Изучение психологического благополучия личности педагога во взаимосвязи с его эмоционально-поведенческими качествами на примере классных руководителей
Автор(ы):
Людмила Борисовна Козьмина, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0002-6590-3118 664007, Институт развития образования Иркутской области
664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3592)500904, e-mail: lbkozmina@iro38.ru
Аннотация. Введение. Статья посвящена исследованию психологического благополучия личности классных руководителей, их эмоционально-поведенческих качеств и связей между ними.
Материалы и методы. Представлены результаты исследования психологического благополучия, ассертивности и эмоционального выгорания педагогов (n=38), осуществляющих классное руководство в общеобразовательной школе. Методы исследования: опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко; Тест «Ассертивность личности» В. П. Шейнова; «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко; методы графического представления данных, математико-статистической обработки и интерпретации данных на уровне значимости р=0,05 (критерий ранговой корреляции Спирмена).
Результаты исследования. Выявлены и обобщены показатели и критерии психологического и эмоционального благополучия, ассертивности поведения педагогов (критерий – уровень изучаемых качеств); определены особенности связи этих показателей. Определена роль психологического благополучия и ассертивности педагога в профилактике эмоционального выгорания.
Заключение. Проведённое исследование восполняет дефицит знаний о связи психологического благополучия педагогов с их эмоционально-поведенческими характеристиками и риском эмоционального выгорания. Перспективы дальнейшей разработки темы связаны с определением направлений психолого-педагогического и методического сопровождения классных руководителей в целях оптимизации психологического благополучия и ассертивности.
Ключевые слова: ассертивность, классное руководство, личность педагога, школа, психологическое благополучие, психологическое здоровье, эмоциональное выгорание.
Для цитирования: Козьмина Л. Б. Изучение психологического благополучия личности педагога во взаимосвязи с его эмоционально-поведенческими качествами на примере классных руководителей // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 15. No 1 (50). С. 99–111.
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-99-111
УДК: 371.213.1+159.9
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-1-99-111
Дата поступления в редакцию: 21.01.2021
Список литературы:
1. Баева И. А., Баев Н. Н., Гаязова Л. А. Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды и условие психологического благополучия ученика и учителя // Научное мнение. 2013. No 4. С. 183–196.
2. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания; 2-е изд. М.: Питер, 2008. 336 с.
3. Дудина М. Н. Ассертивность личности как цель, процесс и результат в образовании // Специальное образование. 2020. No 2 (58). С. 132–149.
4. Козьмина Л. Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Ярославль, 2014. 21 с.
5. Лебедева И. В. Психологические детерминанты ассертивности личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Красноярск, 2015. 205 с.
6. Миниюрова С. А., Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. No 1. С. 94–101.
7. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под общ. ред. Л. М. Митиной. М.: Академия, 2005. 362 с.
8. Мишина В. Двигатель внутреннего выгорания [Электронный ресурс] // Газета Коммерсант. 22.12.2020. No 235. С. 5. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4625823 (дата обращения: 13.01.2021).
9. Молокоедов А. В., Слободчиков И. М., Удовик С. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. М.: Левъ, 2018. 250 с.
10. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. В. В. Рубцова, Н. И. Поливановой. М.-Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2007. 288 с.
11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями от 05.08.2016) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. No 544н. URL: http://base.garant.ru/70535556/#ixzz6jPR6Hp2y (дата обращения: 01.09.2020).
12. Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006. No 21. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/485196 (дата доступа: 01.09.2020).
13. Феофанов В. Н. Психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. Нижний Новгород, 2009. 27 с.
14. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика 2005. No 3. С. 95–129.
15. Шейнов В. П. Ассертивное поведение: преимущества и восприятие // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. No 2. С. 107–120.
16. Шейнов В. П. Взаимосвязи ассертивности с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. No 2. С. 147–161. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15-2-147-161
17. Шейнов В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014. No 2. С. 107–116.
18. Bishop S. Develop Your Assertiveness. Kogan Page Publishers. 2013. P. 168.
19. Ryff С. D., Keyes С. L. M. The structure of psychological well-being revisited [Electronic resource] // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 (4). Pp. 719– 727. URL: https://www.scirp.org/reference/referencespapers.aspx?referenceid=1850913 (mode of access: 12.02.2021). DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.69.4.719
20. Ryff C. D. Psychological well-being revisited: advances in the science and practice of eudaimonia // Psychother Psychosom. 2014. N. 83(1):10-28. DOI : 10.1159/000353263