Механизмы принятия стратегических управленческих решений при разработке школьных программ развития
Автор(ы):
Наталья Владимировна Костенко, заместитель директора, https://orcid.org/0009-0007-6736-4238, SCIENCE INDEX 3333-3911, Центр оценки профессионального мастерства, квалификаций педагогов и мониторинга качества образования
664023, Россия, г. Иркутск, ул. Лыткина, 75а тел.: +7 (3952) 500287, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Введение. Государственная политика требует от директора эффективной работы в направлении развития школы для повышения качества её результатов. Научная проблема заключается в том, что, с одной стороны, от директора требуется выполнение функции, нацеленной на стратегическое развитие школы, а с другой – отмечается, что приоритетность этой функции у российских директоров является более низкой, нежели у их коллег из стран – лидеров исследования PISA. Управление стратегическим развитием школы неразрывно связано с её программой развития. Целью исследования является изучение и описание механизмов принятия стратегических управленческих решений при разработке школьных программ развития.
Материалы и методы. При проведении исследования для определения теоретической рамки относительно механизмов принятия стратегических управленческих решений использовались такие теоретические методы, как изучение научной литературы по теме, обобщение, сопоставительный анализ. Из эмпирических методов, применяемых для получения данных о конкретных механизмах принятия стратегических управленческих решений при разработке школьных программ развития.
Результаты исследования. Рассмотрены подходы к стратегическому управлению школой, выделены субъекты и основные этапы механизма принятия стратегических управленческих решений. Благодаря результатам интервью с директорами двенадцати школ Иркутской области были изучены и проанализированы особенности механизмов принятия стратегических управленческих решений при разработке школьных программ развития. Выделено три разных механизма принятия решений: административный, партисипативный с минимальным вовлечением педагогов и отсутствием других заинтересованных сторон, партисипативный с вовлечённостью педагогов и заинтересованных сторон. Выполнена авторская классификация вариантов участия педагогов в процессах подготовки и принятия стратегических управленческих решений в зависимости от степени участия.
Обсуждение и заключение. Полученные в ходе исследования данные показывают существенные отличия используемых механизмов принятия решений у разных управленческих команд, а также применение в некоторых школах административной модели управления. Результаты интервью свидетельствуют о сохранении ситуации, связанной с недооценкой руководителями значения этапа выявления и анализа проблем при принятии стратегических управленческих решений.
Данная информация может быть использована руководителями муниципального и регионального уровня для организации работы с управленческими командами школ, а также будет полезна непосредственно директорам школ нашей страны при выстраивании оптимальных механизмов принятия стратегических управленческих решений в процессе разработки школьных программ развития.
Ключевые слова: программа развития школы, стратегическое управление, управленческое решение, организационный механизм, механизм принятия управленческих решений
Для цитирования: Костенко Н. В. Механизмы принятия стратегических управленческих решений при разработке школьных программ развития // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. C. 450–469. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023- 17-4-450-469
DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-450-469
УДК: 371.11
Статья поступила в редакцию 06.09.2023, одобрена после рецензирования 23.10.2023, принята к публикации 25.10.2023.
Список источников:
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174 (дата обращения 28.07.2023).
2. Федорчук Ю. М., Кузнецов А. Н., Гордашникова О. Ю. Требования к директору школы: опыт разработки профессионального стандарта руководителя: монография. М. : Изд-во ИУО РАО, 2021. 224 с.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» [Электронный ресурс] : Приказ Минтруда России от 19.04.2021 No 250н. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2093 (дата обращения 28.07.2023).
4. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 No 761н. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_105703/ef15250c056ecc80258766b37e9745082dadd404/ (дата обращения 28.07.2023).
5. Гришина И. В., Волков В. Н. Анализ особенностей управленческой деятельности руководителя школы в современных условиях // Научно-теоретический журнал. Вып. 2(39). 2019. С. 22–30.
6. Отчет по результатам международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (TEACHING AND LEARNING INTERNATIONAL SURVEY) [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/talis (дата обращения 27.07.2023).
7. Москвитин Г. И., Козырев В. А., Астахова Н. И. Теория и практика принятия управленческих решений / под ред. Москвитина Г. И. М. : КНОРУС, 2021. 340 с.
8. Демин Г. А. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебное пособие. Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 2020. 2,54 Мб; 92 с. URL: http://www.psu.ru/files/docs/ science/books/uchebnie-posobiya/ demin-upravlencheskie-resheniya.pdf. (дата обращения 28.07.2023).
9. Моисеев А. М. Программа развития: как разработать главный стратегический документ школы : практико-ориентированное научно-методическое пособие в вопросах и ответах для руководителей общеобразовательных организаций. М. : Перспектива, 2016. 340 с.
10. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М. : Новая школа, 1995. 462 с. 11. Молчанов С. Г. Программа развития: теория и практика: монография. – Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2019. 141 с.
12. Моисеев А. М. Как выявлять, осмысливать и описывать опыт стратегического управления школой: науч.-метод. пособие для руководителей общеобразовательных организаций / под ред. О. М. Моисеевой. М. : АСОУ, 2016. 364 с.
13. Каспржак А. Г., Филинов Н. Б., Байбурин Р. Ф., Исаева Н. В., Бысик Н. В. Директора школ как агенты реформы российской системы образования // Вопросы образования. 2015. No 3. С. 122–143.
14. Каспржак А. Г., Кобцева А. А., Цатрян М. Директора школ в мегаполисах. Как они управляют образовательным процессом? // Образовательная политика. 2020. № 2 (82). С. 70–85.
15. Каспржак А. Г., Бысик Н. В. Как директора российских школ принимают решения // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 96–118.
16. Olorunsola E. O., Abiodun-Oyebaji O. A. J. Teachers participation in decision making process in secondary schools in Ekiti State, Nigeria [Electronic resource] // International Journal of Education Administration and Policy Studies. 2011. Vol. 3(6). Рp. 78–84. URL: http://www.academicjournals.org/JEAPS (accessed: 27.07.2023).
17. Kipkoech L. Ch., Chesire S. The levels of teachers’ involvement in managerial decision making in schools in Kenya // Problems of education in the 21st century. 2011. Vol. 34 (1). Рp. 79–87. DOI: http://dx.doi.org/10.33225/pec/11.34.79
18. Androniceanu A., Ristea B. Decision Making Process in the Decentralized Educational System // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 149. Pp. 37–42. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.175
19. Евсеева С. А. Анализ подходов к определению сущности механизма управления // Проблемы современной экономики. 2014. № 2(50). С. 164–167.
20. Методические рекомендации по разработке (корректировке) программы развития образовательной организации [Электронный ресурс] // Приложение к письму начальника департамента образования г. Новосибирск от 09.07. 2021 г. No 14/14/08612 URL: http://do.nios.ru/sites/do.nios.ru/files/.1new_files/pismo_do_ot_09.07.2021_no_14.14.08612_metodicheskie_rekomnedacii_po_razrabotke_programm_razvitiya_2.pdf?ysclid=ll1zm4hyoz578088391 (дата обращения: 08.08.2023).
21. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательной организации [Электронный ресурс] / ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»; под ред. Е. Н. Мясищевой. Белгород, 2019. 31 с. URL: https:// beliro.ru/assets/resourcefile/2697/metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-programmyrazvitija-obrazovatelnoj-organizacii.pdf?ysclid=ll1zunlte8852644789 (дата обращения 08.08.2023).
22. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательной организации [Электронный ресурс] / Управление образования администрации города Кемерово. 2022. 33 с. URL: https://kem-edu.ucoz.ru/Document2/2021-2022/ metodicheskie_rekomendacii_k_programme_razvitija_o.pdf (дата обращения 28.07.2023).
23. Моисеев А. М. Управление школой в рамках стратегического подхода: особенности понимания сущности // Педагогика: история, перспективы. 2019. Т. 2, No 4. С. 37–69.
24. Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А. Мониторинг системы образования: контингент и кадры начального, основного и среднего общего образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования // Факты образования. 2018. No 2 (17). 35 с.
25. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 7 [Электронный ресурс] / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, С. В. Бредихин и др.; под ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021. 274 с. URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir2021?ysclid=lpl64ej4a6259611801 (дата обращения: 22.07.2023).
26. Аналитический отчет по результатам участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования [Электронный ресурс]. Федеральный центр тестирования. URL: http://rustest.ru/documents/ download/16f09117-117a-4089-8286-09e0b2e5bd13/ (дата обращения: 08.08.2023).