Статьи выпуска № 4, год 2023

Изучение особенностей родительско-детского взаимодействия в семье ребёнка с задержкой психического развития средствами арт-терапии

Автор(ы):

Юлия Николаевна Данилова, психолог, ассистент кафедры общей и практической психологии, https://orcid.org/0000-0002-9964-0256, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет

127287, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовский пр-д, 27, тел.: +7 (495) 6121436, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В данной статье представлено эмпирическое исследование, раскрывающее особенности родительско-детского взаимодействия в семьях со старшими дошкольниками с задержкой психического развития посредством арт-технологий. Теоретико-методологической основой исследования является положение о специфическом пути развития ребёнка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых, где семья – важный институт социализации, при этом внутрисемейная атмосфера и родительско-детское взаимодействие рассматриваются не просто как внешнее условие, а как источник формирования личности ребёнка с нарушениями развития в пространстве близких ему людей. Обосновывается актуальность изучения особенностей родительско-детского взаимо- действия родителей с дошкольниками с задержкой психического развития c разных позиций, а именно недостаточности психологических исследований, направленных на изучение данной проблемы с использованием арт-технологий, a также важности родительского взаимодействия взрослых с ребёнком для его социальной адаптации. Целью исследования является определение с помощью арт-технологий особенностей родительско-детского взаимодействия в семьях дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с семьями с нормально развивающимися сверстниками.

Материалы и методы. Основным методом исследования является констатирующий эксперимент, включающий в себя арт-терапевтические методы диагностики: методики «Семейный автопортрет» (Г. Смит, А. И. Копытин), «Мизансцена в песочнице» (Л. Кери, Т. И. Зинкевич-Евстигнеева), целенаправленное наблюдение, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки и интерпретации данных по методике Манна-Уитни и кластерный анализ.

Результаты исследования. Эмпирическое исследование родительско-детского взаимодействия в семьях дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-технологий позволило выявить психологические особенности, характеризующиеся неоднородностью и уровневыми различиями количественных и критериально обоснованных качественных показателей как в семьях дошкольников c задержкой психического развития, так и в семьях с нормально развивающимися сверстниками. Результаты диагностики родительско-детского взаимодействия в семьях дошкольников с задержкой психического развития с использованием арт-технологии показали информативность данного метода.

Заключение. Проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу о наличии особенностей родительско-детского взаимодействия в семье ребёнка с задержкой психического развития, таких, как дисгармоничность, неоднородность, что отражает специфику внутрисемейной атмосферы, обусловленную рождением ребёнка с отклонениями в развитии. Показана возможность использования искусства и арт-технологий в диагностике изучения семейного взаимодействий взрослых и ребёнка с задержкой психического развития. Подтверждено теоретическое положение о единстве закономерностей психического развития нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с задержкой психического развития, проявляющемся в контексте взаимодействия родителей и ребёнка данной категории на этапе дошкольного детства.

Ключевые слова: семья, родительско-детское взаимодействие, дошкольники с задержкой психического развития, диагностика, арт-технологии

Для цитирования: Данилова Ю. Н. Изучение особенностей родительско-детского взаимодействия в семье ребёнка с задержкой психического развития средствами арт- терапии // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. C. 602–614. DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-602-614

DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-602-614

УДК: 376

Статья поступила в редакцию 24.10.2023, одобрена после рецензирования 01.12.2023, принята к публикации 03.12.2023.

Список источников:

1. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психоло- гической помощи детям с проблемами в развитии ; 2-е изд. испр. М. : Академия, 2005. 175 с.

2. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.

3. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / ред.-сост. Б. Д. Эльконин ; 6-е изд., стер. М. : Академия, 2011. 384 с.

4. Вишневский В. А., Воскресенский Б. А. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных ДЦП // Вопросы клинической психиатрии : тезисы докладов науч.-практ. конф. / под ред. А. Д. Ткачева. Кемерово, 1985. С. 42–44.

5. Kwiatkowska H.Yа. Family therapy and evaluation through art. Springfield, Ill. : Charles C. Thomas, 1978.

6. Рубин Дж. А. Искусство арт-терапии ; пер. с англ. И. Костина. М. : Ин-т общегуманит. исслед., 2016. 302 с.

7. Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шефера и Л. Кэри. СПб. и др. :

Питер, 2001. 384 с.

8. Carey L. J. Sandplay Therapy with Children and Families. Jason Aronson, 1998. 240 р.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.

СПб., 2001. 390 с.

10. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских пси-

хологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2006. 160 с.

11. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт / под ред. А. И. Копытина. М. : Когито-Центр, 2012. 286 с.

12. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2003. 25 с.

13. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Арт- педагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для вузов / под ред. Е. А. Медведевой ; 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2023. 274 с.

14. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М. : Сфера, 2002. 510 с.

15. Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития. СПб. : Речь, 2007. 139 с.

16. Добридень В. П. Система психокоррекционной работы с заикающимися детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. М., 1999. 295 с.

17. Новикова К. В. Арт-терапевтические техники в психологической коррекции детско-родительских отношений замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолог. 2020. № 6. С. 10–23. DOI: 10.25136/2409-8701.2020.6.34487

18. Ткачёва В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2017. 280 с.

19. Ткачева В. В., Устинова Е. В., Болотова Н. П. Психокоррекционная работа c семьями детей c ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / под ред. В. В. Ткачевой. М. : ИНФРА-М, 2023. 203 с.

 Скачать статью в формате pdf.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Автор(ы):

Александра Сергеевна Брыкова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования, https://orcid.org/0000-0001-6759-8439, Author ID 1142987, Институт инклюзивного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

220050, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 18, тел.: +375 (17) 3112343, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лилия Шамильевна Каримова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, https://orcid.org/0000-0003-1078-5342, Author ID 730284, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет

420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, тел.: +7 (843) 2926151, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной деятельности по разработке и апробации содержания, форм и методов формирования навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Апробировано содержание коррекционных занятий по двум направлениям: «Формирование социального поведения» и «Фор- мирование навыков коммуникации и взаимодействия». В рамках каждого направления выделено несколько блоков, обеспечивающих воспитанникам с расстройствами аутистического спектра продвижение в наиболее сложных для них сферах социализации. Экспериментальная деятельность проходила в три этапа: организационно-диагностический, коррекционно-развивающий и рефлексивно-оценочный. В ходе экспериментальной деятельности использовались как традиционные, так и специфические методы обучения, учитывающие ведущий вид деятельности дошкольника – игру. Была отмечена положительная динамика в развитии навыков коммуникации, взаимодействия и социального поведения. При этом эмпирически определена неравномерность в освоении навыков: наибольшие изменения произошли в сферах социальной осведомлённости и социального контактирования, менее значительные изменения – в сфере коммуникации. Данный факт свидетельствует о различиях в речевом развитии детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра: от нарушенного понимания и отсутствия применения вербальных средств коммуникации до использования аграмматичной речи или использования как экспрессивной, так и импрессивной речи. Данные эмпирического исследования позволяют планировать не только коррекционные занятия на учебный год, но и распространять программы коррекционных занятий в учреждениях дошкольного образования региона и, основываясь на диагностических результатах, разрабатывать содержание коррекционно-развивающей работы при переходе из учреждений дошкольного образования в учреждения общего среднего образования. Об эффективности проделанной работы свидетельствует степень удовлетворённости педагогических работников и законных представителей воспитанников с расстройствами аутистического спектра, отметивших изменения, произошедшие в навыках социального поведения, коммуникации и взаимодействия.

Ключевые слова: коррекционные занятия, интегрированное обучение и воспитание, ребёнок с расстройствами аутистического спектра; коммуникация, аутизм, социальное поведение, взаимодействие

Для цитирования: Брыкова А. С., Каримова Л. Ш. Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4 (61). С. 586-601. DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-586-601

DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-586-601

УДК: 376.4+373.21

Статья поступила в редакцию 24.10.2023, одобрена после рецензирования 01.12.2023, принята к публикации 10.12.2023.

Список источников:

1. Алехина С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 3 (44). С. 4–7.

2. Брыкова А. С. Формирование навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Минск : Национальный институт образования, 2023. 176 с.

3. Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: метод. пособие для педагогов, психологов, врачей. М. : Экзамен, 2004. 127 с.

4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. : Теревинф, 2010. 288 с.

5. Морозов С. А., Морозова С. С., Морозова Т. И. Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15, No 2 (55). С. 19–31.

6. Семаго М. М, Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности. М. : ГЕНЕЗИС, 2020. 400 с.

7. Хаустов А. В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом : учеб.-метод. пособие / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М. : РУДН, 2007. 35 с.

8. Koegel L. K., Koegel R. L. Motivating communication in children with autism. Learning and cognition in autism. New York : Plenum press, 1995. P. 73–87. DOI:10.1007/978-1-4899-1286-2_5

9. Lovaas O. I., Koegel R.L., Simmons J. Q., Long J. S. Some generalization and follow-up measures on autistic children in behavior therapy. Journal of applied behavior analysis. 1973. Vol. 6 (1). Pр. 131–166. DOI: https://doi.org/10.1901/jaba.1973.6-131

10. Wing L. The Autistic Spectrum: A Guide for Parents and Professionals New York: Plenum press, 1996. 239 p.

11. Волкмар Ф. Р., Вайзнер Л. А. Аутизм : практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей; пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной. Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. 224 с.

12. Taylor B.A., McDonough K.A. Selecting teaching programs. Behavioral intervention for young children with autism: a manual for parents and professionals. Austin, TX: PROED, Incorporated, 1996. Pp. 12–63.

13. Quill K. A., Bracken K.N., Fair M.E., Fiore J.A. Social and communication intervention for children with autism. Baltimore : Paul H. Brookes Publishing Co, 2002. 410 p.

14. Брыкова А. С., Гаманович В. Э., Даливеля О. В. Подходы к определению содержания коррекционных занятий с детьми с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста // Спецыяльная адукацыя. 2019. No 5 (130). С. 16–20.

15. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей ; 3-е изд. М. : Теревинф, 2007. 112 с.

16. Морозова Т. И. Методические рекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме / Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. М. : Сигналь, 2001. С. 102–131.

17. Freeman S. К., Dake L. Teach me language. A language manual for children with autism, Asperger’s syndrom and related developmental disorders. New York : SKF Books, 1997. 410 p.

18. Коэн М. Дж., Герхардт П. Ф. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности. У детей с аутизмом. Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2021. 264 с.

19. Jordan R., Powell S. Understanding and teaching children with autism. New York : John Wiley & SONS. Chichester, 1995. 175 p.

Скачать статью в формате pdf.

Особенности ценностно-смысловой сферы педагогов основного и дополнительного образования (на примере педагогов средней общеобразовательной школы и детской школы искусств)

Автор(ы):

Ирина Сергеевна Бубнова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления, https://orcid.org/0000-0001-9549-7248, Кубанский государственный университет

350058, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7 (861) 2199502, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Елена Васильевна Улько, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и социологии управления, https://orcid.org/0000-0002-1707-3615, Кубанский государственный университет

350058, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7 (861) 2199502, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Артём Михайлович Компанеев, аспирант кафедры социальной психологии и социологии управления, https://orcid.org/0009-0002-4561-413X, Кубанский государственный университет

350058, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, тел.: +7 (861) 2199502, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. Проблема исследования заключается в выявлении и описании особенностей ценностно-смысловой сферы педагогов основного и дополнительного образования, а также в рассмотрении данных особенностей в контексте их профессиональных отличий. Цель исследования: изучить, сравнить и выделить специфику ценностно-смысловой сферы педагогов общеобразовательных школ и школ искусств.

Материалы и методы. Методы исследования: методика «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина, методика «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова, методы математико-статистической обработки и интерпретации данных. Результаты исследования. В статье представлены результаты исследования ценностно-смысловой сферы педагогов основного и дополнительного образования. Выявлены основные особенности ценностно-смысловой сферы личности педагога каждой из групп. При помощи корреляционного анализа установлено, что субъективно-смысловое наполнение ценностной системы у педагогов разных групп отличается. Заключение. Эмпирическое исследование позволило выявить значимые статистические отличия между группами педагогов средней общеобразовательной школы и детской школы искусств по показателю «самореализация». Так, педагогам детской школы искусств свойственна большая субъективная значимость смыслов самореализации, чем педагогам средней общеобразовательной школы, т. е. педагоги детской школы искусств более ориентированы на то, чтобы исполнить своё предназначение, реализовать все свои способности и возможности, совершенствовать свою личность и отношения с окружающим миром, чем их коллеги из средней общеобразовательной школы.

Полученные данные являются основанием для более детального анализа каждой из групп педагогов при помощи качественных методов.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, педагоги, дополнительное образование, основное образование

Для цитирования: Бубнова И. С., Улько Е. В., Компанеев А. М. Особенности ценностно-смысловой сферы педагогов основного и дополнительного образования (на примере педагогов средней общеобразовательной школы и детской школы искусств) // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. C. 562–576. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-562-576

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-562-576

УДК: 37.08+374

Статья поступила в редакцию 01.10.2023, одобрена после рецензирования 24.11.2023, принята к публикации 27.11.2023.

Список источников:

1. Филенко И. А., Богомаз С.А. Изменение характеристик регуляторных процессов и ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях пандемии // Сибирский психологический журнал. 2022. No 83. С. 46–66. DOI: 10.17223/17267080/83/3

2. Шпрангер Э. // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4 / под. ред. В. С. Степина. М. : Мысль, 2010. С. 395.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла : сб. ; пер. с англ. и нем. / под общ. ред. Л. Я. Грозмана, Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

4. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. C. 31–46.

5. Все начинается с учителя : учеб. пособие для пед. ин-тов /сост. К. А. Иванов. Под ред. З. И. Равкина. М. : Просвещение, 1983. 175 с.

6. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / под ред. Б. Т. Лихачев. М. : Наука, 1980. 136 с.

7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. М. : Прометей, 1999. 117 с.

8. Чижакова Г. И. Аксиология профессионально-педагогического образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 46–55.

9. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Народное образование. 2010. № 1. С. 39–46.

10. Болотова Ж. А., Кострикова Ю. В., Радченко Е. А., Рахманова М. Н. Ценности педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. No 1-2. С. 257–259. URL: https:// applied-research.ru/ru/article/view?id=8362 (дата обращения: 12.10.2023).

11. Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России // доклады и тезисы выступлений участников Форума педагогических вузов России, 21–22 ноября 2011 года. М. : Инженер, 2012. С. 333–350.

12. Навазова Т. Г., Бубнова И. С., Пирожкова О. Б., Шибанкова Л. А. Роль и место социально-психологической готовности к инновациям в системе профессионального роста педагога // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6 (137). С. 122–133.

13. Кубарев В. С. Механизм осознания жизненных смыслов в свете культурно-деятельностного подхода // Сибирский психологический журнал. 2021. № 81. С. 28–51. DOI: 10.17223/17267081/81/2

14. Rerke V. I., Bubnova I. S., Tatarinova L. V., Zhigalova O.V., Gordina O. V., Gordin A. I. Motivational readiness of teachers to innovate in educational organization: psychological aspect // Espacios. 2019. Т. 40. № 26. Порядк. № 8.

 Скачать статью в формате pdf.

Решение психолого-педагогических проблем обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений через коррекционно-развивающие занятия

Автор(ы):

Дарья Васильевна Каменских, педагог-психолог, соискатель, https://orcid.org/0000-0002-1871-4314, Ангарский автотранспортный техникум, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7 (3955) 956286, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассмотрены психологические и педагогические проблемы, которые наблюдаются у обучающихся учреждений среднего профессионального образования, а также представлены условия, необходимые для решения указанных проблем.

Материалы и методы. В работе использованы такие методы, как теоретический анализ литературы, анализ учебной документации, психодиагностика. Анализ результатов показал, что целенаправленная психологическая работа с обучающимися среднего профессионального образования способствует повышению уровня адаптивных способностей, стабилизации эмоционального состояния, снижению уровня тревожности, росту уровня самооценки, преобладанию внутренней мотивации.

Результаты исследования. Представлены результаты эмпирического психологического исследования компонентов личности обучающихся среднего профессионального образования.

Обсуждение и заключение. Современные требования рынка труда, предъявляемые к высококвалифицированному специалисту, а также имеющиеся у него проблемы создают необходимость обеспечения для их решения определённых условий, при этом важно использовать разные методы для подготовки такого специалиста.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, квалифицированный специалист, психологическое сопровождение обучающихся, личностные, эмоциональные и профессиональные особенности обучающихся, педагогические и психологические проблемы обучающихся среднего профессионального образования, слабая подготовка, низкая мотивация, познавательная активность, высокая тревожность, низкая адаптивность

Для цитирования: Каменских Д. В. Решение психолого-педагогических проблем обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений через коррекционно-развивающие занятия // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4 (61). С. 577–585. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-577-585

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-577-585

УДК: 159.9+377

Статья поступила в редакцию 11.10.2023, одобрена после рецензирования 14.12.2023, принята к публикации 15.12.2023.

Список источников:

1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. М. : Per Se, 2008. 160 с.

2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : Новь, 1999. С. 537.

3. Васильчук Ю. А. Трансформация потребностей – развитие личности и общества [Электронный ресурс] : Полис. Политические исследования, 1994. № 5. С. 6. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Vasilchuk_1994_5.pdf (дата обращения : 15.08.2023).

4. Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1990. 20 с.

5. Горина И. И., Линченко С. Н. Современное состояние системы среднего профессионального образования России и перспективы его дальнейшего развития // Успехи современного естествознания. 2004. № 9. С. 102–103.

6. Каменских Д. В., Петров В. Г. Готовность педагогов к инновационной деятельности и ее развитие с помощью психологических и педагогических технологий // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: сб. науч. трудов IX Междунар. конф. (Иркутск, 16–19 сентября 2015 года) / под ред. В. П. Пескова. Иркутск. 2015. С. 294–301.

7. Прохоров А. О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 32–44.

8. Росляков П. Г. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях суза МПС : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. Ярославль, 2008. 26 с.

9. Степанова Е. А. СПО Челябинской области: актуальные вопросы модернизации [Электронный ресурс] // Электронный журнал об образовании «Аккредитация в образовании». URL: http://www.akvobr.ru/problemy_modernizacii_professionalnogo_ obrazovania.html. (дата обращения: 01.10. 2023).

10. Мироненко Ю. Д., Максимова Е. В., Сергеева Т. А. Колледж будущего // Информационно-аналитический журнал «Аккредитация в образовании». URL: https:// akvobr.ru/kolledzh_buduschego.html (дата обращения: 14.10.2023).

Скачать статью в формате pdf.

Приоритеты потребностей обучающихся при использовании дистанционных образовательных технологий медицинского вуза

Автор(ы):

Ольга Владимировна Музалева, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, https://orcid.org/0009-0006-0569-9289, SPIN-код: 8329-0708, AuthorID: 763708, Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова

194044, Россия, г. Санкт-Петербург. ул. Академика Лебедева, 6, тел.: +7 (812) 2923201, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Азиза Халиловна Ахминеева, доктор медицинских наук, доцент, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, https://orcid.org/0000-0002-9768-4423, SPIN-код: 1302-7645, AuthorID: 584505 SCOPUS ID: 56525345200, Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова

194044, Россия, г. Санкт-Петербург. ул. Академика Лебедева, 6, тел.: +7 (812) 2923201, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются превалирующие потребности различного контингента обучающихся по программам специалитета и дополнительным программам последипломного образования в военной образовательной организации, что являлось целью работы. Данный вид обучения ранее был успешно реализован в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, чему послужил предшествующий многолетний опыт заочного обучения по дополнительным образовательным программам последипломного образования. Выявление актуальных потребностей разного контингента обучающихся частично посредством дистанционного обучения в системе высшего медицинского образования предполагает возможность эффективно изменять формы организации учебного процесса в высшей школе.

Материалы и методы. Респондентами являлись 119 человек, обучающиеся по различным образовательным программам Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (64 студента и 55 врачей). Основным методом исследования было анонимное анкетирование по 27 вопросам для студентов и 26 вопросам для врачей (исключён вопрос о возможности использования дистанционного обучения для образования по базовым дисциплинам специалитета), разработанным на кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Анкетирование было добровольным и носило анонимный характер.

Результаты исследования. Определены приоритеты обучающихся различного контингента в отношении видов занятий, форм обучения и применения дистанционных образовательных технологий в целом.

Обсуждение и заключение. Комбинированный подход, объединяющий как традиционные, так и дистанционные методы обучения, может предоставить студентам и врачам наилучшую возможность для развития своих навыков и обогащения знаний в целях совершенствования и адаптации к изменяющимся потребностям обучающихся и в целом индустрии. Особенностью обучения в медицинском вузе является отсутствие возможности полного перехода на дистанционный формат обучения в связи с необходимостью формирования практических навыков на занятиях в аудитории. Учёт особенностей медицинского образовательного учреждения высшего образования предполагает необходимость определения оптимального соотношения очной и дистанционных форм обучения, что обосновывает дальнейшее изучение мнения обучающихся разного контингента, их удовлетворённости дистанционным обучением и выявление актуальных потребностей в соответствии с образовательными программами.

Ключевые слова: образовательные подходы, дистанционное обучение, анкетирование, студенты медицинских вузов, врачи, средства и методы обучения, информационные системы обучения

Для цитирования: Музалева О. В., Ахминеева А. Х. Приоритеты потребностей обучающихся при использовании дистанционных образовательных технологий медицинского вуза // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. C. 548–561. DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-548-561

DOI: https://doi. org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-548-561

УДК: 316.628:004.9:614.2

Статья поступила в редакцию 17.11.2023, одобрена после рецензирования 08.12.2023, принята к публикации 10.12.2023.

Список источников:

1. Sherron T. G., Boettcher J. V. Distance Learning: The Shift to Interactivity. // CAUSE Professional Paper Series. 1997. No 17. Pр. 1–32.

2. Matthews D. The Origins of Distance Education and Its Use in the United States // T. H. E. Journal. 1999. Vol. 27, No 2. Pр. 56–66.

3. Van Horn R. Technology. Phi. Delta Kappan. 1996, February. 796 р.

4. Landman A, Yagi Y, Gilbertson J, Dawson R, Marchevsky A, Becich MJ. Prototype Web-based continuing medical education using FlashPix images. Proc AMIA Symp. 2000. Рр.: 462–466.

5. Accreditation Council for Continuing Medical Education. ACCME 2017 data report addendum PDF [Electronic resource]. 2019. URL: https://www.accme.org/publications/accme-2017-data-report-addendum-pdf (mod of access: 07.11.2023).

6. Stancic N, Mullen P. D., Prokhorov A. V., Frankowski R. F., McAlister A. L. Continuing medical education: what delivery format do physicians prefer? J Contin Educ Health Prof. 2003 Summer. Vol. 23(3). Рр. 162–167. https://doi.org/10.1002/chp.1340230307

7. Curran VR, Keegan D, Parsons W., Rideout G., Tannenbaum D., Dumoulin N., Kirby F., Fleet L. J. A comparative analysis of the perceived continuing medical education needs of a cohort of rural and urban Canadian family physicians. Can J Rural Med. 2007 Summer. Vol. 12(3). Рр. 161–166.

8. Андреев А. А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 2012. No 10. С. 105–111.

9. Лобачев И. В., Соловьев А. И., Корнилов В. А., Резванцев М. В. Аккредитация военно-медицинских специалистов и непрерывное медицинское образование // Вестник военного образования. 2018. No 3(12). С. 74–78.

10. Ахминеева А. Х., Михеев А.В. Особенности преподавания дисциплин «Профилактика заболеваний» и «Основы здорового образа жизни» ординаторам, обучающимся по специальности 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» // Современные здоровьесберегающие технологии. 2023. No 2. С. 5–13.

11. Музалева О. В., Ахминеева А. Х. Анализ мнения обучающихся о дистанционном обучении в медицинском вузе // Современные здоровьесберегающие технологии. 2023. № 1. С. 35–43.

12. Дмитриев Г. В., Лемешкин Р. Н., Елисеев Д. Н, Блинов В. А., Чувашев М. Л., Елизарьев С. В. Подготовка военно-медицинских специалистов в области управления медицинским обеспечением войск (сил) в рамках учебной дисциплины «Медицина чрезвычайных ситуаций» // История военного образования в медицинских вузах : мат- лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Ростов-на-Дону, 27–28 апреля 2018 года). Ростов н/Д. : РГМУ, 2018. С. 132–135.

13. Котив Б. Н., Мазур А. Ф., Овчинников Д. В. Новое – хорошо забытое старое? Опыт формирования системы заочной формы подготовки научно-педагогических кадров вуза // Вестник военного образования. 2020. No 1(22). С. 44–48.

14. Свистунова В. Ю. Характеристика электронно- образовательной среды Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39, No S4. С. 237–240.

15. Данилова М. Н., Могилатова А. А. Оценка обучающимися результативности дистанционного обучения в условиях самоизоляции // Вопросы студенческой науки. 2020. No 12(52). С. 171–177.

16. Коробейникова Е. Г., Крупкин А. А., Лебедев А. Ю., Усманов Н. Б. Оценка достоверности контроля знаний при дистанционном и смешанном обучении // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. Т. 1. С. 301–303.

17. Музалева О. В., Кряжев Д. А., Зеленина Л. В. Субъективная оценка состояния здоровья и отношение к здоровому образу жизни студентов-медиков // Современные научные и образовательные стратегии в общественном здоровье: сб. трудов российской науч.-практ. конф. (16–17 марта 2018 г.). СПб., 2018. С. 136–142.

18. Музалева О. В., Романенко В. А., Соломаха Г. Л. Удовлетворенность обучающихся дистанционными образовательными технологиями как показатель оценки эффективности использования информационных систем в медицинском вузе // Эффективное управление и контроль в здравоохранении : науч.-практ. конф. (11 марта 2022 г., г. Санкт-Петербург), СПб. : изд-во Военно-мед. Академии им. С. М. Кирова, 2022. С. 44–47.

19. Tretter J. T, Windram J., Faulkner T., Hudgens M., Sendzikaite S., Blom N. A., Hanseus K., Loomba R. S., McMahon C. J., Zheleva B., Kumar R. K., Jacobs J. P., Oechslin E. N., Webb G. D., Redington A. N. Heart University: a new online educational forum in paediatric and adult congenital cardiac care. The future of virtual learning in a post-pan- demic world? Cardiol Young. 2020. Vol. 30(4). Pp. 560–567. DOI: https://doi.org/10.1017/ S1047951120000852

20. Cheng C., Papadakos J., Umakanthan B., Fazelzad R, Martimianakis M. A. T., Ugas M., Giuliani M. E. On the advantages and disadvantages of virtual continuing med- ical education: a scoping review. Canadian Medical Education Journal 2023. Vol. 14, Is. 3. Pp. 41–74. DOI: 10.36834/cmej.75681

21. Осадчий О. Е. Чем дистанционное обучение отличается от традиционной учебной программы в медицинском образовании? Кубанский научный медицинский вестник. 2020. Т. 27, No 5. С. 175–183. DOI: https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-5-175-183

22. Маджаева С. И., Гагарина Е. Ю. Цифровое образование: плюсы и минусы // Образование в условиях цифровой трансформации: Избранные материалы научно-практической конференции в рамках НОМК «Южный» (2 февраля 2022 г., Ростов-на-Дону). Ростов н/Д. : Изд-во РГМУ, 2022. С. 27–33.

23. Красносельских Т. В., Тельнюк И. В., Худик В. А. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2020. No 3-1. С. 100–114. DOI 10.31862/2073-9613-2020-3-100-114

Скачать статью в формате pdf.