Повышение воспитательной компетентности родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха

Автор(ы):

Марина Васильевна Жигорева, доктор педагогических наук, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики, https://orcid.org/0000-0003-4026-2358, Московский педагогический государственный университет

119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (499) 2468762

Нура Алхури, выпускница по программе «аспирант» специальность 13.00.03. коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия, https://orcid.org/0000-0003-1878-3560, Московский педагогический государственный университет

119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, строение 1, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (499) 2468762

Аннотация. Введение. В статье освещаются вопросы повышения воспитательной компетентности родителей детей с нарушениями слуха с позиций того, что семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребёнка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое, социальное развитие и профессиональное самоопределение с учётом особых образовательных потребностей. Анализ научно-педагогической литературы позволяет констатировать, что проблема выбора профессии имеет важное теоретико-прикладное значение для решения задач мировой общественной практики и с учётом масштабности проблемы профориентации старшеклассников с нарушениями слуха и участия семьи в данном вопросе исследование проводилось в России и Сирии.

Материалы и методы. Использовались аналитические методы (изучение и анализ психолого-педагогической научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение педагогического опыта); диагностические (анкетирование, анализ документов, беседы); статистические (количественный и качественный анализ полученных результатов и обработка данных эксперимента).

Результаты исследования. Данные экспериментального исследования по изучению семейной позиции в отношении профессионального самоопределения ребёнка с нарушениями слуха и выявления недостатков и проблем, с которыми сталкиваются родители, послужили основой для определения путей повышения воспитательной компетенции родителей в вопросах профориентации обучающихся с нарушениями слуха. Результаты исследования заключаются в разработке содержания этапов работы с родителями обучающихся с нарушениями слуха по формированию их воспитательной компетентности в вопросах профориентации в семейных условиях с учётом особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха, определены формы и содержание воспитательной работы в семье; разработана компьютерная программа «Твоя профессия», с помощью которой расширяются знания старшеклассников с нарушениями слуха и родителей о мире профессий; разработаны критерии и показатели сформированности готовности родителей к профориентационной работе с детьми.

Заключение. Семья играет исключительно важную роль при решении проблем профессионального самоопределения лиц с нарушениями слуха, поскольку она составляет ближайшее окружение ребёнка, где формируются:1) самооценка ребёнка; 2) картина мира; 3) его представления о своём месте в окружающем мире; 4) профессиональные установки и понимание мира профессии. Поэтому стиль воспитания и уровень взаимодействия в семье, развитие направленности детей на успех, организация образовательно-развивающей среды в семейных условиях помогают преодолевать возникающий кризис, связанный с необходимостью выбора своего профессионального пути. Опыт работы с родителями обучающихся с нарушениями слуха показал, что семья обладает широкими потенциальными возможностями для создания благоприятных условий развития и воспитания своего ребёнка в вопросах профориентации. Предлагаемые мероприятия, способствующие повышению воспитательной компетентности родителей по профориентации детей с нарушениями слуха, доступны для реализации в работе с родителями детей различных нозологических групп и в любой стране.

Ключевые слова: профориентация старшеклассников с нарушениями слуха, профессиональное самоопределение, семья, образовательная компетентность родителей, рынок труда

Для цитирования: Жигорева М. В., Алхури Н. Повышение воспитательной компетентности родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 381–397. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-381-397

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-381-397

УДК: 376.3+37.018.26

Статья поступила в редакцию, одобрена после рецензирования 07.12.2022, принята к публикации 10.12.2022.

Список источников:

1. Patton W. The nexus between vocational education and career education in schools: In Competition or Each Defining a Place for the Other? // Australian Journal of Career Development. 2000. № 9(3). Pp. 34–39.

2. Кондратьева О. Г. Роль и место образовательной организации в профессиональном самоопределении детей и молодежи на уровне городских и поселковых муниципальных образований : сборник ОГАОУ ДПО ИИПКРО. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. 353 с.

3. Shogren K. A., Wehmeyer M. L., Palmer S. B., Rifenbark G. G., & Little, T. D. Relationships between self-determination and postschool outcomes for youth with disabilities // The Journal of Special Education. 2015. № 48(4). Pp. 256–267.

4. Русанова А. А. Профессиональное самоопределение в структуре социального самоопределения студенческой молодежи (социологический анализ) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 4. С. 163–172.

5. Punch R., Hyde M., & Creed P. A. Issues in the school-to-work transition of hard of hearing adolescents. American Annals of the Deaf. 2004. № 149(1). Pp. 28–38 DOI:10.1353/aad.2004.0015

6. Beauchamp H., & Kiewra K. R. (2004). Assessment of career maturity and selfadvocacy skills. In E. M. Levinson (Ed.), Transition from school to post-school life for individuals with disabilities. 2004. Pp. 150–188.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004, 302 с.

8. Соловьева А. В. Семья как фактор профессионального самоопределения молодежи // Научные исследования в образовании. 2008. № 5. С. 58–60.

9. Metheny J., McWhirter E. H. Contributions of social status and family support to college students’ career decision self-efficacy and outcome expectations // Journal of Career Assessment. 2013. № 21. Pp. 378–394. doi:10.1177/1069072712475164

10. Diemer M. A. Parental and school influences upon the career development of poor youth of color. Journal of Vocational Behavior. 2007. № 70, Pp. 502–524. doi:10.1016/j.jvb.2007.02.003

11. Волосовец Т. В. Перспективы развития профессионального образования инвалидов в России // Дефектология. 2004. № 3. С. 3–7.

12. Кобак В. А. Интегративная образовательная система начальной профессиональной подготовки рабочих технического профиля : автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб, 2004. 42 с.

13. Пенин Г. Н., Пономарева З. А., Красильникова О. А., Кораблева Л. В. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учебное пособие. Спб. : КАРО, 2006. 496 с.

14. Богданова Т. Г., Степанова Н. А., Bовненко К. Б., Попова Т. М. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ, учреждений высш. образования. М. : Академия, 2014. 240 с.

15. Punch R., Hyde M., Creed P. A. Issues in the school-to-work transition of hard of hearing adolescents // American Annals of the Deaf. 2004. 149(1). Pp. 28–38. doi: 10.1353/aad.2004.0015

16. Речицкая Е. Г., Богданова Т. Г., Горбунова Е. А. и др. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» ; в 2 ч. ; ч. 2. M. : ВЛАДОС, 2009. 389 с.

17. Bennett K. S., Hay D. The role of family in the development of social skills in children with physical disabilities. International Journal of Disability, Development and Education. 2007. Vol. 54. Issue 4. Pp. 81–397. DOI: 10.1080/10349120701654555

18. Schroedel J. Helping adolescents and young adults who are deaf make career decisions. Volta Review, 1992. № 94. Pp. 37–46.

19. Jamieson J. R., Zaidman-Zait A., Poon B. (2011). Family support needs as perceived by parents of preadolescents and adolescents who are deaf or hard of hearing. Deafness and Education International. 2011. № 13 (3). Pp. 110–130. doi:10.1179/1557069 X11Y.000000005

20. Fordyce et al. Post-School Transitions of People who are Deaf or Hard of Hearing [Electronic resource]. University of Edinburgh. 2013. P. 216. URL: http://www.docs.hss. ed.ac.uk/education/creid/Reports/30iii_NDCS_PostSchTransit_FinalRpt.pdf (accessed: 04.07.2022).

21. Young А., Oram R., Squires G., Sutherland H. Identifying Effective Practice in the Provision of Education and Education Support Services for 16–19 Year Old Deaf Young People in Further Education in England. University of Manchester. 2015. 116 р.

22. Ярошевич Н. О. Проблемы социализации глухого подростка // Вопросы теории и практики сурдопедагогики: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. М. : Альфа, 2000. 112 с.

23. Warick R. A profile of Canadian hard-of-hearing youth. Journal of Speech Language Pathology and Audiology, 1994. 18(4). Рр. 253–259

24. Старобина Е. М. Подготовка к трудовой деятельности в процессе профессиональной ориентации старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. 119 с.

25. Luzzo D. A., Hitchings W. E., Retish P., & Shoemaker A. Evaluating differences in college students’ career decision making on the basis of disability status. The Career Development Quarterly. 1999. № 48. Рр. 142–156.

26. Жигорева М. В., Алхури Н. Пути оптимизации профориентации старшеклассников с нарушениями слуха в России и Сирии // Дефектология. 2021. № 4. С. 51–60.

27. Жигорева М. В., Алхури Н. Изучение состояния профориентации старшеклассников с нарушениями слуха в России и Сирии // Наука и школа. 2021. № 2. С. 199–209.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 21 | Скачиваний: 12