год 2017, № 4

 

 

 

С.

 ОТ РЕДАКЦИИ

5

РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Осипенко Л. Е., Казарина В. В.

Образование одарённых детей в формате “Science & Project”

6

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные пути преодо­ления пессимистического сценария усиления внутрен­ней миграции региональной научной элиты. Представ­лен опыт реализации концепции научно-практического обучения в работе с одарёнными детьми в эксперимен­тальных школах (г. Москва) и в летнем лагере (г. Ир­кутск).

Ключевые слова: одарённые дети, внутренняя миграция региональной научной элиты, научно-практическое обучение, науч­ный проект, социальный проект, социальная компе­тентность, летний лагерь.

Мизова М. Х.

Этапы освоения руководителями гуманитарной стратегии управления образовательной системой школы

17

 

Аннотация. В статье представлены этапы освоения руководителя­ми образовательных организаций содержания гумани­тарной стратегии управления. Выделены три этапа: рефлексивный, теоретический и проективный. Каж­дый этап характеризуется своей целью, содержанием и результатом взаимодействия преподавателей/тью­торов и руководителей образовательных организаций. Сделан вывод, что этапы освоения позволяют реализо­вать концептуальную модель подготовки руководителя школы к применению гуманитарной стратегии управ­ления в условиях последипломного образования.

Ключевые слова: гуманитарная стратегия управления, руководитель образовательной организации, этапы освоения, рефлек­сивный, теоретический и проективный.

 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

Бадуева Г. Ц.

Мотив судьбы (кармы) рода в прозе Ц. Цырендоржиева

30

 

Аннотация. В статье анализируется проза Цыдыпа Цырендоржи­ева, изучаемая в рамках литературного краеведения. В произведениях писателя выделяется сквозной мотив судьбы (кармы) рода. Судьба как отдельного человека, так и целого рода, по мнению писателя, формируется кармой как духовной энергией, ответственностью за произнесённые слова и совершённые поступки. Дан­ная проблема тесно связана с вопросами сохранения нравственных ценностей, что особенно актуально в процессе воспитания молодого поколения, в том числе школьников и студентов, в эпоху культа материально­го начала в обществе массового потребления.

Ключевые слова: Цыдып Цырендоржиев, литературное краеведение, мо­тив судьбы рода, карма, нравственные проблемы совре­менности

Гаврилова Е. И.

Семантический подход к изучению сказуемого в школьном кур­се русского языка

39

Аннотация. Статья посвящена семантике сказуемого и приори­тету семантического подхода к изучению сказуемого в школе. Особое внимание уделяется категориальному и частному (речевому) значению сказуемого, которое по-разному предстаёт в типах сказуемого: нерасчле­нённо – в простом глагольном, расчленённо – в состав­ном глагольном и составном именном. Представленный анализ сказуемых демонстрирует участие компонен­тов сказуемого в выражении семантики сказуемого и всего предложения.

 

Ключевые слова: сказуемое, семантика, категориальное значение, част­ное (речевое) значение, предикативность, простое гла­гольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, со­ставное именное сказуемое

Пономарёва Н. В.

Когнитивные приёмы на уроках русского языка как средство раз­вития предметных и метапредметных компетенций

47

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития предметных и ме­тапредметных компетенций на уроках русского языка через применение когнитивных приёмов. Рассмотрены наиболее часто встречающиеся в практике школьного образования задания на выполнение логических опера­ций, а также структурирование и представление ин­формации.

Ключевые слова: предметная компетенция, метапредметная компетен­ция, урок русского языка, когнитивные приёмы

Косогова А. С., Нахаева Т. П.

Методологические и практические аспекты духовно-нрав­ственного воспитания подростков в системе дополнительного об­разования

55

Аннотация. В статье уточнено определение понятия «духов­но-нравственное воспитание» с позиций современной социокультурной ситуации. Выделен смыслообразую­щий компонент духовно-нравственного воспитания. Обосновывается направленность на целостное, си­стемное видение окружающего мира как значимый фактор духовно-нравственного воспитания. Представ­лены принципы духовно-нравственного воспитания. На примере Воскресной школы г. Иркутска показаны неко­торые особенности реализации программы на основе этих принципов.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, системное мышле­ние, принципы духовно-нравственного воспитания, ин­теграция

Скавитин А. В.

Гражданско-патриотическое воспитание на материале Великой Отечественной войны: эвакогоспиталь № 1476

61

Аннотация. В любом образовательном учреждении России обуча­ющиеся традиционно вовлекаются в различные формы изучения и празднования Дня Победы и памятных собы­тий Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Мно­гообразие форм такой работы безгранично. В статье приведён пример использования исторического мате­риала в гражданско-патриотическом воспитании. На примере Байкальского государственного университе­та, в стенах которого в г. Иркутске в годы войны раз­мещался эвакогоспиталь № 1476, показано, как можно вовлечь обучающихся в изучение исторического мате­риала, волонтёрскую деятельность, а также создать историческую экспозицию. Рассмотрен уникальный опыт воссоздания атмосферы деятельности эвакуаци­онного госпиталя военной эпохи и его интерактивное использование в целях решения задач гражданско-па­триотического воспитания молодёжи, а также содей­ствия донорскому движению.

 

Ключевые слова: Великая Отечественная война, День Победы, эвакого­спиталь, эвакуационный госпиталь, Иркутск, Байкаль­ский государственный университет, гражданско-па­триотическое воспитание, донорство, служба крови

 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Кучергина О. В.

К вопросу о выявлении готовности работников общеобразова­тельных организаций массового типа к реализации федеральных государственных образовательных стандартов образования обуча­ющихся с ограниченными возможностями здоровья

70

Аннотация. В статье показана актуальность выявления готов­ности педагогов общеобразовательных организаций массового типа Иркутской области к реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); предложен ряд показателей готовности педагогов к реализации указанных стандартов; представлены ди­агностические материалы для проведения выборочного социологического опроса.

 

Ключевые слова: общее образование, федеральный государственный об­разовательный стандарт, инклюзивное образование, обучающийся с ограниченными возможностями здоро­вья, готовность административных и педагогических работников к реализации ФГОС, выборочный социоло­гический опрос

 

Шелкунова О. В., Вершинская С. П.

Сенсомоторное развитие ребёнка раннего возраста с ограни­ченными возможностями здоровья как потенциальный фактор ро­дительского отношения

85

Аннотация. Статья посвящена изучению зависимости родитель­ского отношения к ребёнку раннего возраста с ограни­ченными возможностями здоровья от состояния его сенсомоторного развития. Представлена процедура обследования и результаты состояния сенсомоторного развития ребёнка раннего возраста с ОВЗ. Установле­на зависимость родительского отношения от состоя­ния сенсомоторного развития ребёнка раннего возрас­та с ограниченными возможностями здоровья.

 

Ключевые слова: дети раннего возраста с ограниченными возможностя­ми здоровья, сенсомоторное развитие, родительское отношение к ребёнку раннего возраста с ограниченны­ми возможностями здоровья

 

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬ­НО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Бабицкая Л. А.

Теоретические аспекты подготовки студентов педагогического вуза к культурно-просветительской деятельности

98

Аннотация. В статье рассматриваются актуальность и теорети­ческие основы роли и специфики свободного времени в становлении личности; обосновываются возможность развития определённых компетенций в области куль­турно-просветительской деятельности у студентов в образовательном процессе вуза и условия, способству­ющие успешной реализации данного процесса.

 

Ключевые слова: досуг, свободное время, досуговая педагогика, культур­но-просветительская деятельность, досуговедение, становление личности, компетенции, образователь­ный процесс вуза

 

Беринская И. В., Годунова А. А.

Гармонизация детско-родительских отношений в структуре со­циально-культурной деятельности общеобразовательной школы

Аннотация. Успешность социализации ребёнка обусловлена особен­ностями детско-родительских отношений как одного из важных институтов социализации. Семья пред­ставляет собой разновозрастную социальную группу, в которой ребёнок учится воспринимать различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. В семье действуют психологические меха­низмы социализации, которые обеспечивают содержа­ние и характер столь значимого влияния семьи на ре­бёнка. В зависимости от характера воспитания (стиля воспитания, типа детско-родительских отношений) происходит формирование взаимоотношений между родителями и ребёнком, что влияет на уровень социа­лизации: на успешность данного процесса или его неу­спешность. Решение данной проблемы осуществляется посредством гармонизации детско-родительских от­ношений в структуре социально-культурной деятель­ности общеобразовательной школы.

104

Ключевые слова: детско-родительские отношения, подросток, гармо­низация детско-родительских отношений, социаль­но-культурная деятельность общеобразовательной школы

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тарчимаева Л. Ц.

Педагогическая стратегия межкультурного образования в усло­виях обучения русскому языку за рубежом

111

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы практики обуче­ния студентов русскому языку как иностранному в фор­мате межкультурного образования. Анализируются приёмы воспитания и обучения иностранцев вне языко­вой среды. Представлен педагогический опыт россий­ских преподавателей русского языка как иностранного в области межкультурной учебно-образовательной де­ятельности в Пусанском университете иностранных языков (Южная Корея).

Ключевые слова: русский язык как иностранный, межкультурное обра­зование, языковая среда, педагогическая стратегия

Лумбунова Н. Б.

Критерии и показатели сформированности общих компетенций специалиста среднего звена

120

Аннотация. Статья посвящена определению общих компетенций специ­алиста среднего звена, критериям и показателям их сфор­мированности у студентов колледжа. Рассматриваются предпосылки введения нового состава общих компетенций при подготовке современных выпускников колледжа. На основе анализа и обобщения научной литературы выделе­ны три базовых критерия сформированности общих ком­петенций: мотивационный, когнитивный и поведенческий. Блоки критериев и показателей общих компетенций систе­матизированы, что позволяет в последующем охаракте­ризовать уровни сформированности общих компетенций у студентов колледжа.

 

Ключевые слова: компетентностный подход, общие компетенции, струк­турные компоненты компетенций, критерии компетен­ций, показатели компетенций, личностное развитие, об­разовательные результаты, уровни сформированности компетенций, диагностика сформированности компе­тенций, личностные качества

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Багадаева О. Ю., Голубчикова М. Г.

Критерии стрессоустойчивости педагога с позиций деятель­ностного подхода

129

Аннотация. Проблема психологического стресса педагогов приобре­тает всё возрастающую научную и практическую ак­туальность в связи с преобразованиями, происходящими в процессе реформирования образовательной системы России. На этом фоне необходимо изучение стрессоу­стойчивости педагогов. В статье рассматриваются критерии и показатели оценки стрессоустойчивости педагога с позиций деятельностного подхода. Анализ и систематизация компонентов стрессоустойчивости, предложенные в статье, позволяют более эффективно работать над повышением стрессоустойчивости.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость педагогов, оценка стрес­соустойчивости, критерии стрессоустойчивости, де­ятельностный подход, деятельность, стрессогенные факторы

Н. И. Чернецкая, О. И. Комолкина

Мотивы выбора профессии медицинской сестры

Аннотация.В статье представлены результаты теоретико-эм­пирического исследования мотивов выбора профессии медицинской сестры студентами медицинского коллед­жа. Проведён анализ основных теоретических подхо­дов к изучению мотивов выбора профессии. Определён ведущий тип мотивации выбора профессии медицин­ской сестры. Им является внутренняя социально значи­мая мотивация, включающая высокое чувство ответ­ственности, возможность приносить пользу людям, а также возможность для роста профессионального мастерства.

Ключевые слова: мотивы выбора профессии, студент, профессия меди­цинской сестры

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Коняева В. В., Инденбаум Е. Л.

Детерминанты эмоционального неблагополучия дошкольников с когнитивными и речевыми нарушениями и психолого-педагоги­ческие рекомендации для его коррекции

149

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы эмоционального неблагополучия дошкольников с минимальными речевы­ми и когнитивными нарушениями. Установлено, что основным эндогенным фактором, провоцирующим про­явления эмоционально-поведенческого неблагополучия, становится разбалансированная уровневая система эмоциональной регуляции, а экзогенным – непоследова­тельное родительское отношение, которое провоциру­ет ухудшение педагогического отношения, снижение социометрического статуса ребёнка. Выделены потен­циально эффективные направления психокоррекцион­ной работы с детьми и их родителями.

Ключевые слова: эмоциональное неблагополучие, эмоциональная регуля­ция, речевые нарушения, задержка психического разви­тия, родительское отношение

 

Полнотекстовая версия журнала