Статьи выпуска № 2, год 2019

Готовность педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию в условиях инклюзивного образования как проблема: психологический аспект

Автор(ы):

Сидоренко Оксана Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и специальной педагогики и психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-00023576-6386, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

660079, г. Красноярск, ул. Матросова, 19, тел.: +7(3912)2364296, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Хабарова Ирина Викторовна

кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-0002-9745-2374, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

660079, г. Красноярск, ул. Матросова, 19, тел.: +7(3912)2364296, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Чиганова Елена Анатольевна

кандидат педагогических наук, ректор, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-00021479-728X, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

 660079, г. Красноярск, ул. Матросова, 19, тел.: +7(3912)2364296, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Актуальность. В условиях инклюзивного образования требуется взаимодействие педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность в разработке и обеспечении детского образовательного маршрута. Целью статьи определено выявление проблем и трудностей в поведении и действиях родителей. (Данные сложности препятствуют построению конструктивных отношений с педагогами и специалистами образовательных организаций.) А также описание проблем готовности педагогов и специалистов образовательных организаций к взаимодействию с родителями таких детей. Материалы и методы. На основе обобщения представлений об особенностях работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, о ключевых направлениях и содержании такой работы подготовлена анкета, проведено исследование. Результаты исследования. Представлены данные исследования, иллюстрирующие отдельные параметры готовности педагогов к взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются профессиональные трудности, выделяются проблемы в поведении и действиях родителей, препятствующие более продуктивному образовательному движению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, построению конструктивных отношений с педагогами образовательных организаций. Выводы. Результаты исследования показали, что обе стороны взаимодействия: и родители, и педагоги – пока недостаточно готовы к реализации стратегии сотрудничества.

Ключевые слова: инклюзивное образование, взаимодействие педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные трудности педагогов.

Для цитирования: Сидоренко О. А., Хабарова И. В., Чиганова Е. А. Готовность педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию в условиях инклюзивного образования как проблема: психологический аспект // Педагогический ИМИДЖ. 2019. т. 13. № 2 (43). С. 274-285. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-274-285.

УДК: 376+159.9

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-274-285

Дата поступления в редакцию: 11.02.2019

Список литературы:

1. Алёхина C. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Психологическая наука и образование, 2011, № 1. С. 83–92.

2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. М. : Аспект, 2005. 456 с.

3. Колосова Т. А. Отношение родителей к своему умственно отсталому ребенку в контексте успешности его социально-психологической адаптации // Психология обучения. 2016. № 8. С. 85–94. 

4. Мизина Н. М. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе : сборник научных трудов в 2 ч. Ч. 2. Курган, 2002. С. 146–151.

5. Поташова И. И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. URL: http://psyjournals. ru/files/47082/ psyedu_ru_2011_3_Potacheva.pdf (дата обращения: 05.02.2019).

6. Сидоренко О. А., Чиганова Е. А., Бутенко В. Н. Формирование профессиональной компетентности педагогов в области инклюзивного образования в процессе повышения квалификации // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : Мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф., 19–21 мая 2016 года. Ялта : РИО ГПА, 2016. С. 280–285.

7. Стребелева Е. А., Закрепина А В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 2005. № 1. С. 3–10. 9. Ткачева В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. 2005. № 1. С. 25–35.

8. Хитрюк В. В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 3 (79). С. 189–193.

9. Heiman T. Parents of children with disabilities: resilience, coping, and future expectations // Journal of developmental and physical disabilities. 2002. Vol. 14. № 2. Pp. 159–171. DOI: 10.1023/A:1015219514621.

10. Millar R. Barr O., Parents of children with intellectual disabilities: their expectations and experience of genetic counselling // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2003. Vol. 16. № 3. Pp. 189–204.

Скачать статью в формате pdf

К вопросу разработки программы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело»

Автор(ы):

Шумовская Ольга Александровна

медицинский психолог, ORCID:https://orcid.org/00000002-1061-6322, Иркутская городская клиническая больница № 1, Поликлиника № 1

664046, г. Иркутск, ул. Волжская, 1, тел.: +7(3952)512362, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Известно, что акушерское направление в медицинской деятельности является особой областью, в которой психологическая компетентность специалистов влияет не только на деонотологические аспекты профессиональной деятельности, но и на эффективность лечебного процесса. При этом в настоящее время наблюдается противоречие между современными тенденциями в развитии здравоохранения, направленными на учёт психологических факторов в лечебном процессе, и системой профессионального образования специалистов данного профиля, не предусматривающей необходимой психологической подготовки. Методы и материалы. Для исследования данной проблемы был проведён анализ научно-теоретических аспектов формирования программы психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело». Результаты исследования. В результате проведённого исследования было выявлено, что психологическая готовность как комплексное образование предусматривает системный подход к разработке программы по её формированию. Основные составляющие программы должны соответствовать основным компонентам психологической готовности. В результате анализа литературы на исследуемую тему была разработана программа формирования психологической готовности будущих акушеров(-к) с учётом современных научно-теоретических аспектов данной проблемы. Заключение. Системный подход к разработке программы психологической подготовки будущих акушеров(-к) позволяет включить дополнительные знания и навыки в уже существующую систему психологической подготовки будущих акушеров(-к), где раздел медицинской и перинатальной психологии логично будет следовать за разделом общей психологии и психологии общения, предусмотренный действующим образовательным стандартом.

Ключевые слова: психологическая готовность, компоненты психологической готовности, программа психологической подготовки, навыки психологической поддержки, студенты специальности «Акушерское дело»

Для цитирования: Шумовская О. А. К вопросу разработки программы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Акушерское дело» // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 263-273. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-263-273.

УДК: 159.9+618

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-263-273

Дата поступления в редакцию: 14.11.2018

Список литературы:

1. Айламазян Э. К., Цвелев Ю. В. Медицинская этика, деонтология и юридическое право в работе акушера-гинеколога // Журнал акушерства и женских болезней. 2004. Т. LIII. Вып. 1. С. 111–115.

2. Гарданова Ж. Р., Есаулов В. И., Кектеева Ю. И. Особенности эмоционально-личностной сферы при развитии синдрома эмоционального выгорания у врачей акушеров-гинекологов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: www.science-education.ru (дата обращения: 26.09.2018). 3. Глебова Т. К., Шапошникова Е. В. Биоэтические аспекты работы врача акушера-гинеколога // Медицинский альманах. 2017. № 6 (51). С. 21–24.

4. Добряков И. В. Перинатальная психология.  СПб. : Питер, 2010. 272 с.

5. Емельяненко Л. М. Формирование у студентов-медиков мотивационной готовности к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. 2011. № 2. С. 35–38.

6. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 117–121.

7. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала : монография. М. : ПЕР СЭ, 2006. 688 с.

8. Комолкина О. И., Чернецкая Н. И. Профессиональные ценностные ориентации студентов и особенности их становления в процессе обучения в медицинском колледже // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 105–117.

9. Криволапчук В. А.  Концептуальные подходы к разработке программы формирования профессиональной психологической надежности сотрудников криминальной милиции МВД Украины // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3 (54). С. 63–67.

10. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2011. № 12 (35). Т. 2. С. 60–62.

11. О методическом письме «Кесарево сечение в современном акушерстве» [Электронный ресурс] // Письмо Минздравсоцразвития РФ от 13 марта 2008 г. № 1813-ВС. URL: https://www.lawmix.ru/medlaw/9887 (дата обращения: 18.09.2018).

12. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» [Электронный ресурс] // Приказ Министерства здравоохранения от 1 ноября 2012 г. № 572н. URL: https://base.garant.ru/70352632/#friends (дата обращения: 10.10.2018).

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело [Электронный ресурс] // Приказ Минобрнауки России от 11 августа 2014 г. № 969. URL: https://base.garant.ru/70737280/ (дата обращения: 25.09.2018).

14. Сорокина Н. Ю. Сестринский процесс в палатах «Мать и дитя» родильного дома // Медицинская сестра 2010. № 7. С. 17–20.

15. Хаджиделева Д., Гарнизов Т. Необходимость развития профессионального общения в акушерстве // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 2. С. 106–116.

16. Чернецкая Н. И. Особенности ценностно-смысловых ориентаций личности у представителей профессий системы «человек – человек» // Известия Иркутского государственного университета, серия : Психология. 2016. Т. 16. С. 57–66.

17. Шатилова Ю. А., Жаркин Н. А., Гумилевский Б. Ю. Прогнозирование течения и исхода родов при преждевременном излитии околоплодных вод // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2012. № 1 (41). С. 78–81.

18. Dorrian J. Paterson J., Dawson D., Pincombe J., Grech C., Rogers A. E. Sleep, stress and compensatory behaviors in Australian nurses and midwives // Revista de Saúde Pública. 2011. Vol. 45. No 5. Pp. 922–930.

19. Kateby M. S., Khadivzadeh T., Shamloo Z. S., Esmaily H. Evaluating midwives communication skills from the perspective of parturient women attending to hospitals for delivery // Journal of Midwifery& Reproductive Health. 2017. 5(2). Pp. 882–889. DOI: 10.22038/ jmrh.2016.8019.

20. Patel S., Pelletier-Bui A., Smith S., Roberts M. B., Kilgannon H. J., Trzeciak S., Roberts B. W. Curricula and methods for physician compassion training: protocol for a systematic review [Electronic resource] // BMJ Open. 2018. Vol. 8. Issue 9. URL: https:// bmjopen.bmj.com/content/8/9/e024320 (mode of access: 25.09.2018). DOI: 10.1136/bmjopen-2018-024320.

21. Quail M., Brundage S. B., Spitalnick J., Allen P. J. Student self-reported communication skills, knowledge and confidence across standardised patient, virtual and traditional clinical learning environments [Electronic resource] // BMC Medical Education. 2016. 27 February. URL: www.bmcmededuc.biomedcentral.com (mode of access: 18.07.2018). DOI: 10.1186/s12909-016-0577-5.

Скачать статью в формате pdf

Развитие лидерских качеств у будущих государственных служащих

Автор(ы):

Сукнева Елена Александровна

аспирант факультета психологии, ассистент кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID: https://orcid.org/0000-00016302-7559, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241097, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кедярова Елена Александровна

кандидат психологических наук, доцент, доцент базовой кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-00019124-9503, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241097, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Чернецкая Надежда Игоревна

доктор психологических наук, профессор базовой кафедры педагогической и возрастной психологии, ORCID:https://orcid.org/0000-00017082-5444, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241097, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Современные исследователи отмечают, что одной из важнейших задач образования является формирование потенциальных лидеров в сфере государственного управления. Однако комплексных программ по развитию лидерских качеств, учитывающих профессиональную специфику государственных служащих, не представлено. В результате исследования удалось доказать, что специально организованная программа с использованием социально-психологического тренинга способствует развитию лидерских качеств у будущих государственных служащих, что имеет существенное значение для практики их психологического сопровождения на всех этапах профессионализации. Материалы и методы. Исследование включало в себя следующие этапы: информационно-просветительский, диагностический, развивающий и оценочный. Был использован комплекс психодиагностических методик: «Диагностика лидерских способностей»; методика «КОС»; тест «Креативность». Результаты исследования. Установлено, что развитие лидерских качеств у студентов – будущих государственных служащих должно осуществляться в условиях, приближенных к реальным, при погружении в проблемные и нестандартные ситуации. Проведённое исследование развития лидерских качеств у будущих государственных служащих показало, что представленная программа способствует развитию таких составляющих лидерства, как лидерские способности, коммуникативные и организаторские склонности, эмпатия, творческое отношение к профессии. Заключение. Эффективность программы развития подтвердилась не только на основе данных психологической диагностики до и после реализации программы развития, но и по устным отзывам участников. Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута.

Ключевые слова: развитие лидерских качеств, лидерство, социально-психологический тренинг, государственные служащие, коммуникативные склонности, организаторские склонности, креативность.

Для цитирования: Сукнева Е. А., Кедярова Е. А., Чернецкая Н. И. Развитие лидерских качеств у будущих государственных служащих // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 240-250. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-240-250.

УДК: 316.46

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-240-250

Дата поступления в редакцию: 15.03.2019

Список литературы:

1. Бендас Т. В. Психология лидерства. СПб. : Питер, 2009. 447 с.

2. Гриненко Д. Н., Морозова И. С. Становление саморегуляции и когнитивно-стилевой организации личности в условиях психолого-образовательного сопровождения // Сибирский психологический журнал. 2017. № 64. С. 149–157.

3. Губин В. А., Медведев Д. А. Современная психопедагогика: взгляд на проблему личностно-ориентированного обучения через призму человеческой субъективности // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск : Омская академия МВД. 2006. № 1 (25). С. 52–60.

4. Деркач А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М. : Луч, 2006. 345 с.

5. Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Красноярск, 2004. 198 с.

6. Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб. : Речь, 2007. 238 с.

7. Кашапов М. М. Теория и практика решения педагогической ситуации : учеб. пособие. Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1997. 100 с.

8. Кедярова Е. А. Волевая регуляция как фактор успешности учебной деятельности студентов // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психология. 2012. № 1. С. 40–46.

9. Кипнис М. Тренинг лидерства. М. : Ось-89. 2004. 144 с.

10. Корникова А. И. Сущность и структура лидерских качеств студентов – будущих государственных служащих // Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. 2012. № 1 (41). С. 207–214.

11. Корытова Г. С. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2013. № 4 (132). С. 117–123.

12 Махина Т. В. Особенности использования социально-психологического тренинга в целях развития лидерских качеств студентов – будущих менеджеров : дис. …канд. психолог. наук : 19.00.05. М., 2003. 204 с.

13. Уманский А. Л. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. 120 с.

14. Чернецкая Н. И., Кедярова Е.А., Уварова М.Ю. Профессиональная деформация женщин в «мужской» профессии [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2015. № 7. URL: http:// www.emissia.org/offline/2015/2380.htm (дата обращения: 23.07.2018).

15. Brian R. Spisak, Allen E. Grabo, Richrd D. Arvey, Mark van Vugt. The age of exploration and explotation: Younger-looking leaders endorsed for change and older-looking leaders endorsed for stability // The Leadership Quarterly. 2014. Issue 25. Pp. 805–816.

16. Amirianzadeh Mozhgan, Jaafari Parivash, Ghourchean Nadergholi, Bahram Jowkar Student leadership competencies development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Issue 15. Pp. 1616–1620.

Скачать статью в формате pdf

«Саморегуляция учебной деятельности»: значимость авторского курса в решении распространённых трудностей первокурсников

Автор(ы):

Заиграева Надежда Викторовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID:https://orcid.org/00000003-3382-7090, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)243437, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Логунова Кристина Геннадьевна

старший преподаватель кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития, ORCID:https://orcid.org/00000002-8069-8511, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)243437, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье уделено особое внимание саморегуляции учебной деятельности как способу повышения эффективности процесса обучения студентов, формирования их активности и самостоятельности, а также в целях указания значимости для педагогики и психологии высшей школы. Методы и результаты исследования. С помощью анкетирования выявляются трудности первокурсников в период адаптации к новым учебным условиям вуза. Практическое решение вопроса. Автором обосновывается значимость курса «Саморегуляция учебной деятельности» для предполагаемого успешного процесса обучения в вузе. Раскрываются содержание и формируемые компетенции курса, приводится пример применения портфолио как инновационной технологии обучения, формирования учебной самостоятельности и контроля. Заключение. Курс является универсальным для студентов первого года обучения любого профиля, позволяет овладевать компетенциями, предусмотренными для самоорганизации умственного труда и саморегуляции психических состояний в процессе учебной деятельности.

Ключевые слова: студент-первокурсник, трудности саморегуляции, учебная деятельность, портфолио.

Для цитирования: Заиграева Н. В., Логунова К. Г. «Саморегуляция учебной деятельности»: значимость авторского курса в решении распространённых трудностей первокурсников // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 251-262. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-251-262.

УДК: 37.04

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-251-262

Дата поступления в редакцию: 06.02.2019

Список литературы:

1. Галеева Е. С. Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности: теоретико-исторический аспект [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1121–1124. URL: https://moluch.ru/archive/90/18969/ (дата обращения: 24.08.2018).

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. М. : МПСИ, Воронеж : МОДЭК, 2013. 448 с.

3. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности : монография. М. : Флинта. 2013. 224 с.

4. Киселевская Н. А. Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза : монография. Иркутск : ВСГАО, 2013. 124 с.

5. Лобут А. А., Попова Н. Е. Индивидуальный подход к обучению в вузе // Педагогическое образование в России. 2013. № 6. С. 51–56.

6. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 5–17.

7. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов / А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков, И. В. Клещева, А. Ш. Багаутдинова. СПб. : НИУ ИТМО, 2015. 81 с. URL: http://books.ifmo.ru/file/pdf/1603.pdf (дата обращения: 24.08.2018).

8. Силинг М. И. Как учиться с толком для карьеры и удовольствием для себя : учеб. пособие. М. : Логос. 2006. 162 с.

9. Morosanova, V. I. Self-regulation and Personality [Electronic resource] //  Procedia : Social and Behavioral Sciences. 86 (2013). Pp. 452–457. http://www.sciencedirect.com/ science/journal/18770428/86 (mode of access: 25.10.2018).

Скачать статью в формате pdf

Научно-методологические подходы к формированию профессиональной компетентности студентов в вузе

Автор(ы):

Журавлева Маргарита Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма,

ORCID: https://orcid.org/00000003-2205-9081, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241843, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наконечных Валентина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общеcтвенностью, ORCID: https://orcid.org/00000003-0846-4873, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)241843, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье проводится анализ научно-методологических подходов к формированию профессиональной компетентности студентов, обучающихся в вузе. Изменения, связанные с интеграцией федеральных образовательных стандартов с профессиональными стандартами, определяют навыки и умения, сопряжённые с формированием профессиональных компетенций. Цель исследования – разработка модели формирования профессиональной компетенции на основе анализа научно-методологических подходов к формированию профессиональной компетентности студентов, обучающихся в вузе. Материалы и методы. В ходе проводимого исследования были выбраны три группы методов: методы эмпирического исследования; методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования; методы теоретического исследования. Результаты исследования. На основании проведённого исследования мы пришли к следующим выводам: формирование профессиональной компетентности возможно при сформированности профессиональных компетенций. Показатели профессиональных компетенций отражают потребности будущего специалиста. Все профессиональные компетенции соответствуют видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована образовательная программа. Ключевые компетенции будущего специалиста составляют такие компоненты, как когнитивная, коммуникативная готовность, информационная квалифицированность и профессиональная мобильность, что возможно в процессе использования технологии «Портфолио», повышающей уровень сформированности профессиональной компетенции студентов. Заключение. Проблематика исследования продиктована положениями, связанными с тем, что современному профессиональному сообществу необходимы специалисты, получившие качественное профессиональное образование, сочетающее фундаментальную подготовку и сформированность профессиональных компетенций. Именно поэтому развитие профессиональной компетентности как одной из значимых характеристик будущего специалиста является важнейшей задачей высшего профессионального образования. Для установления условий и последовательности формирования профессиональной компетенции, а также для оценки уровня сформированности профессиональной компетентности в целом нами в качестве образовательной технологии рассматривается портфолио студента. Оценить компоненты компетенции на разных стадиях обучения позволит процесс разработки портфолио и траектория формирования профессиональной компетенции. И, таким образом, можно диагностировать протекание процесса формирования профессиональной компетенции.

Ключевые слова: компетенции, профессиональные компетенции, педагогическое моделирование, модель формирования профессиональных компетенций, коммуникативные навыки, портфолио, высшее образование, критериально-оценочная модель.

Для цитирования: Журавлева М. М., Наконечных В. Н. Научно-методологические подходы к формированию профессиональной компетентности студентов в вузе // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 227-239. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-227-239.

УДК: 301.3

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-227-239

Дата поступления в редакцию: 30.01.2019

Список литературы:

1. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.

2. Балакина Л. Л. Педагогические принципы реализации коммуникативного подхода в образовании : монография. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2012. 240 с.

3. Дуранов М. Е., Ломакина И. С. Педагогическое управление обучением студентов как социокультурный процесс : учеб. пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2003. 121 с.

4. Двуличанская Н. Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественнонаучного образования [Электронный ресурс] // Наука и образование. 2011. № 3. С. 2. URL: http://engineering-science.ru/doc/170201.html (дата обращения: 23.04.2019).

5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2003. 480 с.

6. Наконечных В. Н., Сивкова А. В. Проблематика реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности вуза / Образование и наука в современных условиях : сб. мат-лов VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 26 февр. 2016 г. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. № 1 (6). С. 178–181.

7. Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.04.2019).

8. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев и др.; под ред. Е. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 368 с.

9. Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода : монография / под ред. Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, А. В. Тряпицына. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 243 с.

10. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. 16 с.

11. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск. : РБИУ, 2010. 317 с. 12. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М. : ВЛАДОС, 2006. 239 с.

Скачать статью в формате pdf