Технологии и факторы формирования этнокультурной идентичности молодёжи

Автор(ы):

Светлана Петровна Татарова, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности, https://orcid.org/0000-0002-6276-0852,  Author ID: 448887, Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, тел.: +7 (3012) 233326, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Светлана Александровна Харитонова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности, https://orcid.org/0000-0001-9600-5161,  Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, тел.: +7 (3012) 233326, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надежда Александровна Затеева, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности, https://orcid.org/0000-0001-6144-4922,

Восточно-Сибирский государственный институт культуры

670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, тел.: +7 (3012) 233326, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В условиях взаимопроникновения национальных культур, развития и унификации массовой культуры вопросы сохранения уникальности и неповторимости культуры этнических общностей напрямую зависят от их культурной и этнической идентичности. В связи с этим в работе рассматриваются подходы к понятию идентичности, выделяется этнокультурная идентичность, которая в условиях поликультурного региона является одной из значимых в структуре идентичностей личности.

Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования является комплекс педагогических, философских, культурологических подходов к пониманию идентичности, факторов и способов формирования этнокультурной идентичности. В качестве эмпирической основы исследования выступают результаты социологического исследования, проведённого авторами среди бурятского населения Республики Бурятия в 2020 г.

Цель исследования: определение факторов формирования этнокультурной идентичности и социально-культурных технологий, применяемых в работе с молодым поколением для содействия данному процессу.

Результаты исследования. На формирование и развитие этнокультурной идентичности влияет сложный комплекс условий и факторов, а также разнообразные социальные институты. Авторы особое внимание уделяют ряду показателей этнокультурной идентичности, которые формируются как следствие традиционного и приемлемого в семье социального опыта, выступающего частью этнокультуры, осуществляющей трансляцию этнических особенностей исподволь, в ходе повседневного общения и взаимодействия членов микросоциума. На основе авторского социологического исследования в работе демонстрируются проявления разнообразных факторов, влияющих на этническую идентичность. Делается акцент на технологиях, реализуемых в образовательных и культурно-досуговых учреждениях, направленных на поддержание культуры и традиций этноса, что, в свою очередь, влияет на этнокультурную идентичность его членов.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, этнос, идентификация, этнокультура, инкультурация

Для цитирования: Татарова С. П., Харитонова С. А., Затеева Н. А. Технологии и факторы формирования этнокультурной идентичности молодёжи // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 3. C. 304–316. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-304-316

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-3-304-316

УДК: 376.7

Статья поступила в редакцию 24.01.2023, одобрена после рецензирования 13.08.2023, принята к публикации 20.08.2023.

Список источников:

1. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д. : Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. 199 с.

2. Извеков А. И. Трактовка термина «идентичность»: методологические аспекты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота. 2015. № 3, Ч. 3.

С. 64–69.

3. Прокопишина Н. А. Факторы формирования национального менталитета России и США: компаративный анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. Новочеркасск, 2002. 28 с.

4. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия идентичность: теоретические и методологические основания [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. Серия: Психология. 2005. Вып. 1 (45). С. 13–17. URL: http://vestnik.tspu.ru/files/vestnik/PDF/articles/sapozhnikova_r._b._13_17_1_45_2005.pdf (дата обращения: 01.03.2021).

5. Lyotard J. F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. University of Minnesota Press, Minneapolis. 1984. P. 15.

6. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология (избранные главы). М. : Аспект-Пресс, 1999. 271 с.

7. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М. : Наука, 1983. 414 с.

8. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история ; 2-е доп. и испр. изд. М. : Наука, 1979. 236 с.

9. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М. : Смысл, 1998. 388 с.

10. Стефаненко Т. Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России : сб. статей. М. : Моск. обществ. науч. фонд, 2001. С. 11–30.

11. Репринцев А. В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности – к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 1 (25). С. 26–39.

12. Ибрагимова Л. А., Салаватова А. М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4. С. 79–83.

13. Николаева Т. Н. Этнокультурный компонент содержания образования в межкультурном контексте // Этническая культура. 2021. Т. 3, № 3. С. 37–39. DOI: 10.31483/r-99017

14. Леонтьев Д. А., Савельева О. О. Идентичность. [Электронный ресурс] : Большая российская энциклопедия. 2004–2017. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2000174 (дата обращения: 25.02.2022).

15. Шеманов А. Ю. Проблема самоидентификации как предмет исследования // Постижение культуры. Ежегодник. М., 1998. Вып. 7. С. 155.

16. Красовская Н. Р. Этнокультурная идентичность // Власть. 2020. Т. 28, № 3. С. 75–81. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v28i3.7313

17. Курбанов Н. И. Этнокультурная идентичность в современной социокультурной ситуации : автореф. дис. … канд. культурологии : 24.00.01. М., 2012. 23 с.

18. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика :

автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01. М., 2005. 41 с.

19. Комарова А. А. Этнокультурная идентичность русских студентов как объект социальной регуляции [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08.

М., 2012. 24 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005010275#?page=1 (дата обращения: 10.03.2022).

20. Дырхеева Г. А. Языковые приоритеты Республики Бурятия: система образования // Языковая политика и языковые конфликты в современном мире : сб. трудов конференции (Москва, 16–19 сентября 2014 г.). М., 2014. С. 101–107.

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 33