Рекомендации по формированию профессиональных компетенций в системе подготовки бакалавров «Управление персоналом» посредством наставнической деятельности

Автор(ы):

 

Блинникова Анна Валерьевна

 

кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной информатики и документоведения, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)521065, e-mail: kaf-pid@yandex.ru

 

Большедворская Марина Владимировна

 

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики и документоведения, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, тел.: +7(3952)521065, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Кузнецова Марина Валерьевна

 

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики и документоведения, Иркутский государственный университет

664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)426417, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация. Наставничество – один из методов развития персонала. Типы наставничества: корпоративное, квалификационное и социальное. Наставничество связано с другими функциями управления персоналом: мотивация, адаптация, обучение, компетентность, развитие персонала. Различают формальное и неформальное наставничество. Основные модели наставничества: «Гуру и его последователь»; «Мастер и подмастерье»; «Творческий тандем». Основные процедуры наставничества – это инструктаж, объяснение и развитие. Наставник – это человек, обладающий опытом, которым он готов делиться с менее опытными людьми. Преимуществами наставничества в управлении персоналом являются: возможность обучения сотрудников на рабочем месте, персональный подход, ускорение процесса адаптации, распространение корпоративных правил, снижение текучести кадров, повышение мотивации сотрудников, улучшение взаимодействия сотрудников. Недостатками метода являются: снижение рабочей эффективности наставника, отсутствие педагогических навыков, неструктурированная подача информации, отсутствие педагогических методов обучения. Компетентностный подход помогает сформировать практико-ориентированные результаты обучения: знание принципов, видов, форм и методов наставничества и умение применять их на практике в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по управлению персоналом».

 

Ключевые слова: управление персоналом, наставничество, модели наставничества, наставник, компетентностный подход, профессиональные компетенции, обучение.

 

Для цитирования: Блинникова А. В., Большедворская М. В., Кузнецова М. В. Рекомендации по формированию профессиональных компетенций в системе подготовки бакалавров «Управление персоналом» посредством наставнической деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 148–161.

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-148-161

 

УДК: 378.14

 

DOI: DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-148-161

 

Дата поступления в редакцию: 28.05.2018

 

Заявленный вклад авторов:

 

Блинникова А. В.:

– компетентностный подход в образовательном процессе;

– анализ профессиональных компетенций федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Управление персоналом», квалификация  – бакалавриат (ФГОС ВО);

– сформированность модуля «Наставничество как метод развития персонала» в системе подготовки бакалавров направления «Управление персоналом».

Большедворская М. В.:

– обоснование необходимости наставничества для развития системы управления персоналом;

– модели, процедуры, технологии наставничества;

– процесс наставничества в организации: разработка системы материального стимулирования труда наставников и документальное сопровождение наставничества в организации;

– анализ профессионального стандарта специалиста по управлению персоналом.

Кузнецова М. В.:

– обоснование актуальности темы;

– историко-теоретические аспекты темы;

– актуальность компетентностного подхода в системе современного образования.

 

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

Список литературы:

 

1. Агафонова О. Как не упустить знания? Поможет обратное наставничество [Электронный ресурс].

URL: http://www.hr-journal.ru/articles/op/op_872.html.(дата обращения: 15.05.2018).

2. Андреева Я. Н. Принципы хорошего наставничества [Электронный ресурс] // Скиф. 2018. № 1 (17). 127–131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-horoshego-nastavnichestva (дата обращения: 23.02.2018).

3. Антипин С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Н. Новгород. 2011. 30 с.

4. Гедулянова Н. С., Горовая Л. В., Богданович Е. В. Рациональная модель системы наставничества как условие эффективного управления персоналом в Российской организации // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2 (3). С. 11–21.

5. Долгушева А. Н., Кадневский В. М., Сергиенко Е. И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестник Омского университета. 2013. № 4 (70). С. 264–268.

6. Модель GROW: метод наставничества ; пер. Айрапетовой О. А. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr-portal.ru/blog/model-grow-metod-nastavnichestva (дата обращения: 21.09.2018).

7. Носте Паэс Е. А., Казакевич Т. А. Документационные аспекты оценки деятельности наставника [Электронный ресурс] // Сервис plus. 2012. № 1. C. 79–83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentatsionnye-aspekty-otsenki-deyatelnosti-nastavnika (дата обращения: 14.05.2018).

8. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2015 г. N 691н [Электронный ресурс]. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192913/d29f2e0ed4a31c07894ff0d7af3cc1512ff69e7a/ (дата обращения: 12.05.2018).

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) : Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 № 1461 (ред. от 20.04.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192913/ (дата обращения: 23.10.2017).

10. Тонгуш В. В., Рощектаева У. Ю. Наставничество как один из методов обучения и развития персонала [Электронный ресурс] // Инновационная наука. 2017. № 4–2. С. 190–192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-odin-iz-metodov-obucheniya-i-razvitiya-personala (дата обращения: 11.06.2018).

11. Фаляхов И. И. Диверсификация моделей наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2–1 (115). С. 45–49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diversifikatsiya-modeley-nastavnichestva-mentor-tyutor-kouch-fasilitator-i-identifikatsiya-ih-gotovnosti-k-osuschestvleniyu (дата обращения: 12.07.2018).

 

Скачать статью в формате pdf