосферы деятельности эвакуационного госпиталя военной эпохи и его интерактивное использование в целях решения задач гражданско-патриотического воспитания молодёжи, а также содействия донорскому движению.
|
|
Ключевые слова: Великая Отечественная война, День Победы, эвакогоспиталь, эвакуационный госпиталь, Иркутск, Байкальский государственный университет, гражданско-патриотическое воспитание, донорство, служба крови
|
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
|
|
Кучергина О. В.
К вопросу о выявлении готовности работников общеобразовательных организаций массового типа к реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
|
70
|
Аннотация. В статье показана актуальность выявления готовности педагогов общеобразовательных организаций массового типа Иркутской области к реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); предложен ряд показателей готовности педагогов к реализации указанных стандартов; представлены диагностические материалы для проведения выборочного социологического опроса.
|
|
Ключевые слова: общее образование, федеральный государственный образовательный стандарт, инклюзивное образование, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, готовность административных и педагогических работников к реализации ФГОС, выборочный социологический опрос
|
|
Шелкунова О. В., Вершинская С. П.
Сенсомоторное развитие ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья как потенциальный фактор родительского отношения
|
85
|
Аннотация. Статья посвящена изучению зависимости родительского отношения к ребёнку раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья от состояния его сенсомоторного развития. Представлена процедура обследования и результаты состояния сенсомоторного развития ребёнка раннего возраста с ОВЗ. Установлена зависимость родительского отношения от состояния сенсомоторного развития ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
|
|
Ключевые слова: дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, сенсомоторное развитие, родительское отношение к ребёнку раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
|
|
ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
Бабицкая Л. А.
Теоретические аспекты подготовки студентов педагогического вуза к культурно-просветительской деятельности
|
98
|
Аннотация. В статье рассматриваются актуальность и теоретические основы роли и специфики свободного времени в становлении личности; обосновываются возможность развития определённых компетенций в области культурно-просветительской деятельности у студентов в образовательном процессе вуза и условия, способствующие успешной реализации данного процесса.
|
|
Ключевые слова: досуг, свободное время, досуговая педагогика, культурно-просветительская деятельность, досуговедение, становление личности, компетенции, образовательный процесс вуза
|
|
Беринская И. В., Годунова А. А.
Гармонизация детско-родительских отношений в структуре социально-культурной деятельности общеобразовательной школы
|
Аннотация. Успешность социализации ребёнка обусловлена особенностями детско-родительских отношений как одного из важных институтов социализации. Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой ребёнок учится воспринимать различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. В семье действуют психологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребёнка. В зависимости от характера воспитания (стиля воспитания, типа детско-родительских отношений) происходит формирование взаимоотношений между родителями и ребёнком, что влияет на уровень социализации: на успешность данного процесса или его неуспешность. Решение данной проблемы осуществляется посредством гармонизации детско-родительских отношений в структуре социально-культурной деятельности общеобразовательной школы.
|
104 |
Ключевые слова: детско-родительские отношения, подросток, гармонизация детско-родительских отношений, социально-культурная деятельность общеобразовательной школы
|
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Тарчимаева Л. Ц.
Педагогическая стратегия межкультурного образования в условиях обучения русскому языку за рубежом
|
111
|
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы практики обучения студентов русскому языку как иностранному в формате межкультурного образования. Анализируются приёмы воспитания и обучения иностранцев вне языковой среды. Представлен педагогический опыт российских преподавателей русского языка как иностранного в области межкультурной учебно-образовательной деятельности в Пусанском университете иностранных языков (Южная Корея).
|
Ключевые слова: русский язык как иностранный, межкультурное образование, языковая среда, педагогическая стратегия
|
Лумбунова Н. Б.
Критерии и показатели сформированности общих компетенций специалиста среднего звена
|
120
|
Аннотация. Статья посвящена определению общих компетенций специалиста среднего звена, критериям и показателям их сформированности у студентов колледжа. Рассматриваются предпосылки введения нового состава общих компетенций при подготовке современных выпускников колледжа. На основе анализа и обобщения научной литературы выделены три базовых критерия сформированности общих компетенций: мотивационный, когнитивный и поведенческий. Блоки критериев и показателей общих компетенций систематизированы, что позволяет в последующем охарактеризовать уровни сформированности общих компетенций у студентов колледжа.
|
|
Ключевые слова: компетентностный подход, общие компетенции, структурные компоненты компетенций, критерии компетенций, показатели компетенций, личностное развитие, образовательные результаты, уровни сформированности компетенций, диагностика сформированности компетенций, личностные качества
|
РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»
|
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
|
Багадаева О. Ю., Голубчикова М. Г.
Критерии стрессоустойчивости педагога с позиций деятельностного подхода
|
129
|
Аннотация. Проблема психологического стресса педагогов приобретает всё возрастающую научную и практическую актуальность в связи с преобразованиями, происходящими в процессе реформирования образовательной системы России. На этом фоне необходимо изучение стрессоустойчивости педагогов. В статье рассматриваются критерии и показатели оценки стрессоустойчивости педагога с позиций деятельностного подхода. Анализ и систематизация компонентов стрессоустойчивости, предложенные в статье, позволяют более эффективно работать над повышением стрессоустойчивости.
|
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость педагогов, оценка стрессоустойчивости, критерии стрессоустойчивости, деятельностный подход, деятельность, стрессогенные факторы
|
Н. И. Чернецкая, О. И. Комолкина
Мотивы выбора профессии медицинской сестры
|
Аннотация.В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования мотивов выбора профессии медицинской сестры студентами медицинского колледжа. Проведён анализ основных теоретических подходов к изучению мотивов выбора профессии. Определён ведущий тип мотивации выбора профессии медицинской сестры. Им является внутренняя социально значимая мотивация, включающая высокое чувство ответственности, возможность приносить пользу людям, а также возможность для роста профессионального мастерства.
|
Ключевые слова: мотивы выбора профессии, студент, профессия медицинской сестры
|
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
|
Коняева В. В., Инденбаум Е. Л.
Детерминанты эмоционального неблагополучия дошкольников с когнитивными и речевыми нарушениями и психолого-педагогические рекомендации для его коррекции
|
149
|
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы эмоционального неблагополучия дошкольников с минимальными речевыми и когнитивными нарушениями. Установлено, что основным эндогенным фактором, провоцирующим проявления эмоционально-поведенческого неблагополучия, становится разбалансированная уровневая система эмоциональной регуляции, а экзогенным – непоследовательное родительское отношение, которое провоцирует ухудшение педагогического отношения, снижение социометрического статуса ребёнка. Выделены потенциально эффективные направления психокоррекционной работы с детьми и их родителями.
|
Ключевые слова: эмоциональное неблагополучие, эмоциональная регуляция, речевые нарушения, задержка психического развития, родительское отношение
|