Сравнительный анализ предпосылок социальной коммуникации подростков с ментальными нарушениями

Автор(ы):

Светлана Валентиновна Волкова, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, https://orcid.org/0000-0002-9906-245X, Институт коррекционной педагогики

119121, Россия, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, тeл:+7 (499) 2450452, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. В настоящее время к приоритетным направлениям современной коррекционной педагогики и реабилитологии относятся вопросы изучения и формирования коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность этих вопросов обусловлена необходимостью расширения возможностей социализации таких детей, которая тесно связана с формированием системы жизненных компетенций, основанных на знании ключевых закономерностей социального взаимодействия, умении эффективно использовать навыки общения с окружающими людьми в разнообразных ситуациях повседневной активности. Наибольшему риску социально-коммуникативной дезадаптации подвержены дети с интеллектуальными нарушениями. В статье представлены материалы теоретического анализа и результаты сравнительного изучения социально-коммуникативной сферы подростков с разным уровнем интеллектуального недоразвития.

Материалы и методы. В эксперименте принимали участие 118 подростков с разной степенью выраженности нарушений интеллектуального развития (42 – с задержкой психического развития, 49 – с лёгкой умственной отсталостью и 27 – с умеренной умственной отсталостью). Эмпирические данные были получены на базе Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им Г. Е. Сухаревой и Центра патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения г. Москвы. В процессе исследования и подготовки статьи использовались методы анализа литературных источников, экспериментальные методики изучения социально-коммуникативной сферы, методы статистической обработки результатов исследования.

Результаты исследования. Выявлены специфические трудности в сфере коммуникативного поведения, возникающие у подростков с задержкой психического развития, лёгкой и умеренной степени выраженности интеллектуальными нарушениями. Полученные экспериментальные данные могут быть учтены для определения содержания логопедической работы, направленной на формирование навыков социальной коммуникации у детей с разной степенью выраженности интеллектуального недоразвития.

Заключение. Проблема требует дальнейшего изучения, разработки и внедрения специальных дифференцированных технологий формирования компетенций в социально-коммуникативной сфере подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Ключевые слова: подростки с нарушениями интеллектуального развития, коммуникативно-речевые нарушения, социально-коммуникативная дезадаптация, логопедическая работа

Для цитирования: Волкова С. В. Сравнительный анализ предпосылок социальной коммуникации подростков с ментальными нарушениями // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 1. C. 77–90. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-77-90

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-77-90

УДК: 376.42

Статья поступила в редакцию 05.02.2024, одобрена после рецензирования 26.02.2024, принята к публикации 02.03.2024.

Список источников:

1. Соловьева Т. А., Кроткова А. В., Нурлыгаянов И. Н. Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии : мат-лы Всерос. науч. конф. (23–26 марта 2015 г., г. Москва). М.-Берлин : Директ-Медиа, 2015. 368 с.

2. Коробейников И. А., Бабкина Н. В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 2. С. 239–252. DOI: 10.17759/cpse.2021100213

3. Агавелян О. К. Общение детей с нарушениями умственного развития : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.10. М.: , 1989. 36 с.

4. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. М. : Просвещение, 1987. 96 с.

5. Защиринская О. В. Нарушение общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью: феноменология, модель, социализация : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.04. СПб., 2013. 50 с.

6. Дульнев Г. М. Задачи и методы воспитания учащихся вспомогательной школы // Воспитательная работа во вспомогательной школе : сб. статей / под ред. Г. М. Дульнева. М. : АПН РСФСР, Институт дефектологии. 1961. 24 с.

7. Харламова В. Г. Особенности речевого развития умственно отсталых детей // Проблемы реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Калужской области : Мат-лы заочной науч.-практ. конф. (16–18 декабря 2015 года, Калуга). Калуга : Изд-во КГУ имени К. Э. Циолковского, 2015. С. 333–351.

8. Газиева З. Л. Особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Молодой учёный. 2023. № 3 (450). С. 235–238. URL: https://moluch.ru/archive/450/99104/ (дата обращения: 23.01.2024).

9. Левченко И. Ю., Волковская Т. Н., Ковалева Г. А. Психологическая помощь в специальном образовании : учебник. М. : ИНФРА-М, 2018. 314 с.

10. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Лялина И. И. Межличностное общение как маркер эффективной социализации подростков с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 1 (11). С. 26–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnoe-obschenie-kak-markereffektivnoy-sotsializatsii-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 10.01.2024).

11. Орехова Г. А. К проблеме исследования социальных отношений детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития // Специальная психология. 2005. № 3-4 (5-6). С. 36.

12. Абдуллина Л. Б., Гизатуллина К. Х. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 9–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35576017 (дата обращения: 09.01.2024).

13. Киреева М. Е. Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью // Из опыта работы специальных психологов и педагогов : сб. статей / под ред. С. М. Валявко, О. Б. Дудко. М. : МГПУ. 2013. Вып. III. С. 40–43.

14. Ковалева Г. А., Бусарнова Н. В. Сравнительное изучение общения дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2010. № 1. С. 18.

15. Ковальчук В. А. Организация речевого общения умственно отсталых учащихся в процессе обучения русскому языку (на материале младших классов вспомогательной школы с украинским языком преподавания) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. М., 1987. 23 с.

16. Омарова П. О. Развитие общения умственно отсталых младших школьников. Махачкала : Юпитер. 2002. 117 с.

17. Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). М. : АПН РСФСР, 1959. 486 с.

18. Петрова В. Г. Развитие речи и познавательная деятельность умственно отсталых школьников : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.10. М., 1975. 42 с.

19. Разуван Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы: на материале социально-бытовой ориентировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. М., 1989. 18 с.

20. Дергачева Д. В. Особенности речевого развития у подростков с умственной отсталостью // Generation Ψ : мат-лы VI Всерос. науч.-практ. студен. фестиваля, (18 мая 2020 года, Новосибирск). Новосибирск : НГПУ, 2020. С. 156–157.

21. Носова Н. В., Перевозкина Г. А. Исследование речевой коммуникации у детей с нарушением интеллекта // Образование и качество жизни. 2022. № 2(28). С. 24–31.

22. Бгажнокова И. М., Гамаюнова А. Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1997. № 1. С. 36.

23. Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. СПб. : Каро, 2005. 288 с.

24. Дмитриева Е. Е. Особенности коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития // Специальная психология. 2005. № 1(3). С. 51–54.

25. Мозжалова Ю. В. Формирование навыков социального взаимодействия у людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03. М., 2007. 20 с.

26. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. СПб. : Речь, 2009. 128 с.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 6