Культурологические основания педагогического взаимодействия в школах Японии

Автор(ы):

Лариса Николаевна Данилова, доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории педагогики, https://orcid.org/0000-0002-1272-401X, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108, тел.: +7 (4852) 302325, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Феномен педагогического взаимодействия является одним из базовых в образовательной системе любого государства. Под ним понимаются формы коммуникации субъектов образования в ходе учебно-воспитательной работы. Несмотря на универсальность феномена, специфика такой коммуникации зависит от особенностей культуры конкретных стран и их образования. Эту идею подтверждает пример Японии, где педагогическое взаимодействие отличается собственными характеристиками. Цель статьи заключается в выявлении и анализе особенностей системы педагогического взаимодействия в школах Японии с позиций культурологического подхода. Для этого использованы следующие методы: теоретический анализ научной и научно-методической литературы по проблемам коммуникации в педагогическом процессе на русском, японском и английском языках; контент-анализ; историко-педагогический анализ японского образования; культурологический анализ взаимосвязей в традициях японского общения; индукция; сравнение; описание.

Результаты исследования. В статье выделены ключевые особенности коммуникации между учителями и школьниками, в основе которых лежат такие культурологические факторы, как ритуальный характер японской культуры, отражающийся на невербальном и речевом уровнях общения, и коллективное сознание японского общества. Определена специфика этиологии педагогического взаимодействия в японской школе и проанализированы его теоретические основания, проиллюстрированные на примерах из современного японского образования. Проведено сравнение между коллективным подходом к воспитанию как фактором педагогического взаимодействия в японской образовательной практике и теорией А. С. Макаренко.

Обсуждение и заключение. Выделенные особенности педагогического взаимодействия носят традиционный устойчивый характер. Современная школа Японии сталкивается с мелкими попытками их либерализации и упрощения, однако традиционализм очень устойчив, поддерживаемый менталитетом и культурными нормами общества. Управляемые педагогом социальные связи ученика с микрогруппой и классом относятся к горизонтальной линии педагогического взаимодействия, более формализованного в речевом отношении.

Ключевые слова: образование в Японии, педагогическое взаимодействие, коммуникация, традиции социального взаимодействия, групповое сознание

Для цитирования: Данилова Л. Н. Культурологические основания педагогического взаимодействия в школах Японии // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 248–260. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-248-260

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-248-260

УДК: 37.062

Статья поступила в редакцию 14.07.2022, одобрена после рецензирования 19.07.2022, принята к публикации 22.07.2022.

Список источников:

1. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Прoсвещение, 1988. 479 с.

2. Леонтьев A. A. Психология общения. М. : Смысл, 1999. 365 с.

3. Hiroshi S. Education Communication Theory: Re-questioning education from ”relationship”. Kyoto: Kitaoji Shobo, 2011. 236 р.

4. Корнева А. Г. Молчание в японской культуре (опыт лингвосемиотического анализа) // Вестник Новосибирского государственного университета. 2007. Т. 5. № 2. С. 70–77.

5. Miyanaga K. The Creative Edge: Emerging individualism in Japan. New Brunswick : Transaction Publishers, 1993. 137 p. 6. Matsumoto D., Kudoh T., Takeuchi S. Changing pattern of individualism and collectivism in the United States and Japan // Culture and Psychology. 1996. No. 2. Pp. 77–107. doi:10.1177/1354067X9621005

7. Ogihara Y. The rise in individualism in Japan: Temporal changes in family structure, 1947-2015 // Journal of cross-cultural psychology. 2018. Vol. 49. Iss. 8. Рр. 1219–1226. [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/325256880_The_ Rise_in_Individualism_in_Japan_Temporal_Changes_in_Family_Structure_1947-2015 (accessed: 15.05.2022). https://doi.org/10.1177/0022022118781504

8. McDaniel E. R., Katsumata E. Enculturation of values in the educational setting: Japanese group orientation. Intercultural Communication: A Reader. L. A. Samovar, R. E. Porter, E. R. McDaniel (eds.). London : Wadsworth Cengage Learning, 2012. Pp. 400-413.

9. Kusanagi K. N., Takahashi F., Tan C.-Y., Tsuneyoshi R. Implications of comparing school cleaning across educational contexts: Interpretation and practice in Japan, Taiwan, and Singapore. Tokkatsu: The Japanese Educational Model оf Holistic Education. Tsuneyoshi R. (ed.). Singapore : World Scientific Publishing, 2019. Pp. 121–139.

10. Toda Yu. Bullying (Ijime) and related problems in Japan. History and research. School Bullying in Different Cultures Eastern and Western Perspectives. Cambridge : University Printing House, 2016. Рp. 73–92. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9781139410878.007

11. Taki M. ‘Ijime bullying’: characteristic, causality and intervention, Measures to Reduce «Bullying in Schools» [Electronic resource]. Oxford-Kobe Seminars. Kobe, 2003. URL: https://www.nier.go.jp/a000110/IjimeBullying2003Kobe.pdf (accessed 04.07.2022).

12. Прасол А. Ф. Особенности национальной педагогики в Японии // Япония. Путь кисти и меча. 2002. № 3. С. 12–17.

13. Все лучшие методики воспитания детей в одной книге / ред. Е. Парфенова. М. : АСТ, 2015. 528 с.

14. Ogiue Т., Uchida R. Black school rules. The reality of wanton suffering. Tokyo : 

Toyokan Publishing, 2018. 260 р.

15. Shimbun M. «Black dyeing extortion» proceedings: Osaka Prefecture District court decision for compensation of 330,000 yen [Electronic resource]. The Mainichi Newspapers. 02.16.2021. URL: https://mainichi.jp/articles/20210216/k00/00m/040/080000c (accessed: 06.07.2022)

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 48 | Скачиваний: 24