Особенности подготовки будущего педагога сельской школы
Автор(ы):
Татьяна Александровна Ткачёва, аспирант, https://orcid.org/0000-0002-0782-9239, Иркутский государственный университет
664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (3952) 521900
Аннотация. Введение. Ретроспективный анализ научных работ, опубликованных в рецензируемых ведущих отечественных, зарубежных педагогических журналах и других научно-методических изданиях, доказал актуальность и значимость рассмотрения вопроса подготовки будущего педагога сельской школы. Анализ учебных планов педагогических направлений подготовки в системе среднего профессионального обучения и вуза показал, что действующая программа не в полной мере учитывает состояние и уровень компетенций будущих педагогов, необходимый для осуществления педагогической деятельности в условиях сельской среды. Большинство учебных дисциплин преподаётся без учета специфических условий и особенностей работы в сельской школе [17]. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью подготовки педагогических кадров сельской школы и отсутствием модели реализации данной подготовки. С учётом этого обстоятельства в статье представлен авторский план работы, направленный на формирование готовности будущих педагогов к осуществлению педагогической деятельности в условиях сельской среды. В соответствии с этим цель статьи заключается в обобщении педагогического опыта по вопросам подготовки будущего педагога сельской школы, на примере Ангарского педагогического колледжа.
Материалы и методы. В ходе исследования были реализованы следующие методы: метаанализ научной, психолого-педагогической литературы по вопросам подготовки педагогических кадров сельской школы, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование представителей/работодателей из сельской школы. Выделены актуальные направления педагогической работы в области подготовки будущего педагога сельской школы. К таковым относится:1) теоретическая подготовка (внедрение в комплекс учебных дисциплин содержательного материала, учитывающего специфику сельской среды);2) практическое применение полученных знаний, умений (создание педагогических условий для накопления педагогического опыта профессиональной деятельности у студентов педагогического колледжа в условиях сельской школы); 3) самосовершенствование/самопознание личности будущего педагога (триада его действий – «мыслить – планировать – находить»; «осмысливать –действовать – обосновывать»; «поступать –диагностировать – устанавливать» [12, с. 74]. В статье представлено описание программы практической работы, направленной на овладение будущими педагогами общими и профессиональными компетенциями в области реализации педагогической деятельности в условиях сельской среды.
Результаты исследования. На основании полученных данных был разработан курс по выбору «Школа как социокультурный и просветительский центр села». По результатам анкетирования, активного педагогического наблюдения сформирована группа студентов, преимущественно с высоким и средним уровнем готовности к педагогической деятельности в условиях сельской среды. Группа включала 43 студента с 1 по 4 курс специальности «Преподавание в начальных классах» Ангарского педагогической колледжа и его филиала в г. Усолье-Сибирское. Программу курса составили такие мероприятия, как: учебное занятие, семинар-практикум, внеучебное мероприятие (праздник, концерт, фестиваль, развлекательная программа, конкурс, выставка, акция) и др. В статье изложены примеры учебных занятий с подробным описанием особенностей их подготовки, структуры, методов и форм взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса. Особое внимание автор уделяет результатам работы будущих педагогов сельской школы в период прохождения производственной практики преимущественно в сельской местности (Ангарский городской округ, Усольский, Черемховский, Катангский, Жигаловский, Эхирит-Булагатский и другие районы). В завершении программы курса было организовано итоговое анкетирование участников группы. Сравнительный анализ показал следующие результаты: а) снизился процент студентов, испытывающих чувство тревоги в процессе педагогической деятельности (было – 18 %, стало – 10 %); б) возросла уверенность в конструктивном диалоге с разными категориями сельского населения (овладение технологиями активного слушания/элементы медиации), (было – 41 %, стало – 57 %); в) повысился уровень мотивации к освоению новых, нетрадиционных форм и методов обучения, воспитания сельских школьников (было – 64 %, стало – 82 %); г) ярко выражена заинтересованность в педагогической деятельности и, как следствие, жизнедеятельности в условиях сельской среды (было – 15 %, стало – 36 %).
Заключение. Практическая значимость работы заключается в предложенном автором плане практической работы, направленном на овладение будущими педагогами общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для реализации педагогической деятельности в условиях сельской среды. Выделены основные направления педагогической работы (а) теоретическая подготовка; б) практическое применение полученных знаний, умений; в) самосовершенствование/самопознание личности будущего педагога), определяющие успешность процесса подготовки будущих педагогов
сельской школы. Результаты исследования позволили выявить психолого-педагогические условия, которые повлияли на эффективность реализации программы по выбору «Школа как социокультурный и просветительский центр села» и практической работе в целом. К таковым следует отнести: формирование у студентов позитивной мотивации к работе, интеграцию психолого-педагогической и методической подготовки, использование витагенного опыта студентов, непрерывность теоретической и практической подготовки, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме [4]. Результаты исследования свидетельствуют об актуальности выбранной темы. При этом критический анализ полученных данных оставляет нишу для дальнейшего осмысления. Так, мы видим перспективу исследования в области рассмотрения организации просветительской деятельности в системе профессиональной подготовки будущего педагога сельской школы: пути, принципы, условия.
Ключевые слова: будущий педагог, сельская среда, сельская школа, профессиональная компетенция, подготовка педагогических кадров
Для цитирования: Ткачёва Т. А. Особенности подготовки будущего педагога сельской школы // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 502–516. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-502-516
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-502-516
УДК: 377.8
Статья поступила в редакцию 30.08.2022, одобрена после рецензирования 28.10.2022, принята к публикации 05.11.2022.
Список источников:
1. Гусев Д. А. О повышении профессиональной компетентности учителей сельских школ в использовании ИКТ на занятиях декоративно-прикладным творчеством // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 1-2. С. 27–31.
2. Волочкова Е. В. Создание модели школы «Сельская школа – образовательный социокультурный центр // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2014. № 2. С. 82–86.
3. Ткачёва Т. А. Просветительская деятельность будущего педагога в условиях сельской среды // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 2 (51). С. 222–233. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-2-222-233
4. Онышкив З. М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской национальной школе // КОНЦЕПТ. 2014. № 10. С. 51–55.
5. Башкирова О. Н. Модель подготовки будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса // Педагогика и психология. Вестник ЧГПУ. 2008. № 4. С. 11–20.
6. Гусев Д. А. Тенденции развития сельской школы в контексте реализации педагогического потенциала народно прикладного творчества // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С. 301–313.
7. Шобонов Н. А. Социально-педагогический потенциал сельской школы: историко-педагогический анализ: автореф. дис. ... д-ра пед. наук :13.00.01. Нижний Новогород, 2010. 52 с.
8. Горелова С. А. Образование школьников в контексте сельского социума // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 88. С. 181–185.
9. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р., Якушкина И. И., Матина Г. О., Мищенко А. С., Амбурцев Р. А., Загривная Т. А. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ: коллективная монография / под общ. ред. М.С. Якушкиной. СПб. : СПб ИУО РАО, 2016. 237 с.
10. Симбирцева Н. А., Челышева И. В. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4-5 (89-90). С. 127–140.
11. Гурьянова М. П. Развитие социально-педагогической деятельности с детьми и семьями в пространстве места жительства : монография. М. : Изд-во ФГБНУ «ИИД-СВ РАО», 2018. 155 с.
12. Маркова Н. Г. Профессиональная компетентность учителя в условиях сельской школы // Вестник Набережночелнинского гос. пед. ун-та. 2021. -№ 55-1 (34). С. 73–75.
13. Хусаинова Г. Р., Карстина С. Г., Галиханов М. Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 42–60
14. Гусев Д. А. Модель дидактической системы формирования компетенций у будущих педагогов сельской школы // Начальная школа. 2018. № 7. С. 44–49.
15. Ильясов Д. Ф., Буров К. С., Селиванова Е. А. Повышение профессиональной компетентности учителей, взаимодействующих с родителями, демонстрирующими модели неконструктивного поведения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 1 (46). С. 5–17.
16. Ткачёва Т. А. Стратегии родительского просвещения в условиях сельской среды // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт». Иркутск, 2021. С. 279–282.
17. Гусев Д. А., Повшедная Ф. В. Педагогика: дидактическая система подготовки учителя сельской школы : учебно-методическое пособие для вузов. СПб. : Лань, 2022. 116 с.
18. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: учебное пособие для вузов. Казань: Изд-во КГУ, 1998. 318 с.
19. Туарменский В. В. Специфика сельских территорий РФ в контексте обеспечения их устойчивого развития // Эпоха науки. 2019. № 19. С. 69–73. DOI:10.24411/2409-3203- 2019-1919
20. Горбушов А. А. Социокультурная деятельность сельской школы на примере проекта «Сельские школы РФ» и необходимость введения в законодательную базу понятия «сельская школа» // Вестник Набережночелнинского гос. пед. ун-та. Набережные Челны. 2021. № 55-2 (34). С. 15–17.