Формирование навыка беглого чтения у детей с общим недоразвитием речи на основе выявления ритмической структуры прозаического текста

Автор(ы):

Анна Ревокатовна Калашникова, кандидат филологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, https://orcid.org/0000-0002-2456-5693, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

400005, Россия, г. Волгоград, пр. Ленина, 27, тел.: +7 (8442) 241360, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Татьяна Андреевна Бондаренко, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры специальной педагогики и психологии, https://orcid.org/0000-0001-7073-266X, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

400005, Россия, г. Волгоград, пр. Ленина, 27, тел.: +7 (8442) 241360, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алла Игнатьевна Цой, кандидат педагогических наук, доцент, кафедры специальной педагогики и психологии, https://orcid.org/0000-0002-6037-8887

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400005, Россия, г. Волгоград, пр. Ленина, 27, тел.: +7 (8442) 241360, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Введение. В статье представлены результаты исследования влияния выявления ритма прозаического текста на формирование навыка беглого чтения у детей с общим недоразвитием речи.

Материалы и методы. Использовались методы анализа научной литературы по вопросам ритмообразования текста, внутрисинтагменного членения текста, метод ритмического анализа, статистический метод.

Результаты исследования. Выявление ритмической структуры текста, деление текста на синтагмы способствуют повышению технической стороны чтения и влияют на формирование навыка беглого чтения у детей с общим недоразвитием речи.

Заключение. Результаты исследования показали, что для преодоления трудностей формирования навыка беглого чтения очень важно научить младших школьников с общим недоразвитием речи чувствовать текстовый ритм, выявлять его на уровне синтагменного членения, находить смысловые доминанты текста. Выявление ритмической структуры текста позволяет не только отточить навык беглого чтения, но и глубже понимать смысл прочитанного.

Ключевые слова: беглое чтение, навык чтения, ритм текста, синтагма, деление на синтагмы, дети с общим недоразвитием речи

Для цитирования: Калашникова А. Р., Бондаренко Т. А., Цой А. И. Формирование навыка беглого чтения у детей с общим недоразвитием речи на основе выявления ритмической структуры прозаического текста // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 4 (53). С. 408–417. DOI: 10.32343/2409-5052-2021-15-4-408-417

https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-4-408-417

УДК: 376.1

Дата поступления в редакцию: 29.10.2021

Список литературы:

1. Гаспаров М. Л. Ритм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М. : Интелвак, 2003. С. 875.

2. Иванова-Лукьянова Г. Н. Ритм прозы от Карамзина до Чехова: монография ; 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2019. 335 с.

3. Иванова-Лукьянова Г. Н. Ритм художественных прозаических текстов как отражение жизненных ритмов человека [Электронный ресурс] // альманах «Академические тетради». Вып. 14. Тетрадь 7. URL: http://www.independent-academy.net/science/ tetradi/14/ivanova.html (дата обращения: 15.10.2021).

4. Калашникова А. Р. Ритмические характеристики текстов современной российской публицистики : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19. Волгоград, 2016. 193 с.

5. Москвин В. П. Ритм и язык. Стилистическое исследование: монография. М. : Флинта, 2019. 325 с.

6. Невзглядова Е. В. Интонационная теория стиха. СПб. : Нестор-История, 2015. 158 с.

7. Потапов В. В. Динамика и статика речевого ритма: Сравнительное исследование на материале славянских и германских языков. М. : Едиториал УРСС, 2016. 344 с.

8. Светозарова Н. Д. Синтагма // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Сов. энциклопедия, 1990. С. 447.

9. Синицына Л. В. Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.): дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01. Волгоград, 2014. 195 с.

10. Снегирев Г. Я. Хитрый бурундук: рассказы и маленькие повести. М. : Махаон, 2013. 111 с.

11. Цирульник Л. И., Лобанов Б. М., Сизонов О. Г. Алгоритм интонационной разметки повествовательных предложений для синтеза речи по тексту [Электронный ресурс] // Труды междунар. конф. «Диалог 2008». С. 563–568. URL: http://www.dialog-21. ru/media/1806/86.pdf (дата обращения: 15.10.2021). 

 

Скачать статью в формате pdf


Просмотров: 53 | Скачиваний: 93