Ресурсы технологии лонгрид в литературном образовании
Автор(ы):
Ирина Витальевна Сосновская, доктор педагогически наук, профессор кафедры филологии и методики, ORCID https://orcid.org/0000-0003-0237-0729, Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9, тел.: +7 (3952) 240700, e-mail: sosnoirina@Yandex.ru
Илья Захидович Сосновский, кандидат исторических наук, доцент кафедры журналистики и медиаменеджмента, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9126-1748, Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации, Иркутский государственный университет
664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8, тел.: +7 (3952) 521590, e-mail: sosnoilya@yandex.ru
Аннотация. Введение. В статье исследуется проблема обновления инструментария литературного образования в аспекте новой технологии лонгрид. Цель статьи – обосновать применение данной технологии в литературном образовании с целью аргументации того, что с классикой сегодня можно работать интересно и эффективно; проанализировать развивающие и мотивационные ресурсы данной технологии.
Материалы и методы. Исследование опиралось на междисциплинарный подход в обучении и было направлено на обновление технологической оснащённости образовательного процесса. В качестве нового инструментария рассматривалась технология лонгрид, применяемая в журналистских практиках. С целью обоснования её применения в литературном образовании было проведено анкетирование школьников и студентов, анализ и систематизация результатов которого доказали верность предположений авторов. Исследование проводилось в школах г. Иркутска и на гуманитарно-эстетическом отделении Педагогического института федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет».
Результаты: осуществлён анализ научной литературы, выявлены характерные черты современной социокультурной ситуации, обусловливающие специфику восприятия и мышления современных школьников. Описаны развивающие ресурсы и проблемные аспекты применения технологии лонгрид в литературном образовании, раскрыты резервы данной технологии для читательского и творческого развития, обозначены спорные моменты применения технологии, показана специфика применения лонгрида на разных этапах литературного образования.
В заключение авторы делают вывод, что при условии понимания, как, при каких условиях и к каким произведениям можно применять лонгрид, эта технология, бесспорно, может способствовать вовлечению в чтение и сотворчество. Для современного учителя стремление осваивать новые информационные технологии является требованием времени и открывает перспективы для собственного профессионального развития.
Ключевые слова: цифровизация, медиапространство, коммуникация, технология, креолизованный текст, лонгрид, мультимедийные элементы, монтаж, разметка текста, интерпретация.
Для цитирования: Сосновская И. В., Сосновский И. З. Ресурсы технологии лонгрид в литературном образовании // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 183–197.
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-183-197
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-183-197
УДК: 318.147
Дата поступления в редакцию: 13.02.2021
Список литературы:
1. Быков Д., Генис А., Долин А., Юзефович Г., Данилов Д., Апполонов Е., Лукьянова И., Горбачёв А., Вдовин А., Лямина Е., Орлова О., Семёшкина Я. Литературная мастерская. От интервью до лонгрида, от рецензии до подкаста. / сост. А. В. Вдовин, М. А. Кучерская, Н. Н. Калинникова. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. 272 с.
2. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М. : 2010. 200 с.
3. Золотухин А. А., Мажарина Ю. Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история – как новые вершины журнализма? // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. С. 93−96.
4. Качкаева А. Г., Шомова С. А., Мирошниченко А. А., Лапина-Кратасюк Е. Г., Кирия И. В., Амирханова Г., Силантьева О. М., Пургин Ю. П. Корнев М. С., Петрушко М. В. Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. М. : ВШЭ, 2017. 570 с.
5. Кирия И. В. Что такое мультимедиа? // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М. : Аспект Пресс, 2010. 200 с.
6. Колесниченко А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе // Медиаскоп. 2015. Вып. 1. [Электронный ресурс] // URL: http://www.mediascope.ru/ node/1691 (дата обращения: 03.01.2021).
7. Лотман Ю. М. Воспитание души: Воспоминания. Беседы. Интервью. СПб. : Искусство-СПб., 2003. 621 с.
8. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста. СПб. : Искусство-СПб., 1996. 846 с.
9. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПб, 2001. 703 с.
10. Маклюэн M. Г. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Г. Николаева ; 2-е изд. М. : Гиперборея : Кучково поле, 2007. 242 с.
11. Пеннак Д. Как роман: [пед. эссе] ; 2-е изд. М. : Самокат, 2010. 160 с.
12. Романичева Е. С. «Сад расходящихся тропок»: о разных способах освоения канона в школьных образовательных практиках // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3 (53). С. 8‒18.
13. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М. : Просвещение, 1985. 288 с.
14. Чигаев Д. П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2017. Вып. 1 // URL: http://www.mediascope.ru/2270 (дата обращения: 11.02.2021).
15. Lundin R. An Objective Psychology of Music. New York : Ronald Press Company, 1967. 345 р.
16. Rorty R. The Pragmatist’s progress // Eco U. Interpretation and Overinterpretation, 1981. Pp. 89–108. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511627408.005