Технология лонгрид в школьном литературном образовании: варианты и вариации
Автор(ы):
Елена Станиславовна Романичева, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик, https://orcid.org/0000-0003-2649-3715, Научно-исследовательский институт урабанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет
129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, тел.: +7 (499) 1812462, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Во введении автор проблематизирует противоречие, сложившееся между современными практиками чтения, которые актуальны для сегодняшних школьников, и ориентированном почти на двухвековую традицию подходом к изучению эпического произведения. Автор утверждает, что изменение способа взаимодействия текста и читателя, которое изменилось, современная методика литературы не может игнорировать: она должна искать новые подходы и технологии и показывать их ресурсы.
Материалы и методы. Такой технологией автор считает лонгрид, потенциал которого как практики чтения и методической технологии достаточно велик: это показали исследователи, которые «перенесли» его из журналистики в область образования. Автор статьи также утверждает, что освоение любой технологии возможно только на практике, в идеале в пространстве горизонтальных профессиональных связей, которые возникают неформально. Последнему критерию отвечала Летняя школа для учителей литературы в Ясной Поляне, куда автор был приглашён в качестве преподавателя. Методическое занятие для слушателей подразумевало знакомство с новой технологией (в данном случае ‒ лонгрид) для работы с классическим текстом и её освоение на практике. А для автора статьи как разработчика и ведущего занятие открывало возможность беседы с учителями, их анкетирования и включённого наблюдения над их групповой работой, что позволяло оценить ресурсы технологии объективно.
Обзор литературы. В процессе разработки методического занятия, изучая лонгрид и осмысляя сделанное исследователями и учителями-практиками, автор пришёл к выводу, что эта технология особенно эффективна при организации изучения объёмных эпических произведений, в первую очередь романа Л. Н. Толстого «Война и мир», для поэтики которого характерно противо- и сопоставление героев, событий, ситуаций, смена точек зрения (от героев, от автора) и который достаточно кинематографичен, что позволяет использовать технологию лонгрид, подразумевающую смену «субъективных точек зрения», выход в мультимедийное чтение как актуальную читательскую практику. Этот вывод автор сделал на основе анализа тщательно отобранных филологических и методических исследований: они приведены в библиографии.
Результаты. В этой части статьи приведены результаты работы групп, которые, читая и анализируя текст сцены охоты («Война и мир» Л. Н. Толстого, т. 2, ч. 4, гл. 3‒5), предлагали свои варианты построения лонгрида. Приведённое описание ясно показывает ресурность технологии, её образовательные возможности и демонстрирует разные подходы к определению содержания лонгрида и его структуры. В статье приведены и прокомментированы интересные и подчас неожиданные методические решения, которые стали своеобразным итогом работы учителей-словесников на занятии в школе.
В заключение на основе анализа анкет слушателей школы автор делает вывод о том, что ресурсность технологии однозначно признаётся учителями-словесниками, они готовы внедрять эту технологию в практику собственной работы. Однако, оценивая происходящее и сквозь «субъективную» призму методиста-исследователя, автор утверждает: в процессе осмысления и практического освоения лонгрида учителя создали его новый образовательный вариант ‒ лонгрид-навигатор, вырастающий из текста, дальнейшая работа над которым позволяет ученикам освоить новые практики чтения, актуальные для объёмного эпического текста, в том числе и мультимедийного.
Ключевые слова: практики чтения, субъектность (агентность) читателя, технология лонгрид, Л. Н. Толстой «Война и мир», сцена охоты, практика освоения технологии, лонгрид-навигатор как вид лонгрида
Для цитирования: Романичева Е. С. Технология лонгрид в школьном литературном образовании: варианты и вариации // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 3 (56). С. 294‒307. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-3-294-307
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-3-294-307
УДК: 371.33
Статья поступила в редакцию 04.08.2022, одобрена после рецензирования 26.08.2022, принята к публикации 30.08.2022.
Список источников:
1. Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. Ю. П. Мелентьевой. М. : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021. 449 с.
2. Казакова Е. И. Педагогика текста в современной дидактике // На путях к новой школе. 2010. № 1. с. 6‒10 // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21015166_28004891.htm/ (дата обращения: 20.07.2022).
3. Гудова М. Ю. Чтение как культурная практика: обоснование методологии исследования // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 3 (39). С. 82‒88.
4. Сосновская И. В. Методические ресурсы феномена визуализации в обучении литературе // Литература в школе. 2021. № 1. С. 94‒107. DOI: 10.31862/0130-3414-2021-1-94-107
5. Сосновская И. В., Островская В. В. Активизация работы с нелинейным знанием как мотивационный аспект современного урока [электронный ресурс] // URL: «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» ‒ международный информационно-аналитический журнал. № 2 (09). Сентябрь 2014. URL: http://ce.if-mstuca.ru/ (дата обращения: 24.07.2022).
6. Mayer R. E. Multimedia learning. New York: Cambridge University Press, 2001. 222 p.
7. Реморенко И. М., Крючкова О. Н. Проблемы институционального оформления деятельностного подхода // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2021. № 4 (58). С. 50–66. DOI: https://doi.org/10.25688/2076- 9121.2021.58.4.03
8. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. М. : Симпозиум, 2002. 288 с.
9. Рыбникова М. А. Приемы письма в «Войне и мире» // По вопросам композиции. М., 1924. С. 5‒21.
10. Сосновская И. В., Сосновский И. З. Ресурсы технологии лонгрид в литературном образовании // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 183–197. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-183-197
11. Малышева Е. Н. Применение современной технологии лонгрид на уроках литературы при знакомстве с биографией писателя // Магистр ‒ науке и образованию: актуальные проблемы современного литературного образования : мат-лы VII междунар. науч. видеоконф. М. : изд-во Московского педагогического государственно университета, 2021. С. 58‒66.
12. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. М. : Художественная литература, 1935‒1958. (В дальнейшем все цитаты приводятся по этому изданию с указанием тома и номера страницы после указания на источник.)
13. Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» ; 3-е. изд. М. : Художественная литература, 1978. 103 с.
14. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя. М. : Просвещение, 1964. 304 с.