Личностные особенности одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия
Автор(ы):
Елена Борисовна Лактионова, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии развития и образования, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7863-1414, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812) 3150725, e-mail: lena_laktionova@mail.ru
Ирина Владимировна Кондакова, кандидат психологически наук, доцент кафедры психологии развития и образования, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6320-5757, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812 )3150725, e-mail: kondakovaiv@herzen.spb.ru
Александра Сергеевна Тузова, ассиcтент кафедры психологии развития и образования, ORCID https://orcid.org/0000-0002-6830-5543, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, н. р. Мойки, 48, тел.: +7 (812) 3150725, e-mail: alexandra.tuzova25@mail.ru
Аннотация. Введение. В статье представлены результаты сравнительного анализа личностных характеристик одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия.
Материалы и методы. Использовались методики «Тест жизнестойкости С. Мадди», «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, «Тест совладания с трудными ситуациями» Р. Лазаруса и С. Фолкмана, «Тест на определение стиля познания» Д. Колба, Тест «Определение творческих способностей» Х. Зиверта.
Результаты исследования. Для учащихся с высоким уровнем благополучия характерны конструктивные стратегии разрешения проблемных ситуаций, высокий уровень жизнестойкости и позитивное самоотношение. Учащиеся с низким уровнем благополучия характеризуются низкой степенью самопринятия, высокой степенью самообвинения, стремлением избежать решения проблем, отсутствием контроля над собственной жизнью.
Заключение. Результаты исследования показали, что существуют взаимосвязи между психологическим благополучием одарённых учащихся и показателями их жизнестойкости, копинг-стратегиями, самоотношением, стилем познания и креативностью. Выявлено, что учащиеся с разным уровнем благополучия различаются по ряду изучаемых характеристик.
Ключевые слова: психологическое благополучие, одарённость, специализированные школы, личностные характеристики, жизнестойкость, самоотношение, копинг-стратегии, креативность.
Для цитирования: Лактионова Е. Б., Кондакова И. В., Тузова А. С. Личностные особенности одарённых учащихся с разным уровнем психологического благополучия // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 234–246. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-234-246
DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-234-246
УДК: 159.928.22
Дата поступления в редакцию: 22.04.2021
Список литературы:
1. Балаш А. В., Топоева Е. Ю. Особенности психологического благополучия старших подростков с признаками одаренности // Вестник науки и образования. 2020. № 1 (79). С. 101–105. DOI: 10.24411/2312-8089-2020-10104
2. Батухтина Т. В. Психологические ресурсы адаптации к стрессовым ситуациям у творчески одаренных подростков. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 145–150.
3. Ермаков П. Н., Дикая Л. А., Кац Е. Б. Психофизиологические и психологические особенности одаренных старшеклассников, испытывающих психологические трудности // Российский психологический журнал. 2009. № 3. Т. 6. С. 10–21.
4. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112.
5. Лактионова Е. Б., Баева И. А., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С. Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 31–41.
6. Лактионова Е. Б., Орлова А. В., Кондакова И. В. Ресурсы психологического благополучия одаренных учащихся в отечественных и зарубежных исследованиях // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 74–84.
7. Леонтьев Д. А., Братусь Б. С. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1. 2002. С. 56–65.
8. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. doi: 10.17223/17267080/62/37
9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.
10 Мякотина Л. В. Особенности социальной адаптации и социализации творчески одарённых школьников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. Т. 9. № 4. С. 34–41.
11. Определение вашего стиля познания по методу LSI [Электронный ресурс]: статья Дэвида А. Уэттена в сокращённом и адаптированном переводе. URL: http:// www. http://www.elitarium.ru/stil-obuchenie-informaciya-poznanie-put-issledovanie-opytproblema-nablyudenie-ehksperimentirovanie-abstraktnaya-rezultat/ (дата обращения: 18.04.2021).
12. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 123–130.
13. Фадеева Е. И., Ясюкевич М. В. От выбора профессии к успеху в жизни: учебное пособие. М. : Перспектива, 2008. 125 с.
14. Щербинина О. С. Особенности взаимоотношений одаренных школьников с микросоциумом в современных образовательных условиях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 2. С. 17–20.
15. Яшкин М. А., Солобутина М. М. Особенности личностной идентичности и социально-психологической адаптации одаренных подростков // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 3. С. 82–86.
16. . Ryff С. D., Keyes С. L. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 (4). Pp. 719–727. DOI:10.1037/0022-3514.69.4.719