Феномен инаковости в самосознании подростков с лёгкой умственной отсталостью

Автор(ы):

Кузьмина Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии, ORCID https://orcid.org/00000003-2367-3390, Московский государственный психолого-педагогический университет

127051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29, тел.: +7(499)9755629, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, Институт коррекционной педагогики РАО

119121, Россия г. Москва, ул. Погодинская, 8, к. 1, тел.: +7(499)2450452, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В данной статье представлено содержание феномена инаковости в самосознании подростков с умственной отсталостью, отмечено его качественное своеобразие. Инаковость – это имманентно (изначально) заданная характеристика личности и способ бытия субъекта. В подростковом возрасте этот способ бытия начинает становиться рефлексируемым и осознаваемым.

Материалы и методы. Метод беседы, наблюдения, метод феноменологической установки, контент-анализ; методики «Модифицированный вариант методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн», «Модифицированный вариант методики “Половозрастная идентификация”», методика «Это про меня», «5 Хороших Я», «5 плохих Я», «Закончи предложение»; для изучения Я-социального: «Шарики», «Закончи предложение», «Узнай о себе», «Лесенка», методика «Ситуации».

Результаты исследования. У подростков с лёгкой умственной отсталостью противопоставление «Я – Ты» сопряжено с нарушением формирования границ личного пространства и интимности. Противопоставление «Я – Мы» реализуется через сдвигание личных границ в интересах группы, особенно при первых попытках вхождения в неё. Противопоставление «Я – Вы» связано с нарушением формирования границ субординации в межличностных и групповых отношениях. Противопоставление «Мы – Они» на уровне групповой инаковости реализуется через возможность «дружить против кого-то, кто не такой, как мы». Противопоставление «Я – Они» со стороны коллектива может подразумевать буллинг, неприятие, намеренное создание в группе роли «крайнего», или аутсайдера.

Заключение. Переживание инаковости – обширное поле для научного поиска и разработки методов и способов исследования данного феномена у лиц с нарушением интеллекта ввиду неопределённости методологического базиса и методического инструментария, которая отчасти может быть преодолена означенным в рамках данной статьи подходом.

Ключевые слова: самосознание, Я-концепция, инаковость, подростки, лёгкая умственная отсталость, противопоставление, социализация, адаптация.

Для цитирования: Кузьмина Т. И. Феномен инаковости в самосознании подростков с лёгкой умственной отсталостью // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 2 (47). С. 321–334. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-321-334

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-2-321-334

УДК: 159.99

Дата поступления в редакцию: 19.03.2020

 

Список литературы:

1. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков. М. : Институт психологии РАН, 2007. 332 с.

2. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование // Собр. соч. в 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 292–436.

3. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. Ростов н/Д. : Феникс, 1998. 512 с.

4. Кузьмина Т. И. Особенности изучения и формирования личностного потенциала подростков с нарушениями интеллектуального развития. М. : Практика, 2015. 145 с.

5. Кузьмина Т. И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. М. : Национальный книжный центр, 2016. 192 с.

6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1984. 444 с.

7. Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? // Специальное образование. 2018. № 4 (52). C. 145–157.

8. Лэнгле А. Феноменологический подход в экзистенциально-аналитической терапии // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 2. С. 110–129.

9. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. Каунас : Швиеса, 1983. 184 с.

10. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М. : Ось-89, 2001. 704 с.

11. Половцев Д. О. Постструктуралистические концепции инаковости и их прочтение в мультикультурализме // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта, 2006. № 3 (41). С. 6–9.

12. Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. Петроград : Петергофское шоссе, 1915.

13. Шерозия А. Е. Психика. Сознание. Бессознательное: К обобщённой теории психологии. Тбилиси : Мецниереба, 1979. 172 с.

14. Яннарас Х. Избранное: Личность и Эрос; пер. с греч. Г. В. Вдовиной. М. : РОССПЭН, 2005. 480 с.

15. Galbusera L., Fellin L. The intersubjective endeavor of psychopathology research: methodological reflections on a second-person perspective approach // Frontiers in Psychology. 2014. № 5:1150. DOI: 10.3389/fpsyg.2014.01150.

16. Newen A. The Embodied Self, the Pattern Theory of Self, and the Predictive Mind // Frontiers in Psychology, 2018. № 9:2270. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02270

17. Newen A. The Person Model Theory and the Question of Situatedness of Social Understanding // The Oxford Handbook of 4E Cognition, eds Newen F, de Bruin L, Gallagher S. Oxford: Oxford University Press, 2018. P. 469–492. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780198735410.013.25

18. Newen A. Understanding others – the person model theory // Open Mind, eds Metzinger T, Windt J.M. Cambridge, MA: MIT Press. 2015. P. 1049–1076. DOI: 10.15502/9783958570320.

19. Newen A., Vogeley K. Self-representation: Searching for a neural signature of selfconsciousness // Consciousness and Cognition, 2003. Vol. 12. Is. 4. P. 529–543. DOI: 10.1016/ S1053-8100(03)00080-1.

 

Скачать статью в формате pdf