Овладение речевыми жанрами как один из путей формирования речевой компетенции студентов

  • Автор(ы):

Шерстяных

Инна Валерьевна

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и методики

Педагогический институт,

Иркутский государственный уни­верситет

664003, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

тел.: 8(3952)240700

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  • Аннотация. В статье обосновывается подход к речевым жанрам как методическому средству, служащему основой для создания не только обучающей, но и развивающей рече­вой среды. В работе утверждается, что при коммуни­кативном подходе ключевой единицей обучения являют­ся жанры речи. В статье предлагается дидактический материал, основу которого составляют речевые жан­ры. Именно в процессе работы с речевыми жанрами происходит формирование речевой компетенции. Пред­ставленные задания, с помощью которых студентам предъявляются соответствующие знания и формиру­ются основные коммуникативные умения, могут ис­пользоваться на таких речеведческих дисциплинах, как педагогическая риторика, аргументативная риторика, стилистика, культура речи.

 

  • Ключевые слова: речевая компетенция, коммуникативный подход, жан­ровое мышление, речевой жанр.

Для цитирования: Шерстяных И. В. Овладение речевыми жанрами как один из путей формирования речевой компетенции студентов // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 1 (38). С. 153–162.

 

УДК: 378.147

 

DOI:

 

Список литературы:

 

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М. : Искусство, 1979. – 424 с. – (Серия: «Из истории советской эстетики и теории искусства).

2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2000. – 384 с.

3. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе : учеб. по­собие для студентов пед. вузов / Н. А. Ипполитова. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 176 с.

4. Карасик, В. И. Язык социального статуса / В. И. Карасик. – М. : Ин-т рус. яз. РАН, 1992. – 330 с.

5. Кирилина, Л. И. Лингвистический анализ текста как средство развития творче­ских способностей школьников [Электронный ресурс] / Л. И. Кирилина // Сибирский учитель : научно-методический журнал. – 2001. – № 3 (13), июнь. – URL: http://www. sibuch.ru/node/652 (дата обращения: 30.01.2018).

6. Ладыженская, Н. В. Обучение успешному общению. Речевые жанры : кн. для учителя / Н. В. Ладыженская; под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Ювента ; Баласс, 2005. – 176 с.

7. Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, рито­рика / Т. В. Матвеева. – М. : Флинта : Наука, 2003. – 432 с.

8. Михальская, А. К. Практическая риторика и её теоретические основания : посо­бие по спецкурсу / А. К. Михальская. – М. : Прометей, 1992. – 136 с.

9. Салимовский, В. А. Жанр литературный / В. А. Салимовский // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. – М. : Флинта : Наука, 2006. – С. 56–57.

10. Седов, К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации / К. Ф. Седов // Антология речевых жанров : повседневная коммуникация. – М. : Лаби­ринт, 2007. – С. 7–38.

11. Стернин, И. А. Практическая риторика : учеб. пособие / И. А. Стернин. – М. : Академия, 2008. – 272 с. – (Серия «Педагогические специальности»).

12. Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. – 2-е изд. – М. : Изд-во ЛКИ, 2007. –320 с.

13. Шерстяных, И. В. Теория речевых жанров : лекционно-практический курс для магистрантов / И. В. Шерстяных. – М. : Флинта : Наука, 2013. – 546 с.

Скачать статью в формате pdf

 

 

153