Статьи выпуска № 3, год 2025

Промежуточные результаты реализации междисциплинарного (психо-лого-медико-педагогического) подхода в ходе консультативного приёма педиатра

Автор(ы):

Галина Александровна Мишина, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики, https://orcid.org/0000-0002-8406-2246, Институт коррекционной педагогики

Россия, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, тел.: +7 (499) 2450452, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Юлия Дмитриевна Черничкина, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи, https://orcid.org/0009-0007-1135-8576, Институт коррекционной педагогики

Россия, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8, корп. 1, тел.: +7 (499) 2450452, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Анна Владимировна Дегтярева, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом педиатрии, https://orcid.org/0000-0003-0822-751X, Институт неонатологии и педиатрии, Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Россия, 117997, г. Москва, ул. Академика Опарина, 4, тел.: +7 (495) 5314444, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Евгения Михайловна Карачунская, кандидат медицинских наук, https://orcid.org/0009-0000-4767-8407, Институт неонатологии и педиатрии, Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Россия, 117997, г. Москва, ул. Академика Опарина, 4, тел.: +7 (495) 5314444, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Наталья Александровна Приходько, кандидат медицинских наук, https://orcid.org/0000-0003-3768-6897, Институт неонатологии и педиатрии, Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Россия, 117997, г. Москва, ул. Академика Опарина, 4, тел.: +7 (495) 5314444, n_prikhodko @oparina4.ru

Дмитрий Николаевич Дегтярев, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе, https://orcid.org/0000-0001-8975-2425, Институт неонатологии и педиатрии, Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Академика В. И. Кулакова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Россия, 117997, г. Москва, ул. Академика Опарина, 4, тел.: +7 (495) 5314444, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Введение. Одной из основополагающих задач по разработке правовых и методических основ развития ранней помощи детям и их семьям является «…обеспечение межведомственного информационного взаимодействия…», «…развитие структурных подразделений ранней помощи…» (В. В. Лорер. Ранняя помощь детям и их семьям. Состояние и перспективы развития, 24.04.2024, доклад). В связи с этим обсуждается вопрос о необходимости междисциплинарного (психолого-медико-педагогического) подхода как основы эффективности решения указанной выше задачи. Внимание авторов статьи (среди которых педиатры, специальный, клинический психолог, логопед) было направлено на поиск возможных путей решения указанной проблемы, что явилось целью пилотного этапа проекта. Материалы статьи знакомят читателя с предварительными результатами этого этапа реализации совместного проекта.

Материалы и методы. Научно-исследовательский проект осуществлялся на базе Отдела педиатрии Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова Министерства здравоохранения Российской Федерации (директор Центра – академик РАН Г. Т. Сухих) совместно со специалистами Института коррекционной педагогики. С декабря 2023 года по настоящее время участниками исследования стали дети первого и второго года жизни и их родители. Было проведено 318 обследований. Участниками данного проекта также стали педиатры, специальный психолог, клинический психолог и медицинский логопед. Для достижения цели исследования были выбраны такие методы, как наблюдение, беседа, анализ медицинских данных, авторская методика, созданная на основе культурно-исторического подхода.

Результаты исследования. Пилотный этап проведённого исследования позволил определить организационные условия реализации междисциплинарного подхода к выявлению детей группы риска возникновения отклонений в психическом развитии в условиях педиатрического приёма. Были выявлены дополнительные запросы: увеличение числа участников программы вспомогательных репродуктивных технологий среди родителей; увеличение количества семей, воспитывающих близнецов; увеличение количества детей, воспитывающихся в условиях билингвизма; проблема верификации получаемых отечественными специалистами данных оценки психического развития младенцев и детей первого и второго года жизни.

Обсуждение и заключение. В настоящее время научно-исследовательский проект продолжается. Выявленные дополнительные запросы определили задачи следующего этапа реализации данного научно-исследовательского проекта – поиск показателей развития, рассматриваемых в качестве прогностического показателя «нормотипичности» дальнейшего психического развития ребёнка; разработки диагностического инструментария, позволяющего сопоставлять данные оценки развития детей младенческого и раннего возраста, получаемые отечественными специалистами, с данными оценки их зарубежных коллег.

Ключевые слова: младенческий возраст, ранний возраст, ранняя помощь, междисциплинарный психолого-медико-педагогический подход, вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ)

Для цитирования: Мишина Г. А., Черничкина Ю. Д., Дегтярева А. В., Карачунская Е. М., Приходько Н. А., Дегтярев Д. Н. Промежуточные результаты реализации междисциплинарного (психолого-медико-педагогического) подхода в ходе консультативного приёма педиатра // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 462–474. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-462-474

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-462-474

УДК: 376.1

Статья поступила в редакцию 16.06.2025, одобрена после рецензирования 25.08.2025, принята к публикации 30.08.2025.

Список литературы:

1. Козловская Г. В., Баженова О. В. Микропсихиатрия и возможности коррекции психических расстройств в младенчестве // Журнал неврологии и психиатрии. 1995. Т. 95. № 5. С. 48–51. EDN: PSUXAX

2. Павлова Н. Н. Выявление особенностей психического развития у детей первого полугодия жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС // Дефектология. 2019. № 1. С. 3–13.

3. Разенкова Ю. А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 2. С. 35–44.

4. Старобина Е. М., Лорер В. В., Владимирова О. В. Формирование системы ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики : мат-лы круглого стола «Современные достижения наук в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» 2020. № 40. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no40/book-app/the-formation-of-the-system-of-early-help-to-children-and-their-families-intherussian-federation (дата обращения: 22.06.2025).

5. Стребелева Е. А., Закрепина А. В., Кинаш Е. А. Педагогические условия коррекционной помощи детям-дошкольникам с выраженными интеллектуальными нарушениями // Актуальные вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальными нарушениями : сб. статей. М. : Институт коррекционной педагогики РАО, 2021. С. 111–115.

6. Черничкина Ю. Д. Психолого-педагогические условия развития речи детей младенческого возраста : на материале младенцев с перинатальной патологией центральной нервной системы: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 2014. 26 с.

7. Frogner L., Hellfeldt K., Ångström A.-K., Andershed A.-K., Källström Å., Fanti K. A., Andershed H. Stability and Change in Early Social Skills Development in Relation to Early School Performance: A Longitudinal Study of A Swedish Cohort. Early Education and Development. 2021. Vol. 33, no. 1. Рp. 17–37. DOI:10.1080/10409289.2020.1857989

8. Izett E., Rooney R., Prescott S.L., De Palma M., McDevitt M. Prevention of Mental Health Diffi culties for Children Aged 0-3 Years: A Review. Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 11. 24 p. DOI:10.3389/fpsyg.2020.500361

9. Judge S.L. (1998). Parental Coping Strategies and Strengths in Families of Young Children with Disabilities. Family Relations. Vol. 47, № 3. Pр. 263–268. doi: 10.2307/584976

10. Лорер В. В., Сологубова Е. С., Петрова А. С., Малькова С. В. Ранняя помощь детям и их семьям : учебно-методическое пособие ; изд. 3-е перераб. и доп. СПб. : Айсинг, 2025. 110 с.

11. Закрепина А. В. Коррекционное обучение детей с тяжелой черепно-мозговой травмой : в условиях стационарной реабилитации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03. М., 2014. 51 с.

12. Валиуллина С. А., Сиднева Ю. Г., Закрепина А. В. [и др.] Система ранней комплексной психиатрической, психолого-педагогической реабилитаци детей с тяжелой черепно-мозговой травмой : метод. рекоменд. для врачей и спец. междисциплин. команд ; под ред. д-ра. мед. наук, проф. Валиуллиной С. А.; М. : Парадигма, 2018. 21 с.

13. Лазуренко С. Б., Апросимова С. И., Свиридова Т. В., Конова С. Р., Герасимова А. М. Состояние психолого-педагогической помощи детям в учреждениях здравоохранения // Российский педиатрический журнал. 2024. Т 27, № 4. С. 269–276. DOI: 10.46563/1560-9561-2024-27-4-269-276

14. О внесении изменений в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних [Электронный ресурс] : Приказ М-ва здравоохран. РФ от 13.06.2019 № 396н. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201910040014?ysclid=mfqliew3ga981632725 (дата обращения: 22.06.2025).

15. Мишина Г. А., Черничкина Ю. Д. БД «Культурно-исторический подход к диагностике раннего речевого развития» База данных (РИД) № 2025622149 (2025)

16. Кукушкин Д. В., Нечаева Т. М., Кузнецова Т. А., Тагирова Р. Х. Комплексная оценка нервно-психического развития детей раннего возраста - позиция родителей, педиатра, исследователя // сб. 22 мат-лов междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2007. С. 106–107.

17. Кукушкин Д. В., Кузнецова Т. А., Нечаева Т. М. Факторы риска и структура задержек нервно-психического развития детей раннего возраста: возможности и перспектива диагностики на педиатрическом участке // Педиатрическая фармакология. 2008. Т. 5, № 6. С. 26–29.

18. Pearson Education. (2019). Bayley-III vs. Bayley-4: What’s changed? Pearson [Electronic resource]. URL: https://www.pearsonassessments.com/content/dam/school/global/clinical/us/assets/bayley-4/bayley-3-to-4-comparison.pdf (accessed: 25.06.2025).

 

Скачать статью в формате PDF

Особенности связей в структуре лидерской компетентности студентов, осваивающих помогающие профессии

Автор(ы):

Елена Александровна Сукнева, cтарший преподаватель, https://orcid.org/0000-0001-6302-7559, AuthorID: 1016629, факультет психологии, Иркутский государственный университет

Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7 (3952) 202349, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Введение. Целью статьи является построение компонентной модели лидерской компетентности будущего помогающего специалиста и оценка корреляционных отношений между её компонентами как в универсальном виде (у будущих помогающих специалистов в целом), так и с точки зрения специфических особенностей, имеющихся у студентов, осваивающих помогающие профессии. Отсутствие названной модели не позволяет достаточно полно оценивать и реализовывать работу по формированию лидерской компетентности студентов на этапе освоения ими помогающих профессий, что представляет проблему для современного образования в области подготовки значительной части специалистов. В статье представлены результаты исследования корреляционных связей в структуре лидерской компетентности трёх групп студентов (будущих психологов, социальных работников и врачей) на основе компонентного подхода к этой компетентности.

Материалы и методы. Выборка состояла из 120 студентов, обучающихся по специальностям: психолог, социальный работник и врач. Были использованы следующие

психодиагностические методики: 1) методика ИТО Л. Н. Собчик; 2) методика на определение лидерских качеств В. В. Травина; 3) опросник «Лидерство-служение» (SLQ) R. Liden; 4) шкала диспозиционной устойчивости DRS-15 (P. Bartone); 5) методика «Я – лидер» А. Н. Лутошкина; 6) методика оценки лидерского стиля Р. Бейлса.

Результаты исследования. Была доказана гипотеза о том, что связи между компонентами и параметрами лидерской компетентности будущего помогающего специалиста могут быть как универсальными, так и специфическими. С опорой на три выделенных компонента лидерской компетентности было осуществлено наполнение их содержанием, соответствующим профессиональным задачам помогающих специалистов. Специфическими для будущих психологов являются три связи: между навыками эмоционального исцеления и социоэмоциональным стилем лидерства (r = 0,39, р ≤ 0,05), между нацеленностью на права и возможности человека и поддерживающими навыками (r = 0,36, р ≤ 0,05), между нацеленностью на права и возможности человека и социоэмоциональным стилем лидерства (r = 0,58 р ≤ 0,01). Специфической для будущих социальных работников оказалась только одна корреляция: между созданием просоциальных ценностей и вниманием к людям (r = 0,51, р ≤ 0,01). У будущих врачей было обнаружено три специфических корреляционных связи: между деловым стилем лидерства и влиянием на окружающих (r = 0,34, р ≤ 0,05), между деловым стилем лидерства и использованием власти (r = 0,39, р ≤ 0,05), а также между когнитивным контролем за своими состоянием при взаимодействии с людьми и влиянием на окружающих (r = 0,48, р ≤ 0,01).

Обсуждение и заключение. Ядерными параметрами в структуре лидерской компетентности будущих помогающих специалистов следует считать умение поставить другого на первое место, поддерживающие навыки, социоэмоциональный стиль лидерства, креативность, эмоциональную вовлечённость, экстраверсию. У будущих психологов в корреляционной структуре появляются параметры «эмоциональное исцеление» и «нацеленность на права и возможности человека». Специфической для будущих социальных работников оказалась связь между созданием просоциальных ценностей и вниманием к людям. У студентов-медиков связи отражают их стремление к власти, психологическому контролю.

 

Ключевые слова: лидерство, лидерство служения, лидерская компетентность, лидерские способности, лидерские качества, лидерство в помогающих профессиях

Для цитирования: Сукнева Е. А. Особенности связей в структуре лидерской компетентности студентов, осваивающих помогающие профессии // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 444–461. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-444-461

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-444-461

УДК: 159.922:378

Статья поступила в редакцию 21.07.2025, одобрена после рецензирования 09.09.2025, принята к публикации 20.09.2025.

Список литературы:

1. Moya B. L., Chamorro R. M., Reparaz C., Mora P. Assessing the leadership competence of Master of Science in mining engineering students. Engineering Studies. 2020. Vol. 12, Is. 3. Рр. 218–226. ttps://doi.org/10.1080/19378629.2020.1821696

2. Fulmer, R. M., Conger, J. A. Growing Your Company’s Leaders. New York : AMACOM, 2004. 280 p.

3. Шпак Т. К. Условия эффективности развития лидерских качеств обучающихся // Социальное лидерство в образовательной среде: мат-лы всерос. науч. конф. (Ярославль, 20–25 апреля 2017 г.). Ярославль : ЯГПУ, 2017. С. 148–153.

4. Сукнева Е. А. К вопросу исследования лидерских качеств в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы теории и практики современной психологии [Электронный ресурс]: мат-лы XVI ежегод. всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (Иркутск, 20–21 апреля 2017 г.). Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. С. 257–260. EDN: YSGHHR

5. Сукнева Е. А., Чернецкая Н. И., Кедярова Е. А., Монжиевская В. В., Уварова М. Ю. Развитие лидерских способностей студентов-психологов средствами психологического консультирования [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2021. № 18, № 3. С. 130–144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-liderskihsposobnostey-

studentov-psihologov-sredstvami-psihologicheskogo-konsultirovaniya (дата обращения: 23.08.2023). DOI: 10.21702/rpj.2021.3.9

6. Weiss T. Coaching Competencies and Corporate Leadership. London : Boca Raton, 2003. 240 р.

7. Иванова Т. В., Ананьева Н. Н. Развитие лидерских способностей будущих конфликтологов в условиях вуза (социально-психологический аспект) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13, № 4. С. 176–189. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-176-189

8. Чернышев А. С. [и др.] Психология лидерства: лидерство в социальных организациях : учебное пособие для вузов / под общ. ред. А. С. Чернышева. М. : Юрайт, 2024. 159 с.

9. Селезнева Е. В. Лидерство: учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2024. 429 с.

10. Bass B.M., Bass R. The Bass handbook of leadership: Theory, research, & managerial applications (4th ed.). New York : Free Press. 2008. Pp. 1516.

11. Авдеева А. В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Тамбов 2010. 24 с.

12. Дубро Ю. С. Программно-технологическое обеспечение процесса развития лидерской компетентности у старшеклассников // Проблемы модернизации языкового образования. Иностранные языки (Сыктывкар, 17–18 мая 2018 г.). Сыктывкар : Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2018. С. 51–56.

13. Кирейчев А. В., Кирейчева Е. В. Сравнение коммуникативных, организаторских и лидерских способностей студентов-психологов на разных курсах обучения в вузе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 1(70). С. 85–91.

14. Елькина И. Ю., Есина С. В., Марченко Е. С., Фролова С. В Развитие лидерских качеств студентов психолого-педагогического направления подготовки в условиях образовательного пространства высшей школы // Образовательные ресурсы и технологии. 2024. № 2(47). С. 39–47. DOI 10.21777/2500-2112-2024-2-39-47

15. Фазлеева Л. Р. Развитие лидерских качеств студентов вуза с применением технологии социального проектирования :: дис. канд. пед. наук : 13.00.01. Казань, 2022. 217 с.

16. Анпилова Н. Г., Гетман Н. А., Котенко Е. Н., Леонов И. В., Пасечник О. А., Бурашникова И. П Формирование универсальных компетенций студентов и магистрантов – участников олимпиады «Школа лидерства в здравоохранении» // Научный вестник Омского государственного медицинского университета. 2023. Т. 3, № 2. С. 21–29.

https://doi.org/10.61634/2782-3024-2023-10-21-29

17. Tan K. L. Responsible Leadership - A Brief Review of Literature. Journal of Responsible Tourism Management. 2023. Vol. 3, Is. 1, pp. 44–53. DOI: 10.47263/JRTM.03-01-04

18. Wahyu A., Lantu C. D. Servant Leadership Theory Development & Measurement. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 115. Pp. 387–393. DOI: https://doi.

org/10.1016/j.sbspro.2014.02.445

19. Schneider T. LeadWell: The Ten Competencies of Outstanding Leadership. Publisher : Soaring Eagle Enterprises, Inc. 2021. 354 p.

20. Sendjaya S., Sarros J. C. Servant leadership: its origin, development, and application in organizations. Journal of Leadership & Organizational Studies. 2002. Vol. 9, no. 2, pp. 57–64. DOI: 10.1177/107179190200900205

21. Sheehan M., Garavan T. N., & Morley M. J. Transformational leadership and work unit innovation: A dyadic two-wave investigation. Journal of Business Research. 2020. Vol. 109. Pр. 399–412. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.10.072

22. Smith B.W., Dalen J., Wiggins. K., Tooley. E., Christopher P., Bernard J. The brief resilience scale: assessing the ability to bounce back. International Journal of Behavioral Medicine. 2008. Vol. 15, № 3. Pp. 194–200. doi: 10.1080/10705500802222972. PMID: 18696313

 

Скачать статью в формате PDF

Развитие логического мышления у военных медиаспециалистов для совершенствования в профессиональной деятельности

Автор(ы):

Виталий Михайлович Струговец, кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры информационного обеспечения, https://orcid.org/0009-0009-2399-0493, SPIN-код РИНЦ 6817-5057, Военный университет имени князя Александра Невского Министерства

обороны РФ

Россия, 123001, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14, тел.: +7 (495) 6990816, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Введение. В статье представлены результаты исследования процесса развития логического мышления у будущих специалистов органов информационного обеспечения Вооруженных Сил России. Доказана актуальность поднимаемой проблемы, которая обусловлена не только профессиональной деятельностью, но и активизацией информационного противоборства с коллективным Западом. Как педагогические инновации приводятся примеры кейсов на развитие компонентов логического мышления, решаемых во время практических занятий с будущими военными медиаспециалистами.

Материалы и методы. На основе анализа научных публикаций и личного опыта автора констатируется особая значимость наличия развитого логического мышления у медиаспециалистов как главных акторов формирования общественного мнения через средства массовой информации. В связи с чем отмечается необходимость уделять особое внимание формированию у них компетенций медиаспециалистов, обязательных для объективного анализа действий, процессов, документов и логического изложения этой информации в СМИ. В статье раскрываются дидактика и образовательные технологии развития логического мышления у будущих военных медиаспециалистов. В ходе исследования автором применялись теоретические методы познания (анализ, синтез, обобщение) и прикладные (метод табулирования и др.). Научная новизна исследования состоит в теоретическом анализе научного материала в контексте проблемы развития логического мышления у военных медиаспециалистов в интересах профессиональной деятельности.

Результаты исследования. Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении методики решения задач по развитию логического мышления у будущих военных медиаспециалистов, а также в возможности использования предлагаемых образовательных технологий другими преподавателями и вузами.

Ключевые слова: логическое мышление, военный журналист/медиаспециалист, профессиональная деятельность, упражнения с понятиями

Для цитирования: Струговец В. М. Развитие логического мышления у военных медиаспециалистов для совершенствования в профессиональной деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 413–425. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-413-425

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-413-425

УДК: 378.147

Статья поступила в редакцию 22.03.2025, одобрена после рецензирования 19.08.2025, принята к публикации 20.08.2025.

Список литературы:

1. Баженова В. В. Развитие логического мышления студентов-будущих педагогов на практических занятиях по психологии посредством применения логических упражнений. Преподаватель XXI век. 2020. № 4-1. С. 84–99. DOI: 10.31862/2073-9613-2020-4-84-99

2. Исакова М. М., Тлупова Р. Г., Эржибова Ф. А., Ибрагим А. С. Педагогические приемы развития логического мышления студентов вузов. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 2. С. 110–125. DOI: 10.25588/CSPU.2019.13.68.008

3. Яковлева Е. В. Проблема формирования логической культуры мышления студентов. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 57. С. 69–75.

4. Мирошниченко И. Н., Бобко М. Н. Развитие логических операций мышления студентов вуза // Педагогика и психология: проблемы развития мышления : мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. Т. Н. Ищенко (Красноярск, 25 апреля 2018 г.). Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнева, 2018. С. 86–91.

5. Шаймарданова Л. К. Развитие логического мышления у студентов технического вуза: проблемы и практики. Системы компьютерной математики и их приложения. 2024. № 25 С. 362–367. EDN: ZWWTAN

6. Чередниченко И. Г. Формирование профессионального мышления у студента-журналиста // Журналистика и политика: взаимодействие и взаимовлияние : сб. трудов конф. (Архангельск, 9 апреля 2020 г.). Архангельск : САФУ, 2020. С. 234–240.

7. Романенко Н. М. Формирование критического мышления у будущих журналистов: констатирующий этап эксперимента // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6 (109). С. 247–249.

8. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Частицы-дискурсивы в аспекте критичности мышления журналиста. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 64. С. 63–75. DOI: 10.17223/19986645/64/5

9. Степанова Г. Н., Бескоровайная С. А., Кублашвили О. В. Развитие концептуального мышления медиаспециалиста как интеллектуальной технологии принятия управленческих решений в медиабизнесе. Известия высших учебных заведений. Проблемы

полиграфии и издательского дела. 2018. № 4. С. 33–38. EDN: OIHZUK

10. Агатова О. А. Информационно-аналитическая работа в органах информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. М. : Инфра-М. 2025. 196 с.

11. Агатова О. А. Современные медиасистемы. Учебник для университетов. Москва, «Знание-М», 2025. 265с.

12. Струговец В. М. Развитие компетенций по информационному противоборству у курсантов, обучающихся по специальности «Военная журналистика». Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2025. № 1 (76). С. 198–209. DOI: 10.51944/20722516_2025_1_000

13. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников по УГСН 56.05.05. «Военная журналистика» (утверждены руководителем Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации 31 мая 2021 г.) [Электронный ресурс] : сайт. Система высшего образования Министерства обороны Российской Федерации. URL: https://vuz.mil.ru/

Perechen-specialnostei?ysclid=m06edt9zjk250190488 (дата обращения: 07.11.2024).

14. Петров Ю. А. Культура мышления: методологические проблемы научно-педагогической работы. М. : Изд-во МГУ, 1990. 118 с.

15. Махонин В. А. Нищета терминологии и логические основы понятийного аппарата. Научно-популярное издание. М. : Проспект, 2024. 400 с.

16. Махонин В. А. Об уточнении соотношения между понятиями «военный конфликт» и «война» // Военная мысль. 2011. № 12. С. 55–57. EDN: ORXPXH

17. Махонин В. А. О подходах к определению, классификации и пониманию причин возникновения вооруженных конфликтов // Геополитика: теория, история, практика. 2012. № 1. С. 144–148.

18. Фаткуллова Л. Н. Особенности развития логического мышления студентов будущих учителей // Образование и саморазвитие. 2010. № 2 (18). С. 186–191. EDN: PBABBL

19. Аристотель. Аналитики первая и вторая ; пер. с греч. Л. : Госполитиздат. 1952. 438 с.

 

Скачать статью в формате PDF

Изменчивость содержательных характеристик компонентов профессиональной субъектности студентов на начальном этапе обучения в колледже

Автор(ы):

Ирина Станиславовна Морозова, доктор психологических наук, профессор, директор Института образования, https://orcid.org/0000-0002-0862-7225, AuthorID: 388103, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Кемеровский государственный

университет

Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, тел.: +7 (3842) 583885, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Воронова Елена Валерьевна, педагог-психолог, https://orcid.org/0009-0007-0022-5161, AuthorID: 1038893, Сибирский колледж сервиса и технологий

Россия, 650024, Россия, г. Кемерово, ул. Космическая, 8а, тел.: +7 (3842) 289873, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Введение. В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «профессиональная субъектность студента». Проанализированы характеристики профессиональной субъектности студентов вуза и студентов среднего профессионального образования. Раскрыты компоненты профессиональной субъектности студентов среднего профессионального образования. Описаны содержательные характеристики компонентов профессиональной субъектности студентов колледжа. Цель исследования – выявить изменчивость содержательных характеристик компонентов профессиональной субъектности студентов на начальном этапе обучения в колледже.

Материалы и методы. Лонгитюдное исследование проводилось с 2024 по 2025 г. на базе Сибирского колледжа сервиса и технологий. Респондентами исследования стали 26 студентов, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн по (отраслям)». Диагностический инструментарий: тест СЖО Д. Крамбо и Л. Махолик (в адаптации Д. А. Леонтьева), опросник «Мотивация учебной деятельности» (в модификации Н. Ц. Бадмаевой), опросник «Шкала академической мотивации», методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), тест «Оценка уровня общительности», разработанный В. Ф. Ряховским. Результаты лонгитюдного исследования были проанализированы при помощи методов математической статистики.

Результаты исследования. Проанализирована изменчивость содержательных характеристик когнитивного, мотивационного, рефлексивно-регуляторного и коммуникативного компонентов профессиональной субъектности студентов-дизайнеров на первом и втором курсах обучения в колледже. На втором курсе обучения в колледже у студентов значительно снижаются «общий показатель СЖО» и показатель «цели в жизни», составляющие когнитивный компонент профессиональной субъектности. Мотивационный компонент выражен следующими показателями: «амотивация», «мотивы избегания», «интроецированная мотивация», «экстернальная мотивация». Показатель «локус контроль-«Я» определяет рефлексивно-регуляторный компонент профессиональной субъектности и имеет тенденцию к снижению у студентов на втором курсе обучения. У студентов-дизайнеров замечено повышение показателя «уровень коммуникации» на втором году обучения, что составляет коммуникативный компонент профессиональной субъектности студентов среднего профессионального образования.

Обсуждение и заключение. На основе полученных результатов лонгитюдного исследования у студентов была выявлена изменчивость содержательных характеристик каждого из компонентов профессиональной субъектности на начальном этапе профессионального обучения в колледже.

Ключевые слова: профессиональная субъектность, изменчивость содержательных характеристик, студент СПО, студент-дизайнер, профессиональное обучение, колледж

Для цитирования: Морозова И. С., Воронова Е. В. Изменчивость содержательных характеристик компонентов профессиональной субъектности студентов на начальном

этапе обучения в колледже // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 426–443.

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-426-443

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-426-443

УДК: 37.015.3

Статья поступила в редакцию 21.07.2025, одобрена после рецензирования 25.08.2025, принята к публикации 27.08.2025.

Список литературы:

1. Залевская А. А. Профессиональная субъектность в пространстве научного дискурса // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2022. Т. 15. № 6. С. 33–39. DOI: 10.17213/2075-2067-2022-6-33-39

2. Стахнева Л. А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные социальные науки. 2010. № 1 (35). С. 345–349. EDN: MVXCFV

3. Мухаметзянова Ф. Г. Категория субъектности в психологии и педагогике // Казанский педагогический журнал. 2005. № 5 (42). С. 16–22. EDN: OKGDIN

4. Гусева И. А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. Кострома, 2006. 26 с.

5. Гвоздева А. В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01; 13.00.02. Курск, 2009. 52 с.

6. Еремеева О. А. Развитие субъектности личности студентов в условиях деятельностного образовательного пространства вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. Казань, 2008. 24 с.

7. Медведева Е. В. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза // Высшее образование в Росиии. 2013. № 1. С. 82–88. EDN: POOEUR

8. Деркач А. А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2015. № 4. С. 8–13.

9. Березин А. Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Ставрополь, 2002. 21 с.

10. Исаева Н. Е. Концептуальная модель становления профессиональной субъектности будущих психологов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. Вып. № 4 (28). С. 149–153. EDN: KBXRFD

11. Краснощеченко И. П. Акмеологическая концепция становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов: автореф. дис. … д-ра психол. наук:

19.00.13. М., 2012. 46 с.

12. Миронов Г. А. Формирование профессиональной субъектности будущих психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. М., 2010. 25 с.

13. Бакирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 10 (октябрь). С. 45-54. URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16211.htm (дата обращения: 23.06.2025).

14. Волкова Е. Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1992. 22 с.

15. Серегина И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1999. 154 с.

16. Серёжникова Р. К. Становление субъектности будущего педагога в образовательном пространстве университета // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 2 (17). С. 86–95.

17. Андреева И. Г. Психолого-акмеологическая модель развития профессиональной субъектности будущих юристов: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. Тамбов.

2012. 25 с. 18. Бабич О. М. Формирование учебно-профессиональной субъектности будущих офицеров-воспитателей в процессе обучения в военном вузе: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Курск, 2012. 23 с.

19. Дьячков А. А., Шабанов Л. В. Особенности содержания профессиональной субъектности будущего офицера войск национальной гвардии России // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 6. С. 168–187. DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-6-168-187

20. Скворцов И. М. Сущность и структура профессиональной субъектности будущих офицеров // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11 (55). С. 779–789. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25419570&ysclid=mfqg05l44s541015884 (дата обращения: 24.05.2025). DOI: 10.12731/2218-7405-2015-11-63

21. Сыромятников И. В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооружённых сил Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра психол. наук :19.00.03. М., 2007. 43 с.

22. Тюриков А. Г., Большунов А. Я. Профессиональная субъектность как продукт высшего образования и подходы к оценке профессиональной субъектности выпускника вуза // Инновации в образовании. 2018. № 11. С. 105–114. EDN: YMMDFJ

23. Исаков М. В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. М., 2008. 28 с.

24. Недосека Л. А. Развитие субъектности студентов в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Ростов н/Д. 2005. 20 с.

25. Ольховская Т. А., Хабарова Т. С. Модель становления субъектности студента медицинского вуза // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-22. С. 5003–5007. EDN: TWTAIV

26. Тумшайс О. С. Субъектность в системе психологических условий личностно-профессионального развития студентов вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 2006. 23 с.

27. Хабарова Т. С. Субъектность как аксиологический фактор личностно-профессионального развития студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 157–159. EDN: SZVJER

28. Яроцкая А. С. Динамика развития субъектности студентов и учебных групп на различных этапах обучения в вузе // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 2. С. 93–109. doi:10.17759/sps.2018090207

29. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26

30. Величко Е. В., Минюрова С. А. Субъектность как системообразующий фактор и ресурс профессиональной компетентности студентов колледжа // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С. 17–21.

31. Акимов И. Б., Капцов А. В., Панов В. И., Ивкина И. А. Эмпирическое сравнение становления субъектности студентов среднего профессионального образования в академических и практических условиях их обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11. Вып. 4 (44). С. 294–305. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-4-294-305

32. Колесникова Е. И. Структура стадий становления субъектности студентов вуза // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития : мат-лы 9 Рос. конф. по эколог. психол. (Москва, 17 –18 марта 2020 г.). Курск : Университетская книга, 2020. С. 517–521.

33. Капцов А. В., Акимов И. Б., Некрасова Е. В. Внутренняя структура способов выполнения учебных действий и стадий становления субъектности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10. Вып. 4 (40). С. 284–294. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-284-294

34. Панов В. И., Капцов А. В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. С. 91–103. DOI: 10.17759/pse.2021260408

35. Трофимова Н. С. Развитие субъектности личности как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжа к новым условиям обучения: автореф. … дис. канд. психол. наук : 19.00.07. Екатеринбург, 2015. 24 с.

36. Капцов А. В., Колесникова Е. И., Панов В. И., Факторная валидность опросника стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2021. № 1 (29). С. 77–91. EDN: NHVUJC

37. Бережковская Е. Л., Кравцов Л. Г. Социально-психологическая адаптация и уровень субъектного контроля у студентов, получающих средне профессиональное и

высшее образование // Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж». 2022. № 1 (1). С. 36–50. EDN: DVEREM

38. Старостина Н. Н. Амплификация профессиональной субъектности будущих лингвистов посредством технологии развития критического мышления: автореф. … дис. канд. пед. наук : 13.00.08. Ульяновск, 2021. 30 с.

39. Ведута О. В. Становление учебной мотивации студентов технического среднего специального учебного заведения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С. 62–66. EDN: SNHBEB

40. Кожевникова О. В., Шрейбер Т. В. Несформированная профессиональная идентичность абитуриента как предиктор «кризиса второкурсника» // Вестник Пермского

университета. Сер. : Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 3. С. 381–395. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-381-395

41. Валиуллина Е. В. Коммуникативные способности студентов младших курсов медицинского университета // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 1 (21). C. 32–37. EDN: DSGXLJ

 

Скачать статью в формате PDF

Аксиологическая компетентность и профессиональный опыт педагога: перспективы дополнительного образования

Автор(ы):

Максим Александрович Костенко, кандидат социологических наук, доцент, директор, https://orcid.org/0009-0001-9682-9387, Author ID в РИНЦ: 113321, Институт содержания и методов обучения имени В. С. Леднева

Россия, 101000, г. Москва, ул. Жуковского, 16, тел.: +7 (495) 6213374, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация:

Постановка научной проблемы. В контексте приоритетной задачи укрепления ценностных основ российской школы актуализируется проблема повышения потенциала кадрового корпуса в формировании у обучающихся традиционных ценностей российской культуры. Изучение имеющегося у педагогов профессионального опыта по формированию у обучающихся ценностных ориентаций позволяет выявить дефициты, актуальные аспекты проблемы, востребованные в практике компоненты аксиологической компетентности педагогов и проектировать содержание дополнительного профессионального образования.

Цель исследования – проанализировать профессиональный опыт педагогов по формированию у школьников ценностных ориентаций и определить на этой основе актуальные направления развития содержания, форм и методов дополнительного профессионального образования.

Материалы и методы. Эмпирические исследования, проведённые в 2025 г. в форме анкетирования педагогов общеобразовательных организаций (17 регионов Российской Федерации, более 5 тыс. участников), а также непосредственное общение с педагогической аудиторией в ходе курсов повышения квалификации, других обучающих и научно-практических мероприятий, организованных Институтом содержания и методов обучения имени В. С. Леднева.

Результаты исследования показали высокую значимость для педагогов собственного педагогического опыта, который оказывает влияние на профессиональные ценности, востребованность обмена опытом с коллегами в рамках дополнительного профессионального образования; высокую потребность в развитии и экспертизе собственного опыта приобщения школьников к ценностям российской культуры; недостаточную уверенность в имеющихся образцах собственного и изученного педагогического опыта, дефицит социокультурных, краеведческих, этнопедагогических практик формирования у школьников ценностных ориентаций. Сделан вывод о необходимости проектирования и актуальном содержании ценностного компонента дополнительного профессионального образования педагогов, включая педагогическую аксиологию, ценностный потенциал учебных предметов и интегрированный модуль гуманитарных дисциплин, раскрывающий ценности российской культуры, методику их трансляции обучающимся.

Практическая значимость состоит в возможности применения полученных результатов для развития содержания, форм и методов дополнительного профессионального образования педагогических работников школ, укрепления ценностных основ непрерывного педагогического образования.

Ключевые слова: ценностные ориентации школьников, аксиологическая компетентность педагога, профессиональный опыт педагогов, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, ценности российской культуры, общеобразовательная организация, дефициты педагогического опыта

Для цитирования: Костенко М. А. Аксиологическая компетентность и профессиональный опыт педагога: перспективы дополнительного образования // Педагогический ИМИДЖ. 2025. Т. 19, № 3. С. 395–412. DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-395-412

DOI: 10.32343/2409-5052-2025-19-3-395-412

УДК: 371.134

Статья поступила в редакцию 17.07.2025, одобрена после рецензирования 06.09.2025, принята к публикации 08.09.2025.

Список литературы:

1. Сластенин В. А., Чижакова, Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 187 с.

2. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.). Самара : СИУ. 1997. 84 с.

3. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Казакова Е. И. Традиционные ценности современного российского педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. № 20 (4). С. 4–17.

4. Перминова Л. М. Аксиологические смыслы самопознания в подготовке педагога // Наука. Управление. Образование. РФ. 2024. № 2 (14). С. 18–24.

5. Кучина Е. С. Роль педагога-наставника в формировании аксиологической компетентности молодого педагога в системе повышения профессионального мастерства // Образование в Кировской области. 2022. № 3 (63). С. 44–47. EDN: XFJIIO

6. Горбунова Н. В. Методологические основы аксиологического подхода в профессиональном педагогическом образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 106–108.

7. Николина В. В. Реализация аксиологического подхода в постдипломном профессиональном образовании педагога // Нижегородское образование. 2020. № 1. С. 11–18. EDN: TMPPFV

8. Сагитдинова Т. К. Аксиологический аспект профессиональной подготовки педагогических кадров // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2024. № 3 (186). С. 4-10.

9. Ледовская Т. В. Аксиологический аспект непрерывности педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-2. С. 211–214. EDN: QFLRLB

10. Бичева И. Б., Филатова О. М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3

11. Бочарова Ю. Ю. Методологические основания исследования педагогического образования в современных социокультурных условиях : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 5.8.1. СПб., 2023. 48 с.

12. Китикарь О. В. Концептуальные основы развития региональной системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровой образовательной среды: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 5.8.7. М., 2023. 49 c.

13. Голубкова Ю. Г. Формирование личностно-профессионального имиджа молодых педагогов в системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 5.8.7. Челябинск, 2023. 25 с.

14. Красницкая Е. С. Формирование имиджевой культуры педагогов в системе дополнительного профессионаьного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 5.8.7. Челябинск, 2024. 22 с.

15. Гукаленко О. В., Вагнер И. В., Сериков В. В. Формирование у обучающихся традиционных российских ценностей в общеобразовательной организации: тенденции, проблемы, условия // Отечественная и зарубежная педагогика. 2025. Т. 1, № 2. С. 63–74. DOI: 10.24412/2224-0772-2025-104-63-74 16. Козинец Л. А. Педагогический опыт как содержательно-технологический компонент профессиональной подготовки учителя // Адукацыя і выхаванне. 2024. № 1 (385). С. 11–16.

17. Казначеева С. Н., Бичева И. Б., Казначеев Д. А. Педагогические условия методической поддержки педагогов при изучении и внедрении нового опыта // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-4. С. 64–67. EDN: APKAVY

18. Рахматова С. М. Педагогический опыт как источник формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов // Вестник Академии образования Таджикистана. 2025. № 1 (55). С. 151–162

19. Баринова Л. В. Историко-педагогический опыт взаимодействия учителей и родителей в педагогическом процессе отечественных гимназий второй половины XIX века: автореф. дис. … канд. пед. наук : 5.8.1. Воронеж, 2024. 24 с.

20. Фефелова О. Е. Технология проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Н. Новгород, 2013. 27 с.

21. Бриткевич М. С. Инновационный педагогический опыт как фактор профессионального совершенствования учителя в условиях системы повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Белгород, 2018. 25 с.

22. Рыбкина Т. А. Муниципальная методическая служба как фактор развития готовности классных руководителей к концептуализации и распространению педагогического опыта: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Челябинск, 2012. 24 с.

23. Шкерина Г. А. Педагогическое содействие молодым преподавателям высшей школы в концептуализации профессионального опыта: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2010. 24 с.

24. Насевич Е. В. Изучение передового опыта как источник получения совершенного в педагогической практике // Педагогика и психология: перспективы развития : мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары : Интерактив плюс, 2023. С. 140–142.

25. Трещев А. М., Умерова З. Т. Формирование опыта творческой деятельности педагога дошкольного образования как компонент его профессионально-педагогической культуры // Креативный и когнитивный потенциал субъектов образовательного процесса: проблемы и перспективы развития : сб. науч. статей. Астрахань, 2022. С. 106–109. EDN: YWIEHP

26. Артамонова И. В. Мастер-класс как один из методов передачи профессионального опыта педагога // Четырнадцатые открытые абакумовские чтения. сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. (Коломна, 16 февраля 2024 г.). Коломна : ГСГУ, 2024. С. 182–188. EDN: JHPQCB

27. Казакова А. А. Пути решения профессиональных проблем молодого специалиста на примере опыта педагогов-наставников // Молодежь и образование XXI века : мат-лы XXI межвуз. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под ред. М. Г. Кулешина, Д. В. Пикалова (Ставрополь, 25 мая 2023 г.). Ставрополь : СГПУ, 2023. С. 449–452.

 

Скачать статью в формате PDF