Гимназическое образование в г. Иркутске в первой половине XIX века

Автор(ы):

Кузнецова Марина Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики и документоведения, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6672-4309, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, тел.: +7(3952)426417, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье освещена деятельность иркутской гимназии в первой половине XIX века. На основе имеющихся и введённых в научный оборот новых архивных материалов представлен количественный и социальный состав учащихся в разные периоды развития гимназии, количественный и социальный состав преподавателей. Приводится достаточно подробная характеристика преподавателей, и такой подход – личностный – делает авторское исследование интересным и колоритным, затрагивает проблемы, связанные с процессом формирования сибирской интеллигенции. Сравнение материалов по Иркутску с общероссийскими данными органично включается в постановку проблемы об изучении «культурных гнёзд», которой в современной исторической науке уделяется много внимания. Цель исследования – освещение деятельности гимназии в Иркутске как центре огромного Восточно-Сибирского региона в тесной связи с развитием народного образования в России в целом и других её регионах.

Материалы и методы. В статье используются методы сравнительного анализа исторических источников, реконструкции исторического периода.

Результаты исследования. Представлена деятельность иркутской гимназии в первой половине XIX века. Отмечены следующие тенденции в развитии гимназического образования в Иркутске в первой половине XIX века: улучшение качества знаний учащихся, количественный рост численности обучающихся, общее повышение образованности и грамотности иркутян. По социальному составу большинство учащихся гимназии составляли дети дворян и чиновников; меньше обучалось детей купцов, военных и духовенства. Среди преподавателей гимназии на протяжении первой половины XIX века были выпускники Казанского университета, Петербургской духовной академии и других высших учебных заведений страны, а также выпускники иркутских школ, некоторые из них получили дополнительное образование в учебных заведениях России. Иркутская гимназия, наиболее значительное сред-нее учебное заведение в Сибири в первой половине XIX века, сыграла положительную роль в деле развития образования и просвещения, она имела большое значение для сибиряков, во многих отношениях находилась на передовых рубежах отечественного просвещения.

Ключевые слова: гимназия, состав учащихся и преподавателей, образование, качество знаний учащихся, программа обучения, успеваемость учеников.

Для цитирования: Кузнецова М. В. Гимназическое образование в г. Иркутске в первой половине XIX века // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 520–535. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-520-535

DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-520-535

УДК: 373.1

Дата поступления в редакцию: 18.10.2019

Список литературы:

1. Государственный архив Иркутской области (ГАИО) : Ф. 24. Оп. 1. Д. 42. Карт. 1455.

2. Гаращенко Л. В. Развитие частных учебных заведений в Иркутске в середине XIX – начале XX веков [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 33–37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chastnyh-uchebnyh-zavedeniy-v-irkutske-v-seredine-xix-nachale-xx-vekov/viewer (дата обращения: 23.08.2018).

3. Иркутские губернские ведомости. 1858. № 4. 10 с.

4. Казанские известия. 1815. № 60. С. 1–6.

5. Корейша Я. Исторический очерк Иркутской губернской гимназии (1789–1805).

Вып. 2: губернская гимназия в 1805–1829 г. Иркутск, 1915. 301 с.

6. Кубалов Б. Г. А. И. Герцен и общественность Сибири. (1855–1862). Иркутск : Кн. изд-во, 1958. 162 с.

7. Кудрявцев Ф., Вендрих Г. Иркутск. Очерки по истории города. Иркутск : Восточ.-Сиб. кн. изд-во, 1971. 440 с.

8. Куро Т. И. Народное образование в Смоленской губернии в 1 половине X1X века // Учен. зап. Смоленск. пед. ин-т. 1957. Вып. 5. С. 284–309.

9. Любомиров П. К истории народного образования в Саратовской губернии до освобождения крестьян // Труды Нижне-Волжск. обл. научн. о-ва краеведения. Саратов, 1924. Вып. 34, ч. 2. С. 42–54.

10. Михайлова С. М. Роль Казанского университета в просвещении народов Сибири // Сов. педагогика. 1986. № 1. С. 114–120.

11. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ).

12. Оглезнева Г. В. Народное образование / С. М. Алексеев, Г. В. Оглезнева, Л. А. Семенова и др. // Иркутский край. Четыре века: История Иркутской губернии (области) XVII–XXI вв. Иркутск : Востсибкнига, 2012. С. 197–212.

13. Отто Н. Вологодская дирекция училищ до 1850 года. Материалы для истории учебных заведений Министерства народного просвещения // Журн. Министерства нар. просвещ. 1866, октябрь. 198 с.

14. Памятная книжка для Иркутской губернии на 1861 год. Иркутск, 1861. 216 с.

15. Российский государственный исторический архив (РГИА).

16. Сперанский М. М. Письмо к А. А. Столыпину от 23 октября 1819 года из Иркутска [Электронный ресурс] // Русский архив : Историко-литературный сборник. 1871. Вып. 1–5. URL: https://runivers.ru/bookreader/book406194/#page/288/mode/1up (дата обращения: 22.07.2019).

17. Сукачев В. П. Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири. М. : Типо-лит. И. Н. Кушнерева и Ко, 1891. 268 с.

18. Эймонтова Р. Г. Просвещение в России первой половины XIX века // Вопросы истории. 1986. № 10. С. 78–93.

 

Скачать статью в формате pdf