Особенности связей в структуре лидерской компетентности студентов, осваивающих помогающие профессии
Автор(ы):
Елена Александровна Сукнева, cтарший преподаватель, https://orcid.org/0000-0001-6302-7559, AuthorID: 1016629, факультет психологии, Иркутский государственный университет
Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 202349, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:
Введение. Целью статьи является построение компонентной модели лидерской компетентности будущего помогающего специалиста и оценка корреляционных отношений между её компонентами как в универсальном виде (у будущих помогающих специалистов в целом), так и с точки зрения специфических особенностей, имеющихся у студентов, осваивающих помогающие профессии. Отсутствие названной модели не позволяет достаточно полно оценивать и реализовывать работу по формированию лидерской компетентности студентов на этапе освоения ими помогающих профессий, что представляет проблему для современного образования в области подготовки значительной части специалистов. В статье представлены результаты исследования корреляционных связей в структуре лидерской компетентности трёх групп студентов (будущих психологов, социальных работников и врачей) на основе компонентного подхода к этой компетентности.
Материалы и методы. Выборка состояла из 120 студентов, обучающихся по специальностям: психолог, социальный работник и врач. Были использованы следующие
психодиагностические методики: 1) методика ИТО Л. Н. Собчик; 2) методика на определение лидерских качеств В. В. Травина; 3) опросник «Лидерство-служение» (SLQ) R. Liden; 4) шкала диспозиционной устойчивости DRS-15 (P. Bartone); 5) методика «Я – лидер» А. Н. Лутошкина; 6) методика оценки лидерского стиля Р. Бейлса.
Результаты исследования. Была доказана гипотеза о том, что связи между компонентами и параметрами лидерской компетентности будущего помогающего специалиста могут быть как универсальными, так и специфическими. С опорой на три выделенных компонента лидерской компетентности было осуществлено наполнение их содержанием, соответствующим профессиональным задачам помогающих специалистов. Специфическими для будущих психологов являются три связи: между навыками эмоционального исцеления и социоэмоциональным стилем лидерства (r = 0,39, р ≤ 0,05), между нацеленностью на права и возможности человека и поддерживающими навыками (r = 0,36, р ≤ 0,05), между нацеленностью на права и возможности человека и социоэмоциональным стилем лидерства (r = 0,58 р ≤ 0,01). Специфической для будущих социальных работников оказалась только одна корреляция: между созданием просоциальных ценностей и вниманием к людям (r = 0,51, р ≤ 0,01). У будущих врачей было обнаружено три специфических корреляционных связи: между деловым стилем лидерства и влиянием на окружающих (r = 0,34, р ≤ 0,05), между деловым стилем лидерства и использованием власти (r = 0,39, р ≤ 0,05), а также между когнитивным контролем за своими состоянием при взаимодействии с людьми и влиянием на окружающих (r = 0,48, р ≤ 0,01).
Обсуждение и заключение. Ядерными параметрами в структуре лидерской компетентности будущих помогающих специалистов следует считать умение поставить другого на первое место, поддерживающие навыки, социоэмоциональный стиль лидерства, креативность, эмоциональную вовлечённость, экстраверсию. У будущих психологов в корреляционной структуре появляются параметры «эмоциональное исцеление» и «нацеленность на права и возможности человека». Специфической для будущих социальных работников оказалась связь между созданием просоциальных ценностей и вниманием к людям. У студентов-медиков связи отражают их стремление к власти, психологическому контролю.
Ключевые слова: лидерство, лидерство служения, лидерская компетентность, лидерские способности, лидерские качества, лидерство в помогающих профессиях
Для цитирования: Сукнева Е. А. Особенности связей в структуре лидерской компетентности студентов, осваивающих помогающие профессии // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 444–461. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-444-461
DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-444-461
УДК: 159.922:378
Статья поступила в редакцию 21.07.2025, одобрена после рецензирования 09.09.2025, принята к публикации 20.09.2025.
Список литературы:
1. Moya B. L., Chamorro R. M., Reparaz C., Mora P. Assessing the leadership competence of Master of Science in mining engineering students. Engineering Studies. 2020. Vol. 12, Is. 3. Рр. 218–226. ttps://doi.org/10.1080/19378629.2020.1821696
2. Fulmer, R. M., Conger, J. A. Growing Your Company’s Leaders. New York : AMACOM, 2004. 280 p.
3. Шпак Т. К. Условия эффективности развития лидерских качеств обучающихся // Социальное лидерство в образовательной среде: мат-лы всерос. науч. конф. (Ярославль, 20–25 апреля 2017 г.). Ярославль : ЯГПУ, 2017. С. 148–153.
4. Сукнева Е. А. К вопросу исследования лидерских качеств в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы теории и практики современной психологии [Электронный ресурс]: мат-лы XVI ежегод. всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (Иркутск, 20–21 апреля 2017 г.). Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. С. 257–260. EDN: YSGHHR
5. Сукнева Е. А., Чернецкая Н. И., Кедярова Е. А., Монжиевская В. В., Уварова М. Ю. Развитие лидерских способностей студентов-психологов средствами психологического консультирования [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2021. № 18, № 3. С. 130–144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-liderskihsposobnostey-
studentov-psihologov-sredstvami-psihologicheskogo-konsultirovaniya (дата обращения: 23.08.2023). DOI: 10.21702/rpj.2021.3.9
6. Weiss T. Coaching Competencies and Corporate Leadership. London : Boca Raton, 2003. 240 р.
7. Иванова Т. В., Ананьева Н. Н. Развитие лидерских способностей будущих конфликтологов в условиях вуза (социально-психологический аспект) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13, № 4. С. 176–189. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-176-189
8. Чернышев А. С. [и др.] Психология лидерства: лидерство в социальных организациях : учебное пособие для вузов / под общ. ред. А. С. Чернышева. М. : Юрайт, 2024. 159 с.
9. Селезнева Е. В. Лидерство: учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2024. 429 с.
10. Bass B.M., Bass R. The Bass handbook of leadership: Theory, research, & managerial applications (4th ed.). New York : Free Press. 2008. Pp. 1516.
11. Авдеева А. В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Тамбов 2010. 24 с.
12. Дубро Ю. С. Программно-технологическое обеспечение процесса развития лидерской компетентности у старшеклассников // Проблемы модернизации языкового образования. Иностранные языки (Сыктывкар, 17–18 мая 2018 г.). Сыктывкар : Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2018. С. 51–56.
13. Кирейчев А. В., Кирейчева Е. В. Сравнение коммуникативных, организаторских и лидерских способностей студентов-психологов на разных курсах обучения в вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 1(70). С. 85–91.
14. Елькина И. Ю., Есина С. В., Марченко Е. С., Фролова С. В Развитие лидерских качеств студентов психолого-педагогического направления подготовки в условиях образовательного пространства высшей школы // Образовательные ресурсы и технологии. 2024. № 2(47). С. 39–47. DOI 10.21777/2500-2112-2024-2-39-47
15. Фазлеева Л. Р. Развитие лидерских качеств студентов вуза с применением технологии социального проектирования :: дис. канд. пед. наук : 13.00.01. Казань, 2022. 217 с.
16. Анпилова Н. Г., Гетман Н. А., Котенко Е. Н., Леонов И. В., Пасечник О. А., Бурашникова И. П Формирование универсальных компетенций студентов и магистрантов – участников олимпиады «Школа лидерства в здравоохранении» // Научный вестник Омского государственного медицинского университета. 2023. Т. 3, № 2. С. 21–29.
https://doi.org/10.61634/2782-3024-2023-10-21-29
17. Tan K. L. Responsible Leadership - A Brief Review of Literature. Journal of Responsible Tourism Management. 2023. Vol. 3, Is. 1, pp. 44–53. DOI: 10.47263/JRTM.03-01-04
18. Wahyu A., Lantu C. D. Servant Leadership Theory Development & Measurement. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 115. Pp. 387–393. DOI: https://doi.
org/10.1016/j.sbspro.2014.02.445
19. Schneider T. LeadWell: The Ten Competencies of Outstanding Leadership. Publisher : Soaring Eagle Enterprises, Inc. 2021. 354 p.
20. Sendjaya S., Sarros J. C. Servant leadership: its origin, development, and application in organizations. Journal of Leadership & Organizational Studies. 2002. Vol. 9, no. 2, pp. 57–64. DOI: 10.1177/107179190200900205
21. Sheehan M., Garavan T. N., & Morley M. J. Transformational leadership and work unit innovation: A dyadic two-wave investigation. Journal of Business Research. 2020. Vol. 109. Pр. 399–412. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.10.072
22. Smith B.W., Dalen J., Wiggins. K., Tooley. E., Christopher P., Bernard J. The brief resilience scale: assessing the ability to bounce back. International Journal of Behavioral Medicine. 2008. Vol. 15, № 3. Pp. 194–200. doi: 10.1080/10705500802222972. PMID: 18696313