Фасилитация как средство эффективного взаимодействия педагогов в процессе обучения

Автор(ы):

Любовь Енжаповна Халудорова, доктор педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, https://orcid.org/0000-0003-4527-7460, Бурятский республиканский институт образовательной политики

670000, Россия, Улан-Удэ, ул. Советская, 30, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (3012) 211361

Аннотация. Введение. Актуальность рассмотрения понятия фасилитации в дополнительном профессиональном педагогическом образовании обусловлена происходящими социокультурными трансформациями в мире, в обществе. Глобальные вызовы времени, безусловно, диктуют множество парадигм и подходов в непрерывном повышении профессионального мастерства педагогов. Эти процессы, в свою очередь, влекут за собой изменения в выстраивании личностно-ориентированного, эффективного взаимодействия педагогов в процессе обучения по программам повышения квалификации.

Цель исследования: изучение вопросов осознания (рефлексии) педагогом собственной деятельности через фасилитирующую позицию преподавателя при организации обучения в дополнительном профессиональном образовании и продуктивное взаимодействие, основанное на принципах сотрудничества.

Методы исследования. В статье рассматривается теоретический аспект, раскрывающий особенности феномена фасилитации, качеств и навыков, присущих фасилитатору. Использовались методы анкетирования, беседы, метод вопросов самому себе (К. Роджерс).

Результаты исследования: автором проанализирован теоретический материал по фасилитации, дано рабочее определение понятия «фасилитация», выявлены особенности фасилитации как эффективного средства взаимодействия педагогов в процессе обучения.

Заключение. Внедрение фасилитации в процесс обучения педагогов способствует совершенствованию их профессиональных навыков, переосмыслению их роли в постоянно изменяющихся условиях и выстраиванию взаимодействия на принципах сотрудничества: доверия, эмпатии, взаимного понимания и принятия других.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, процесс обучения, фасилитация, фасилитационные методы, совместная деятельность, эффективное взаимодействие, качества и навыки фасилитатора

Для цитирования: Халудорова Л. Е. Фасилитация как средство эффективного взаимодействия педагогов в процессе обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 451–459. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-451-459

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-451-459

УДК: 378.046.4

Статья поступила в редакцию 04.09.2022, одобрена после рецензирования 02.12.2022, принята к публикации 07.12.2022.

Список источников:

1. Rogers C. Freedom to learn for the 80’s; Columbus, Ohio, 1983. 370 р.

2. Шахматова О. Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития // Новые педагогические исследования. 2006. № 3. М. 118а–125.

3. Димухаметов Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. Магнитогорск, 2006. 398 с.

4. Загоруля Т. Б. Педагогическое проектирование модели актуализации личности студентов как носителей инновационной культуры в высшем образовании. Екатеринбург : Изд-во УГГУ, 2015. 205 с.

5. Schwarz R. The Skilled Facilitator: A Comprehensive Resource for Consultants, Facilitators, Managers, Trainers, and Coaches, Jossey-Bass, 2007. 432 p.

6. Фасилитация шаг за шагом [Электронный ресурс] : Портфолио инструментов для самообучения, предназначенное для фасилитаторов, работающих в сфере неформального образования; разработано ассоциацией MitOst и Коллегией имени Теодора Хойсса URL:https://interrasibir.ru/storage/editor/fasilitatsiya_shag_za_shagom.pdf (дата обращения: 25.11.2022).

7. Фанч Ф. Пути преобразования: учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям. Киев : Д. А. Ивахненко, 1997. 400 с.

8. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. 2003. № 8. С. 3–8.

9. Рябков А. М. Фасилитация в профессиональном образовании // Педагогика. 2008. № 1. С. 78–82.

10. Фаркова Т. В., Барановская Ю. Л. Фасилитация как средство активизации учебной работы студентов при обучении иностранным языкам // Вестник ИРГТУ № 9 (92), 2014. С. 347–351.

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 21 | Скачиваний: 25