Лаборатория профессионального роста педагога как форма педагогического наставничества

Автор(ы):

Елена Олеговна Галицких, доктор педагогических наук, профессор, https://orcid.org/0000-0003-1145-3315, Институт развития образования Кировской области

610046, Россия, г. Киров, ул. Р. Ердякова, 23/2, тел.: +7 (8332) 255442, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Во введении к статье автор представляет лабораторию профессионального роста как форму педагогического наставничества, раскрывает её цель и задачи. Рассматривает наставничество как процесс профессионально-личностного становления педагога, который проходит путь поиска индивидуального творческого стиля своей деятельности, оригинального почерка обучения и воспитания детей под руководством педагога – мастера своего дела с опорой на педагогические традиции русской школы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. И на этом пути ему оказывает педагогическую поддержку опытный наставник, старший друг, педагог-консультант. В лаборатории наставники, педагоги с продуктивным методическим и разнообразным опытом раскрывают тонкости своих мастер-классов, обогащают интеллектуальный, методический и организационный опыт всех участников лаборатории и создают в процессе работы инновационный опыт их профессионально-личностного становления.

Цель статьи – обобщить деятельность лаборатории в режиме эксперимента в Кировском институте развития образования под патронажем центра воспитания и психологии, который осуществлялся в 2022–2023 годы под руководством доктора педагогических наук, Заслуженного учителя РФ Елены Олеговны Галицких и заведующего центром, кандидатом педагогических наук Натальей Николаевной Филёвой.

Обзор литературы раскрывает методологические основания деятельности лаборатории, научную школу педагога-наставника Е. О. Галицких. В обзоре литературы три составляющие: результаты научных педагогических исследований, опыт освоения и создания педагогических технологий, перечень художественных книг, которые были использованы и изучены участниками лаборатории как источники дискуссий и творческих заданий. Этот обзор необходим, потому что одно из направлений лаборатории – это самообразование педагога, формирование умения извлекать из прочитанного нужное, осмысливать свой читательский опыт как источник педагогического знания.

Материалы и методы. В этом разделе статьи отражены этапы работы, принципы организации деятельности, программа лаборатории, методика дней погружения. Каждый день имел свою сквозную тему, которая развивалась и осваивалась с обязательным включением интеллектуальной, методической, технологической и эмоциональной составляющей. Содержание каждого дня становилось событием и образовательной встречей, опыт которой «прорастал» в работе каждого участника лаборатории и проявлялся творчески. Погружение в разные форматы коммуникации: выставки, экскурсии, праздники, фестивали, а также освоение современных педагогических технологий, встреча с гостем – профессионалом-наставником и итоговая рефлексия – освобождали от усталости и рутины. День заканчивался творческим сюрпризом, получением дидактического материала для создания индивидуального портфеля профессионального роста и общей фотографией.

Результаты. В этой части статьи автор подчёркивает, что в деятельности лаборатории профессионального роста имел значение не только итоговый результат каждого, но и сам процесс, организация которого была направлена на развитие в педагоге творческих, интеллектуальных и эмоциональных сил. Лаборатория стала ресурсом педагогического наставничества от «сердца к сердцу» через живое общение с коллегами, учёными, педагогами-профессионалами. Сверхзадачей лаборатории являлся рост личностного потенциала наставничества, который открывал в профессиональном творчестве радость, оптимизм, жизнестойкость, дарил опыт работы в команде, развивающую силу искусства, жажду новизны в своём деле. Индивидуальный результат был представлен в форме, позволяющей передать осмысление педагогом своего опыта, каждый участник лаборатории имел возможность познакомить слушателей с результатами работы в разных формах и жанрах (презентация личности, проект, творческая мастерская, рассказ об индивидуальном результате своего развития в профессии, итоговая рефлексия, педагогический дневник, очерк, урок нравственного выбора, читательский дневник, портфолио профессионального роста). Все работы собирались и выстраивались в описание опыта лаборатории и сохранялись в электронном формате.

Публичным результатом работы лаборатории стал фестиваль «Успех и мастерство», на котором каждый выступал с индивидуальной рефлексией и представлял свой результат профессионального роста.

В заключение автор подвёл итоги эксперимента в соответствии с тремя составляющими. Лаборатория профессионального роста в Год педагога и наставника каждому её участнику открыла три источника и «три двери» (М. Тарковский):

– в свободное пространство самообразования современного учителя – как источник педагогических знаний;

– в русскую культуру и искусство – как источник эмоциональных ресурсов учителя;

– в опыт педагогического наставничества, дающий возможность для технологического открытого общения и доверия друг к другу, – как источник методического мастерства.

Ключевые слова: лаборатория профессионального роста, профессионально-личностное становление, наставничество, саморазвитие, событийность, осознанность, методика организации дней погружения, программа, педагогические технологии, педагогическая рефлексия

Для цитирования: Галицких Е. О. Лаборатория профессионального роста педагога как форма педагогического наставничества // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. C. 523–537. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-523-537

DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-523-537

УДК: 371.12:37.011.31

Статья поступила в редакцию 13.10.2023, одобрена после рецензирования 01.11.2023, принята к публикации 05.11.2023.

Список источников:

1. Андреев В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. Казань : Центр инновационных технологий, 2006. 608 с.

2. Аромштам М. Когда отдыхают ангелы. М. : Компас Гид, 2010. 208 с.

3. Вылегжанина И. В. Проект как путешествие: размышление мамы и педагога. Киров : О-Краткое, 2021. 84 с.

4. Галицких Е. О., Двоеглазов В. В. Профориентационный проект «Образовательные встречи с педагогами-профессионалами»: опыт реализации и перспективы внедрения [Электронный ресурс] // Вестник Вятского государственного университета. 2022. № 2 (144), с. 66–75. URL: http://vestnik43.ru/assets/mgr/docs/vyatsu/144(2)2022/7.-galickih-dvoeglazov.pdf DOI: 10.25730/VSU.7606.22.021 (дата обращения: 15.08.2023).

5. Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М. : Библиомир, 2016. 272 с.

6. Камаева О. Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы. М. : АСТ, Астрель, 2013. 285 с.

7. Колесникова И. А. Основы андрагогики. М. : Академия, 2007. 240 с.

8. Мурашев А. Другая школа2. Образование – не система, а люди. М. : Бомбора, 2021. 368 с.

9. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя. М. : Смысл, 2007. 255 с.

10. Развитие профессионального роста педагога: Всероссийская научно-практическая конференция (Киров, 21 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] : сб. мат-лов / сост. М. С. Давыдова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». Киров : Полиграфовна, 2019. 215 с. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1701327460&tld=ru&lang=ru &name=razvitie-professionalnogo-rosta-pedagoga.pdf&text (дата обращения: 22.07.2023).

11. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования ; 2-е изд. Биробиджан: Изд- во БГПИ, 2005. 270 с. URL: https://psychlib.ru/mgppu/SOpo-2005/SOP-001.HTM (дата обращения: 24.05.2023).

12. Современный урок: традиции и инновации [Электронный ресурс] : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. (Киров, 26–27 ноября 2015 года). Киров : Старая Вятка, 2015. 741 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29915384&ysclid=lpkv5cfkpg624783410 (дата обращения: 12.04.2023).

13. Терентьева Н. П. Пути формирование мотивации к педагогической деятельности у студентов-филологов [Электронный ресурс] // ЕВРАЗИЯ-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации. Т. III. Образование и психологическое развитие человека в эпоху глобализации и цифровизации: мат-лы Междунар. науч. культурно-образоват. форума (Челябинск, 6–8 апреля 2022 г.) / под ред. Т. Ф. Семьян, А. Н. Богачева, И. О. Котляровой, М. В. Потаповой. Челябинск : Издат. центр ЮУрГУ, 2022. С. 469–471. URL: https://eurasia.susu.ru/wp-content/up- loads/2022/07/Том-3.pdf (дата обращения: 15.05.2023).

14. Ямбург Е. А. Школа и её окрестности. М. : Центр книги Рудомино, 2011. 592 с.

15. Larsen E., Jensen-Clayton C., Curtis E., Loughland T., Nguyen H. T. M. Re-imagining teacher mentoring for the future [Electronic resource] // Professional Development in Education February 2023. Published by Informa UK Limited, trading as Taylor & Francis Group. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/ http://dx.doi.org/10.1080/19415257.20 23.2178480 (accessed: 20.05.2022).

Скачать статью в формате pdf.


Просмотров: 0 | Скачиваний: 7