Об изучении зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста методом наблюдения

Автор(ы):

Стародубцева Галина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ORCID https://orcid.org/0000-0002-5626-916X, Институт развития образования Иркутской области

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А, тел.: +7(3592)500904, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В данной статье описываются вопросы определения зоны ближайшего развития ребёнка в дошкольной образовательной организации через основной педагогический метод – метод наблюдения.

Исследовательская проблема состоит в том, что педагогам (воспитателям) необходимо определить индивидуальный уровень развития ребёнка, в том числе с помощью педагогического наблюдения, однако на практике им сложно качественно реализовать и применить данный метод в силу разных причин. Цель статьи заключается в изучении возможности выявления у детей дошкольного возраста зоны ближайшего развития методом наблюдения и определения конкретных индикаторов или показателей этой зоны.

Задачи, решаемые в статье: прояснить теоретические положения культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и его последователей в изучении уровней актуального и ближайшего развития ребёнка, а также на примерах результатов частных наблюдений за детьми в дошкольной организации раскрыть возможности измерения зоны ближайшего развития. В статье анализируются теоретические положения психологии и педагогики классиков и современных авторов по исследуемой проблеме. Использованы материалы записей по результатам наблюдений педагогов за детьми в дошкольных образовательных организациях.

Результаты исследования. Делается вывод о возможности выявления конкретных индикаторов зоны ближайшего развития (но не самой зоны) ребёнка дошкольного возраста при использовании метода наблюдения. Такими индикаторами могут быть такие показатели, как столкновение ребёнка с трудным заданием или проблемной ситуацией, его негативные эмоциональные проявления (ситуация драмы) в поведении либо речи, появление другой границы зоны ближайшего развития (зона актуально недоступного) в случае возникновения трудностей при решении совместных заданий ребёнка и взрослого; при этом сама зона ближайшего развития ребёнка может быть описана только через включённое наблюдение при сотрудничестве детей и взрослых.

Заключение. Результаты проведённого анализа позволят расширить возможности использования педагогического наблюдения для разработки технологии диагностики зоны ближайшего развития ребёнка-дошкольника.

Ключевые слова: зона актуального развития ребёнка, зона ближайшего развития, индикаторы зоны ближайшего развития, культурно-историческая концепция, сотрудничество ребёнка и взрослого, педагогическая и психологическая оценка индивидуального развития ребёнка, метод наблюдения, дошкольная образовательная организация.

Для цитирования: Стародубцева Г. А. Об изучении зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста методом наблюдения // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С.62–77 DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-62-77

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-62-77

УДК: 373.2+371.315.1

Дата поступления в редакцию: 11.04.2019

 

Список литературы:

1. Бурлакова И. А., Клопотова Е. Е., Ягловская Е. К. Программа «Успех»: мониторинг результатов освоения образовательной программы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Т. 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2011/n1/39949.shtml (дата обращения: 12.05.2019).

2. Вересов Н. Н., Смолка А. Л., Парадиз Р. Развивая культурно-историческую теорию: четвертое поколение приходит? // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9. № 3. С. 46–54.

3. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья вторая) // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 117–126.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. / гл. ред. А. В. Запорожец. М. : Педагогика, 1984. Т. 4. 433 с.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М. : Педагогика, 1984. 432 с.

6. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск : Изд-во Удмуртского университета, 2001. 303 с.

7. Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский…// Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96–104.

8. Клопотова Е. Е., Ягловская Е. К. К вопросу поддержки инициативы дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 4. С. 90–98. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2019/n4/Klopotova_Yaglovskya.shtml (дата обращения: 23.06.2019).

9. Котляр И. А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. Сообщение 1 // Психологическая наука и образование. 2002. Т. 7. № 1. С. 42–50.

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.03.2019).

11. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 декабря 2013 г. № 30550н // Справочник кодов общероссийских классификаторов. URL: https://classinform.ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitateluchitel.html (дата обращения: 30.03.2019).

12. Михайлова-Свирская Л. В. Педагогические наблюдения: пособие для педагогов ДОО. М. : Просвещение, 2016. 127 с.

13. Смирнова Е. О., Солдатова Ю. С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 1. С. 12–26. URL: https://psyedu.2019110102 (дата обращения: 30.03.2019).

14. Стародубцева Г. А., Фролова О. П. Педагогическое наблюдение дошкольников: вопросы профессионального применения исследовательского метода на практике // Человеческий фактор: социальный психолог. 2018. № 1 (35). С. 382–390.

15. Минсон В. Д., Хаммер М., Вересов Н. Переоценивая оценки: разработка нового инструмента оценивания с опорой на зону ближайшего развития в традиции культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 338–345.

16. Цукерман Г. А., Билибина Т. М., Виноградова О. М., Обухова О. Л., Шибанова Н. А. О критериях деятельностной педагогики [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 105–116. URL: https://psyjournals.ru/ kip/2019/n3/Zuckerman_Bilibina_Vinogradova_O.shtml (дата обращения: 30.03.2019).

17. Юдина Е. Г. Психолого-педагогическая диагностика в системе дошкольного образования: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2000. № 4. С. 95–103

18. Daniels H., Downes E. Identity and Creativity: The Transformative Potential of Drama. Dramatic Interactions in Education: Vygotskian and Sociocultural Approaches to Drama. S. Davis, H. G. Clemson, B. Ferholt, S.-M. Jansson, A. Marjanovic-Shane (eds). Bloomsbury Academic. 2015. Pp. 97–114. DOI: 10.5040 / 9781472593429.ch-005.

 

Скачать статью в формате pdf