Открытость школы как фактор формирования познавательного интереса учащихся

Автор(ы):

Людмила Сергеевна Малютина, аспирант кафедры педагогики школы, SPIN-код: 8215-4942, Author ID: 1185001, https://orcid.org/0009-0006-4270-1659, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812) 3124492, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. Социокультурная обусловленность делает образование всё более открытым.

Создаются разнообразные инновационные площадки на базе образовательных учреждений города. Одной из таких площадок является средняя общеобразовательная школа № 238 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга. Педагогический коллектив образовательного учреждения принял решение развивать идею повышения открытости школы. Для усиления вовлечённости учащихся в процесс познания учителя организуют метасобытия интересные, личностно значимые для учащихся дела, влияющие на формирование их ценностно-смысловой сферы. Цель проведённого исследования состояла в выявлении стимулов формирования познавательного интереса подростков в рамках внеурочной деятельности. Нами была выдвинута гипотеза, что формированию познавательных интересов подростков способствуют: предоставление максимальной самостоятельности и возможности выбора в сфере учебной деятельности, нестандартная, эмоциональная подача материала, усиление интеграции и междисциплинарности, визуализация учебной информации, геймификация процесса обучения.

Материалы и методы. Для проверки гипотезы и реализации цели исследования был использован метод анкетирования. После Дня познания в средней общеобразовательной школе № 238 было проведено анкетирование, в котором приняли участие 177 учащихся с 5-го по 11-й класс. Анкета включала в себя три блока вопросов, ответы на которые позволяют проследить динамику познавательных интересов учащихся и выделить те аспекты мероприятия, которые оказались наиболее значимыми для школьников.

Результаты исследования. Как показал анализ ответов, обучающиеся разного возраста по-разному восприняли метасобытие. Это означает, что стимулы формирования познавательного интереса у подростков разного возраста отличаются. Анализ результатов анкетирования позволил выделить следующие современные стимулы формирования познавательного интереса обучающихся: возможность выбора и самовыражения, нестандартность, событийность, эмоциональность, визуализация учебной информации, профориентационная составляющая, геймификация процесса обучения.

Выводы. Таким образом, в процессе исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Открытость школы становится сегодня новым фактором формирования познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова: открытость школы, метасобытие, познавательный интерес, День познания

Для цитирования: Малютина Л. С. Открытость школы как фактор формирования познавательного интереса учащихся // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 1. C. 16–26. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-16-26

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-16-26

УДК: 373

Статья поступила в редакцию 28.01.2024, одобрена после рецензирования 17.02.2024, принята к публикации 20.02.2024.

Список источников:

1. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Голоса поколения: социальный портрет выпускника санкт-петербургской школы: учебно-методическое пособие. СПб. : СПбАППО, 2013. 90 с.

2. Матюшкина М. Д. Выпускник петербургской школы: от поколения Y к поколению Z (20 лет исследования). СПб. : СПб. АППО, 2021. 198 с.

3. Лебедев О. Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 230–260. DOI 10.17323/1814-9545-2017-1-230-259

4. Ермилова Т. Ю., Суворова С. А., Банникова О. В. Уклад школы как комплексная характеристика персонифицированной образовательной среды // От педагогического поиска – к эффективной практике : сборник аннотированных отчетов о результатах инновационной деятельности образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга за 2021–2022 учебный год / Информационно-методический центр Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Сб. 9. СПб. : НицАрт, 2022. С. 38–40.

5. Передовые педагогические практики. Альманах № 6, 2020 / Передовые практики инновационной деятельности образовательных учреждений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга : сборник статей организаторов и участников инновационной деятельности / под ред. О. М. Гребенниковой, А. А. Кочетовой, С. А. Писаревой. СПб. : КультИнформПресс, 2020. 179 с.

6. Наумова Е. А. Современные практики школьного образования: разработка и организация метапредметных недель // Школьные технологии. 2020. № 4. С. 47–55.

7. О признании образовательных учреждений экспериментальными площадками Санкт-Петербурга, педагогическими лабораториями Санкт-Петербурга и ресурсными центрами общего образования Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] : распоряжение КО Санкт-Петербурга от 26.05.2021 № 1562-р. URL: https://school238.ru/upload/editor/fi les/2021-2022/rasp1562.pdf (дата обращения: 18.10.2023).

8. Матросова Ю. С. Отчуждение учащихся от школы как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offl ine Letters). 2014 (сентябрь). ART 2252. URL: http://www.emissia.org/offl ine/2014/2252.htm (дата обращения: 23.09.2023).

9. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. : Педагогика, 1971. 351 с.

10. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. М. : Просвещение, 1979. 160 с.

11. Аранова С. В., Андреева Н. Д., Шурилова Т. Б., Паничкин А. В. Феномен визуализации

в образовании : коллективная монография. СПб. : Астерион, 2021. 134 с.

12. Аранова С. В., Шурилова Т. Б. Педагогическое переосмысление принципа наглядности в контексте феномена визуализации [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offl ine Letters). 2020. № 12 (декабрь). ART 2909. URL: http://emissia.org/offl ine/2020/2909.htm (дата обращения: 25.09.2023).

13. Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1985. 126 с.

14. Капкаев Ю. Ш., Бенц Д. С., Поздов А. А., Малютина А. Д. Интерактивное взаимодействие и геймификация образовательного процесса // Дистанционные образовательные технологии : Мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. (17–22 сентября 2018 года, Ялта) / отв. ред. В. Н. Таран. Ялта : Ариал, 2018. С. 26–29.

15. Сейтказиева Н. С., Токтогулова Г. А., Ибраева А. Т. Внедрение элементов геймификации в образовательный процесс // Вестник Международного Университета Кыргызстана. 2021. № 1(42). С. 131–136.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 5