Философия воспитания оптимизма: авторская интерпретация идей Сартра-Франкла-Макаренко

Автор(ы):

Юлия Владимировна Андреева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры политологии, истории, теории государства и права, https://orcid.org/0000-0003-0377-8427, Башкирский институт социальных технологий

450054, Россия, г. Уфа, проспект Октября, 74/2, тел.: +7 (347) 2163105, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Сегодня, в условиях кризиса образования, перевода его на дистанционные рельсы в связи с повышенной заболеваемостью коронавирусом проблема развития индивидуальности личности в процессе воспитания и обучения по-прежнему остаётся ключевой. В поисках принципов и методов развития оптимизма как индивидуального качества личности мы обратились к экзистенциальному анализу и гуманистическому подходу.

Материалы и методы. Методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация теоретических положений Ж.-П. Сартра, В. Э. Франкла, А. С. Макаренко и их авторская интерпретация) позволили заключить, что А. С. Макаренко ввёл термин «оптимизм» в научный оборот педагогики. В экзистенциальной философии того же исторического периода допускались представления о том, что человек способен бороться с трудностями, мужественно их преодолевать, опираясь не только на цель, но и на собственный выбор и смысл, который открывается ему в преодолении (Ж.-П. Сартр, В. Э. Франкл).

Результаты. Из чего мы можем заключить, что оптимизм есть индивидуальное качество личности, основанное на врождённой мотивации к смыслу и приобретаемое в процессе преодоления трудностей на пути к нему, а значит, его можно развить в деятельности по преодолению трудностей. Мы выделили ряд философско-педагогических принципов и методов, позволяющих, на наш взгляд, развить оптимизм как разновидность духовной стойкости личности, и в этом новизна нашего исследования.

Заключение. Отмечено, что философские принципы и педагогические приёмы действуют при условии вариативности их построения.

Ключевые слова: мужество, трудности, педагогика, воспитание, оптимизм, экзистенциализм, личность

Для цитирования: Андреева Ю. В. Философия воспитания оптимизма: авторская интерпретация идей Сартра-Франкла-Макаренко // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 261–267. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-261-267

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-261-267

УДК: 37.01;141.21

Статья поступила в редакцию 24.06.2022, одобрена после рецензирования 26.08.2022, принята к публикации 30.08.2022.

Список источников:

1. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник; пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

2. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М: Изд-во АСТ, 2015. 703 с.

3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии; пер. с фр. В. И. Колядко. М. : АСТ, 2020. 1072 с.

4. Сартр Ж-П. Тошнота; пер. с фр. и примеч. Ю. Я. Яхниной. М. : АСТ, 2021. 320 с.

5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм; пер. с фр. М. Грецкого. М. : Изд-во иностр. лит., 1953. 44 с.

6. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М. : Альпина нонфикшн, 2022. 239 с.

7. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. В. кн.: Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 118–126.

8. Макаренко А. С. Педагогические соч. в 8 т. Т. 4. М. : Педагогика. 1984. 255 с.

9. Андреева Ю. В. Оптимизм в экзистенциальной философии и педагогике: парадоксы и методологические основания // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4.

С. 235–239.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 44 | Скачиваний: 18