Роль автоматизированных тестирующих систем в процессе формирования навыков алгоритмического мышления
Автор(ы):
Зубков Олег Владимирович, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры алгебраических и информационных систем, ORCID https://orcid.org/0000-0002-1252-6486, Институт математики, экономики и информатики, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, б. Гагарина, 20, тел.: +7(3952)521277, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Семичева Наталья Леонидовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебраических и информационных систем, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9306-9055, Институт математики, экономики и информатики, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, б. Гагарина, 20, тел.: +7(3952)521277, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. В статье рассмотрены вопросы формирования у школьников навыков алгоритмического мышления на уроках информатики и факультативных занятиях по программированию. Проведён анализ современных методов обучения и автоматизированных тестирующих систем (комплекс программных средств, позволяющих в автоматическом режиме проводить тестирование решений пользователей), которые позволяют как развить базовые навыки, так и вывести учащихся на высшую ступень мастерства в области программирования.
Материалы и методы. Исследуется проблема естественного разделения учащихся во время этих занятий на подгруппы по уровню подготовки и особенностям мышления. Проанализирован подход к её решению с использованием автоматизированных тестирующих систем. Проведён общий обзор и классификация наиболее распространённых ресурсов с автоматической проверкой программ.
Результаты исследования. В данном разделе показано, какие результаты были получены при использовании представленной методики, и даны общие рекомендации по её распространению.
Заключение. Представленная методика может быть использована на уроках информатики как для общего развития алгоритмического мышления школьников, так и для базовой подготовки специалистов, деятельность которых будет существенно определять направления развития информационной сферы в будущем.
Ключевые слова: алгоритмическое мышление, программирование, работа в малых группах, автоматизированная тестирующая система.
Для цитирования: Зубков О. В., Семичева Н. Л. Роль автоматизированных тестирующих систем в процессе формирования навыков алгоритмического мышления // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 550–565. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-550-565
DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-550-565
УДК: 372.8
Дата поступления в редакцию: 11.04.2019
Список литературы:
1. Абибуллаева А. О. Характеристика процесса развития алгоритмического мышления младших школьников на уроках математики // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-2. С. 10–15.
2. Баракина Т. В. Формирование у младших школьников элементов алгоритмической культуры на уроках информатики в начальной школе // Информатика в школе. 2014. № 7 (100). С. 58–61
3. Газейкина А. И. Стили мышления и обучение программированию студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Информационные технологии в образовании : Конгресс конференций. ИТО-2006. Секция 1. Подсекция 1. URL: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6371.html (дата обращения: 23.06.2019).
4. Гаспарян А. В., Тимошина Н. В. Особенности автоматизации проверки задач по программированию [Электронный ресурс] // ИТпортал. 2018. № 2 (18). URL: http://
itportal.ru/science/tech/osobennosti-avtomatizatsii-proverki/ (дата обращения: 02.07.2019).
5. Горчаков Л. В., Стась А. Н., Карташов Д. В. Обучение программированию с использованием системы Ejudge // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. Вып. 9 (186). С. 109–112.
6. Долгушин Н. А., Оленькова М. Н. Использование системы Contester для проведения олимпиад по программированию [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3–2. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=14960 (дата обращения: 02.07.2019).
7. Еремеева Н. Н. Формирование алгоритмического мышления у школьников в ходе групповой работы // Пермский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 86–89.
8. Канатьева Е. С., Мартынюк Ю. М. Понятие алгоритмического мышления [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов : Междисциплинарные исследования: электрон. сб. ст. по мат-лам XXII студенч. науч.-практ. конф. Новосибирск : АНС «СибАК». 2017. № 11(22). С. 161–165 (дата обращения: 02.07.2019).
9. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ [Электронный ресурс] // утв. директором ФГБНУ «ФИПИ» 14 ноября 2018 г. М. : ФИПИ, 2018. 7 с. URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 02.12.2018).
10. Куликов С. Б. Опыт преподавания основ алгоритмики в средней школе // Педагогическое мастерство: мат-лы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, 22–23 декабря 2012 г.). Магнитогорск : Буки-Веди, 2012. С. 15–117.
11. Лебедева С. Ю. Результаты государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена по информатике и ИКТ в Иркутской области в 2018 году. Методические рекомендации. Иркутск : ГАУ ДПО ИРО, 2018. 58 с.
12. Лебедева Т. Н. Пути формирования алгоритмического мышления школьников // Информатика и образование. 2008. № 6. С. 103–106.
13. Лучко Л. Г. Формирование алгоритмической культуры учащихся как системообразующая функция базового курса информатики [Электронный ресурс] // Информационные технологии в образовании : Конгресс конференций. ИТО-98. Секция 1 : устное выступление и публикация. URL: http://ito.edu.ru/1998/1/Luchko.html (дата обращения: 02.07.2019).
14. Николаева А. Д., Маркова О. И. Метапредметные компетенции как педагогическая категория [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 9. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20437 (дата обращения: 02.07.2019)
15. Чебурина О. В. Формирование алгоритмического мышления в обучении программированию игр [Электронный ресурс] // Наука и перспективы. 2017. № 2. URL: nip.esrae.ru/14-116 (дата обращения: 02.07.2019).
16. Bourouaieh D., Bensebaa T., Seridi H. Smart edutainment game for algorithmic thinking // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 31. Pp. 454–458.
17. Hayal Y. M., Suheda Y. The Investigation of Algorithmic Thinking Skills of Fifth and Sixth Graders at a Theoretical Dimension // MATDER Journal of Mathematics Education. 2018. Vol. 3 No. 1. Рp. 41–48.
18. Knuth D. E. Algorithmic Thinking and Mathematical Thinking // The American Mathematical Monthly. 1985. Vol. 92. Issue. 3. Mar. Pp. 170–181. URL: https://doi.org/10.1
080/00029890.1985.11971572.
19. Mezak J., Papak P. Pejic Learning scenarios and encouraging algorithmic thinking [Electronic resource] // Conference Paper 2018 41st International Convention on Information and Communication Technology, Electronics and Microelectronics (MIPRO) URL: https:// www.researchgate.net/publication/326704371_Learning_scenarios_and_encouraging_algorithmic_thinking. DOI: 10.23919/MIPRO.2018.8400141 (mode of access: 14.09.2018).