Исследование особенностей профессионально-личностной позиции педагогов инклюзивного образования
Автор(ы):
Эпова Надежда Павловна
кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела научно-методической работы, доцент кафедры управления образованием, Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
344011, г. Ростов-на-Дону, пер. Гвардейский, 2/51, тел.: +7(632)675600, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Статья посвящена проблемам профессионального отношения педагогов к инклюзивному образованию. Автор анализирует теоретические основы профессионально-личностных позиций педагогов, являющихся деятельностным выражением педагогического сознания, предлагает описание профессиональной позиции (характеризуя её как субъектно-рефлексивную) педагога инклюзивной школы и размышляет о причинах сопротивления педагогов инклюзии как инновации. Центральным вопросом статьи является вопрос об особенностях профессионально-личностных позиций педагогов, которые следует учесть при организации инклюзивного образования в современной школе, а также при проектировании научно-методической среды профессионального развития и психологического сопровождения педагога. В ходе эмпирического исследования определены показатели выраженности самооценок профессиональных позиций педагогов инклюзивного образования.
Ключевые слова: профессионально-личностная позиция педагога, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, субъектно-рефлексивная позиция, профессиональные компетенции, управление инновационной средой школы, сопротивление инновациям, психологическое сопровождение педагога, коучинговый подход.
Для цитирования: Эпова Н. П. Исследование особенностей профессионально-личностной позиции педагогов инклюзивного образования // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 12. № 4 (41). С. 63–75. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-63-75
УДК: 371.125.3
DOI: 10.32343/2409-5052-2018-12-4-63-75
Дата поступления в редакцию: 20.08.2018.
Список литературы:
1. Алексеев Н. Г. Философские основания рефлексивного подхода // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования / под ред. А. В. Карпова, И. Н. Семёнова, В. К. Солондаева. М. – Ярославль : ИРПТиГО, 2004. С. 11–17.
2. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
3. Бедерханова В. П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 19.00.07. Краснодар, 2002. 47 с.
4. Буковцова Н. И. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 20–22 июня 2011 года. М. : Московский городской психол.-пед. ун-т, 2011. С. 138–140.
5. Герасименко Ю. А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 145–149.
6. Данилова Л. Н. Реформирование общеобразовательной школы в Европе (вторая половина XX – начало XXI в.) : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 2016. 39 с.
7. Зволейко Е. В., Калашникова С. А. Психолого-педагогическая оценка инклюзивной образовательной среды : учебно-метод. пособие. Забайкал. гос. ун-т. Чита : ЗабГУ, 2015. 263 с.
8. Лазарев В. С. Почему стандарт внедряется в «бумажном» варианте // Народное образование. 2015. № 1. С. 45–51.
9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 444 с.
10. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Междунар. гуманитар. Фонд «Знание», 1996. 312 с.
11. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя : уч.-метод. пособие М. : Флинта : МПСИ, 1998. 200 с.
12. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние отношений человека // Психологическая наука в СССР. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. Т. 2. С. 110–125.
13. Пазухина С. В. Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя : учеб. пособие. СПб. : Речь, 2007. 224 с.
14. Тринитатская О. Г., Эпова Н. П. Управление развивающей средой в условиях инклюзивного образования: психолого-педагогический ракурс : учеб. пособие. Ростов н/Д. : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. 244 с.
15. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб. : Питер, 2001. 416 с.
16. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института психотерапии, 2005. 488 с.
17. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования : автореф. дис… д-ра пед. наук : 13.00.08. Калининград, 2015. 55 с.
18. Эпова Н. П. Становление профессиональных позиций и развитие компетенций педагогов: научно-методические подходы к построению системы повышения квалификации в условиях внедрения профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] / Межрегиональная с международным участием интернет-конференция «Образование. Инновации и технологии». URL: http: //www.dpo-smolensk.ru/meropr-1/1-dop-prof/epova.pdf (дата обращения: 10.11.2018).
19. Юдина Е. Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. С. 89–101.