Изучение направлений профессионального обучения в колледжах и общеобразовательных школах, реализующих адаптированные программы для обучающихся с нарушением интеллекта: сравнительный анализ

Автор(ы):

Аделина Юрьевна Гвоздева, аспирант, Институт специального образования и психологии, https://orcid.org/0009-0002-2801-4538, Московский городской педагогический университет

119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1816552, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юлия Анатольевна Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0003-0969-4291, Институт специального образования и психологии,

Московский городской педагогический университет

119261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, корп. 2, тел.: +7 (499) 1816552, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

Введение. Для успешной социализации подростков с интеллектуальными нарушениями крайне важно учитывать их профессиональные предпочтения. Педагоги работают над развитием умений у каждого ученика и приобретением каждым навыков, необходимых для выбранной профессии. При этом важно учитывать возможности, а также особенности профессиональных предпочтений каждого обучающегося с интеллектуальными нарушениями при выборе профессии. Профессиональное обучение начинается на уроках труда ещё в школе и требует длительного пропедевтического периода. Данное исследование направлено на изучение профилей труда в школе и колледже с целью выявления наиболее востребованных направлений подготовки для лиц с умственной отсталостью.

Материалы и методы. В эксперименте приняли участие 210 выпускников 9-х и 11-х классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в период с 2019 по 2023 г. Используемые методы: анализ научной литературы, описательный метод, качественный и количественный анализ данных, сравнительный метод.

Результаты исследования. В результате анализа данных выявлены самые популярные направления профильного труда на этапе школьного обучения ‒ это «швейное дело», «картонажно-переплётное дело», «столярное дело», «цветоводство (озеленение)». На этапе подготовки в колледже самые популярные профили – «повар», «рабочий зелёного хозяйства», «оператор ЭВМ».

Выводы. Некоторые профили трудового обучения, популярные на школьном этапе, не так востребованы в колледже это «швея», «столяр» и «переплётчик». Выявлен недостаток подготовки и преемственности между школой и колледжем в вопросах профессионального самоопределения и профессиональной подготовки лиц с нарушением интеллекта. Следовательно, важно развивать организационно-методические основы профессионального определения обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей, обеспечить соответствие между предпочтениями и реальными потребностями рынка труда.

Ключевые слова: профессиональное обучение, коррекционная школа, нарушение интеллекта, профессиональная подготовка, преемственность обучения

Для цитирования: Гвоздева А. Ю., Афанасьева Ю. А. Изучение направлений профессионального обучения в колледжах и общеобразовательных школах, реализующих адаптированные программы для обучающихся с нарушением интеллекта: сравнительный анализ // Педагогический ИМИДЖ. 2024. Т. 18, № 1. C. 91–103. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-91-103

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2024-18-1-91-103

УДК: 376:377.12

Статья поступила в редакцию 18.12.2023, одобрена после рецензирования 15.03.2024, принята к публикации 18.03.2024.

Список источников:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/?ys clid=ltwfmklzrh322287822 (дата обращения: 23.09.2023).

2. Васенков Г. В. Адаптация и социализация выпускников школ VIII вида в процессе включения их в производственные отношения в условиях социума // Коррекционная педагогика. 2010. № 5 (41). С. 5–10.

3. Гвоздева А. Ю. Преемственность направлений профильного труда выпускников с интеллектуальными нарушениями и их выбор будущих профессий // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2024. № 2. С. 46–52. DOI: 10.47639/2074-4986_2024_2_46

4. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М. : Педагогика, 2009. 160 с.

5. Зак Г. Г. Инновационные формы организации социально-трудовой деятельности учащихся с умственной отсталостью // Современные тенденции образования лиц с ОВЗ : мат-лы науч.-практ. конф., проводимой в рамках мероприятий «Дни науки МГПУ-2014» / сост. : О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова (9 апреля 2014 г., Москва). М., 2014. Ч. 1. С. 64–68.

6. Маркова Т. В., Левина М. В. Профориентационная работа с обучающимися с нарушением интеллектуального развития // Молодой ученый. 2020. № 30 (320). С. 275–278.

7. Швец Е. А., Маркова Т. В. Методологические аспекты коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального обучения // Профессиональное образование и общество. 2018. № 1 (25). С. 152–157.

8. Воронкова Е. В. Основные направления работы по профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97888 (дата обращения: 16.09.2023).

9. Полковников В. В. Коррекционная технология профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта в условиях учреждения начального профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. Екатеринбург, 2008. 186 с.

10. Яковлева И. М., Браткова М. В., Караневская О. В., Титова О. В., Афанасьева

Ю. А. Педагогика и психология детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М. : Инфра-М, 2023. 382 с. DOI: 10.12737/1733143

11. Яковлева И. М. Трудовая подготовка лиц с нарушением интеллекта как важный фактор их социализации // Модернизация предпрофильного и начального профессионального образования лиц с нарушением интеллектуального развития : мат-лы Все-рос. науч.-практ. конф. (Москва, 7–8 ноября 2012 года) / под науч. ред. И. М. Яковлевой. М. : МГПУ, 2012. С. 39–42.

12. Яковлева И. М., Галкина В. А., Скира Е. В. Профессиональная социализация и трудоустройство выпускников колледжей с интеллектуальными нарушениями // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2023. № 2(6). С. 65–76. DOI 10.25688/2782-6597.2023.6.2.6

13. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 кл. /под ред. В. В. Воронковой. В 2 сб. Сб. 2. М. : ВЛАДОС, 2011. 304 с.

14. Мануйлова В. В. Деятельность ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования в Российской Федерации // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность : мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. С. В. Алехина (23–25 октября 2019 г., Москва). М. : МГППУ, 2019. С. 131–135.

15. Брызгалова С. О., Зак Г. Г., Арапова О. А., Зигарь А. В., Родомазов В. В. Социально-трудовая адаптация выпускников с нарушением интеллекта : учеб. - метод. пособие / под ред. Г. Г. Зак. Екатеринбург, 2012. 108 с.

16. Ткачева В. В., Евтушенко И. В., Жигорева М. В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития. М. : ИНФРА-М, 2022. 198 с.

17. Акимова О. И. Профессиональное самоопределение выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида во внеурочной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». Вып. 9. Челябинск, 2010. № 23 (199). С. 134–137.

18. Никандрова Т. С., Тушева Е. С. Алгоритм профориентационного сценирования социально-трудовой адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 8. С. 4–10. DOI: 10.47639/2074-4986_2021_8_4

19. Дегтярева Т. Н. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях вхождения в Болонский процесс: социологический аспект // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 33–36.

Скачать статью в формате pdf.

 

 


Просмотров: 0 | Скачиваний: 11