Сравнительный анализ совладающих стратегий поведения как характеристик личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся студентов
Автор(ы):
Юлия Викторовна Селиванова, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0003-2375-4131, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
410012, Россия, г. Саратов, Астраханская, 83, тел.: +7 (8452) 261696, juliaselivanova@mail.ru
Марина Дмитриевна Коновалова, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0003-4788-2023
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, 410012, Россия, г. Саратов, Астраханская, 83, тел.: +7 (8452) 261696, mdkonovalova@gmail.com
Елена Борисовна Щетинина, кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0001-8745-6673, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
410012, Россия, г. Саратов, Астраханская, 83, тел.: +7 (8452) 261696, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. В данной статье рассматриваются поведенческие стратегии преодоления стрессовых ситуаций и совладания с ними в качестве формально-динамических характеристик личностного самоопределения. Авторами предпринимается сравнительный анализ показателей копинг-стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся студентов.
Цель статьи: охарактеризовать особенности копинг-стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Материалы и методы. Содержание статьи опирается на результаты исследований студентов Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, проведённых авторами в 2020–2022 годах. В исследовании использовался опросник совладания со стрессом (К. Карвер, М. Шейер, Дж. Вейнтрауб, в адаптации О. Гордеевой, Е. Н. Осина, Е. А. Рассказовой, О. А. Сычева и В. Ю. Шевяховой).
Результаты исследования. Выделяются особенности предпочитаемых и отвергаемых стратегий совладания со стрессом у студентов с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с нормотипичными студентами. Данные особенности заключаются в выборе стратегий, направленных на действенный анализ ситуации и поиск практических путей её преодоления. Проводится сравнительный анализ предпочитаемых и отвергаемых стратегий по гендерному признаку.
Обсуждение и заключение. Констатируется общность формально-динамических характеристик личностного самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся. Подчёркивается необходимость учёта стратегий совладания со стрессовыми ситуациями как основы для разработки программ и моделей психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения.
Ключевые слова: личностное самоопределение, студенты с ограниченными возможностями здоровья, формально-динамические компоненты личностного самоопределения, копинг-стратегии
Для цитирования: Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Щетинина Е. Б. Сравнительный анализ совладающих стратегий поведения как характеристик личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся студентов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 4(57) С. 543–554 DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-543-554
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-543-554
УДК: 159.9.07
Статья поступила в редакцию 30.11.2022, одобрена после рецензирования 01.12.2022, принята к публикации 05.12.2022.
Список источников:
1. Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. No 2. С. 29–41.
2. Алехина С. В., Шеманов А. Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. Сер. Библиотека журнала «Психологическая наука и образование». М. : Изд-во МГГПУ, 2018. С. 5–13.
3. Александрова Л. А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2014. Т. 11. № 1. С. 133–163.
4. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В., Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. 2014 № 1. С. 50–59.
5. Журавлев А. Л, Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М. : Институт психологии РАН, 2007. 480 с.
6. Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Щетинина Е. Б. Содержательные характеристики личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья: результаты пилотажного исследования // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 4-1. С. 119–130. https://doi. org/10.34670/AR.2020.81.55.014
7. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально-психологическое пространство личности. М. : Изд- во ИП РАН, 2012. 496 с.
8. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Лебедева А. А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М. : Смысл, 2017. 79 с.
9. Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004. 57 с.
10. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. Т. 10. № 1. С. 82–118.