Самообразование педагога общеобразовательной организации в условиях развития правовой компетентности

Автор(ы):

Денис Валерьевич Грак, аспирант, https://orcid.org/0000-0003-4423-7985, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89, тел.: +7 (391) 2217399, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Насыщение общеобразовательной среды правовыми отношениями в совокупности с масштабными обновлениями российского законодательства требуют адекватного и своевременного реагирования со стороны субъектов подготовки и развития педагогических кадров. Вместе с тем наметилось отставание в правовой подготовке педагогов общеобразовательной организации, что ориентирует на использование педагогами альтернативных сценариев развития правовой компетентности. В статье перед нами поставлена задача по определению места самообразования в развитии правовой компетентности педагога общеобразовательной организации.

Материалы и методы. Исследование проведено в рамках компетентностного подхода, теоретических положений самообразования и непрерывного профессионального образования.

Результаты исследования. В рамках исследования выделены особенности и ресурсы правового самообразования педагога общеобразовательной организации, представлена профессиональная программа самообразования, охарактеризована модифицированная методика В. Г. Маралова, приведены результаты её апробации.

Заключение. Установлено, что внедрение условий развития правовой компетентности педагога общеобразовательной организации может оказывать влияние на способность педагога к правовому саморазвитию.

Ключевые слова: педагог общеобразовательной организации, развитие правовой компетентности, самообразование

Для цитирования: Грак Д. В. Самообразование педагога общеобразовательной организации в условиях развития правовой компетентности // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 2 (55). С. 203–218. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-2-203-218

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-203-218

УДК 37.08

Статья поступила в редакцию 30.03.2022, одобрена после рецензирования

20.05.2022, принята к публикации 23.05.2022.

Список источников:

1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 2. М. : БРЭ, 1993. 669 с.

2. Медведев И. Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Образование и наука. 2012. № 2 (91). С. 32–42.

3. Баранников А. В. Организационно-учебная работа в современных условиях распределенного образования // История и педагогика естествознания. 2016. № 2. С. 21–

28.

4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 1989. 558 с.

5. Mirzagitova A. L., Akhmetov L. G. Self-Development of Pedagogical Competence of Future Teacher // International Education Studies. 2015. Vol. 8. № 3. Pp. 114–121. DOI:10.5539/ies.v8n3p114

6. Corry M., Stella J. Teacher self-effi cacy in online education: a review of the literature. 2018. Vol. 26. Pp. 1–12. DOI:10.25304/rlt.v26.2047

7. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. М. : Норма, 2008. 432 с.

8. Тарасенко Е. В., Осипова О. П. Понятие самообразования учителя как объекта внешнего управления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. № 23 (199). С. 28–31.

9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений под ред. В. А. Сластенина. М. : Академия, 2008. 567 с.

10. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Самообразование парадигма XXI века // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 25–32.

11. Адольф В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя : диссертация … д-ра пед. наук : 13.00.01. М., 1998. 357 с.

12. Адольф В. А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 5–11.__

13. Злотникова Е. А. Становление самообразовательной компетенции как ценности у будущих бакалавров-педагогов в образовательном процессе интерактивного обучения // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–8. С. 1768–1773.

14. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. М. : Академия, 2004. 256 с.

15. Кузнецов Ю. Ф. Деятельностный подход к учению и основные категории педагогики // Специальное образование. 2006. № 6. С. 29–38.

16. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М. : Политиздат, 1978. 272 с.

17. Казанцева А. А. Внутренняя мотивация как условие профессионального самообразования педагога дошкольной образовательной организации // Ученые записки

Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2017. Т. 12. № 2. С. 52–59.

18. Литвиненко Т. В. Мотивация развития профессионально важных качеств личности педагога в процессе самообразования // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5 (17). С. 271–273.

19. Грак Д. В. Актуальные аспекты изучения мотивационно-ценностного компонента правовой компетентности педагога общеобразовательной организации // Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых : Материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Электронное издание. Красноярск, 20 мая

2020 года. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2020. С. 11–13.

20. Кисель О. В. Развитие цифровой компетенции педагога // Цифровизация образования: вызовы современности : сборник трудов конференции. Чебоксары : Среда, 2020. С. 55–57.

21. Кутузова З. Ю., Кутузов А. В. Непрерывное профессиональное цифровое обучение как приоритетное направление в саморазвитии и самосовершенствовании для преподавателя // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 4 (13). С. 44–49.

22. Адольф В. А., Грак Д. В. Правовые основы профессиональной педагогической деятельности в современной общеобразовательной организации : учебно-методическое пособие. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2021. 164 с.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 35 | Скачиваний: 25